Сероглазая красавица

Памяти моей любимой бабушки - Анны Васильевны Судаковой (в девичестве Германовой)


Жила-была сероглазая красавица. Нет, всё-таки цвет её глаз был серо-голубым. Русые волосы, тонкие, правильные черты лица... Родилась она в 1902 году и  помнила, как через их село царь проезжал. В революцию была подростком, а вот в гражданскую заневестилась. Замуж вышла скоропалительно, делов-то - сходили в контору, да и расписались. Только молодые за свадебный стол уселись, пришли за женихом - воевать отправился. Молодая жена, не отведав мужниной ласки, стала жить в его доме, дожидаться, да не сошлась со свекровью характерами - ушла. А муж с войны так и не вернулся.

Девственницей вышла замуж за сельского учителя, да и в этом браке девственницей осталась. Больным был муженёк. Но как любил он её, как заботился! Когда она слегла с пневмонией и собралась уже помирать, выспросил муж у неё заветное желание - а хотелось ей перед смертью съесть красное, наливное яблочко. Зима тогда была лютая, в погребах яблоки помёрзли, но любящий муж принёс ей именно такое яблоко, которое ей в мечтах являлось! Поправилась она, но даже из благодарности не смогла жить с немощным.

Пришло время собирать камни... Училась она бухгалтерскому делу, работала учётчицей в порту. Там и встретила отца своих дочерей - бравого кареглазого солдатика. Солдатик  со временем заматерел, выучился на прокурора, дома суровым был, неласковым... Его слово  - закон. Терпела: детей-то трое, куда идти?

Место нашла хлебное - главный бухгалтер в самом большом кинотеатре города. Тогда и шёлковые платья появились, и в парикмахерскую стала заглядывать... Да не к добру всё это было: влюбился в неё директор кинотеатра, да так сильно, что не ответить никак нельзя было. Запылал роман - не потушить! Бросила она постылого мужа, забрала детей, переехала к любимому и оформила развод. Живут, милуются... Вздохнула она впервые освобождённо и легко. Счастье ей улыбнулось. Четвёртый муж тем самым настоящим оказался.

А прежний-то не успокаивается, проходу дочкам не даёт: то на машине прокурорской покатает, то леденцами задаривает, то пакет с апельсинами (это в их-то северном городе!)принесёт... Суровость свою попридержал пока -  за ненадобностью. А девочкам чужой дядя, хоть и добрый, всё равно чужой. Начали они плакать да обратно домой проситься. И ноют, и ноют - днём и ночью... Не выдержало материнское сердце. Собралась она в одночасье, простилась с любимым, прощенья у него попросила, да и вернулась к бывшему мужу. Оформив развод с директором кинотеатра, вновь вышла замуж за прокурора.

Вот так и получилось, что скромница и тихоня пять раз замужем побывала! После возвращения много чего было - и обиды, и непрощение, и война. Ждала мужа верно, дочек сберегла, выросли красавицами - как на подбор. От младшенькой внучку несколько лет нянчила, выхаживала, с ложечки кормила - болезненная была девочка, прикипела она к ней душой. В другую страну потом часто наведывалась, лишь бы с ней увидеться. 

Почти всю жизнь в коммуналке с мужем прожили, только после ухода на пенсию отдельную квартиру получили - однокомнатную. Но и это хорошо, своя ведь!
Она любила по лесам ходить - по грибы, по ягоды... Какие грузди засаливала, какие пироги пекла! Муж рыбаком был знатным - кулебяки-то её потом за милую душу ел.
А как она пела! Голос небольшой, но чистый, тёплый. "По Дону гуляет...", "Куда ведёшь, тропинка милая?", "Враги сожгли родную хату..." - её любимые песни. Это в неё дочери певуньи - в кого же ещё? Смеяться любила, в кино на комедии хаживала.
Умела рукодельничать - шила, плела кружева, вышивала гладью...
Вязать научилась в старости. Шапочки с ушами, береты с помпонами, шарфики, варежки на базар носила, хорошо продавались. Внучки в её вещах всё детство проходили. 

В последние годы любила отдыхать в Сочи. Загорала там до черноты, кожа становилась бархатной на ощупь. Привозила корзины фруктов. Внучке нравилось гладить её руки - такие атласные, такие умелые, такие ласковые!
Любила она и Рижское взморье - младшая дочь снимала там на всё лето дачу. Нянчила детей, готовила, но и купаться, гулять не забывала. Удалось как-то устроиться вдвоём с мужем в санаторий в Юрмале. Красота! Процедуры, усиленное питание, море за окном... Да только голова почему-то кружилась частенько. Напугала она внучку - упала ночью в коридоре. Больница, приговор - опухоль мозга. Ей было 67.

Операция прошла успешно. Она выписалась с надеждой на полное выздоровление. Кокетливо проводя рукой по бритой голове, говорила:"Отрастут - постригусь "под венгерочку". Не отросли, не успели: через несколько месяцев рецидив - и конец.

Внучка - та самая, с которой она нянчилась - бережно хранит давно пришедшую в негодность швейную машинку "Зингер", красную ажурную кофточку, тетрадь с лекциями по музыкальной литературе, переписанными бабушкиной рукой, смотрит на фотографию, где бабушка (гребешок в волосах, очки на носу), склонив голову, что-то вяжет, и вспоминает лучистый взгляд, говорящий ей и только ей одной:"Родная моя! Люблю тебя просто за то, что ты есть!".

И в чертах своей дочери Анны узнаёт она дорогие черты - глаза серо-голубые, русые волосы, тонкие, правильные черты лица...


На фото супруги Николай и Анна (мои дедушка с бабушкой) в 1934-м году.


Рецензии
Читаю Ваш текст и думаю, вот бы так обо мне позже моя внучка (ей 10 месяцев сейчас) написала! Все мы внучки. Очень добрый и благодарный текст.
Позвольте пригласить Вас к моей подобной истории:
http://proza.ru/2014/10/03/1353

П.С. Мы с Вами однажды познакомились в связи с книгой Сусанны Кубелки "Наконец-то за 40". У меня на странице появился перевод еще одного небольшого отрывка из этой книги - еще одна героиня в ряду бабушек и дам. По ситуации, возможно, дело пойдет дальше и быстрее.
С уважением,

Татьяна Дмитриевна Белова   08.02.2021 00:29     Заявить о нарушении
Очень рада Вам, Татьяна! Благодарю за доброжелательный отклик. Обязательно загляну к Вам.

С теплом
~*

Вера Петрянкина   08.02.2021 14:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.