Это вначале свинья, а потом будет любовь...

Фильм «Агитбригада  «Бей врага!»
Жанр: трагикомедия
Режиссер и сценарист: В.Мельников

Фильм Виталия Мельникова «Агитбригада «Бей врага!», вышедший в прокат немногим более двух месяцев назад, уже отмечен главным призом 15-ого фестиваля Российского кино во французском Онфлере.
 
Секрет успеха новой трагикомедии именитого режиссера, скорее  всего, - в неподдельной искренности и душевной чистоте героев, в трогательных образах, совершенно не похожих друг на друга персонажей, созданных актерами В.Сухоруковым, Н.Ткаченко, А..Даниловой, К.Пироговым и др. С такой достоверностью историю,  происходящую на экране, невозможно было придумать. Это надо было пережить самому и, сохранив в памяти на долгие годы, как это уже не раз бывало, талантливо и элегантно рассказать кинозрителю.
Хоть имя Виталия Мельникова и не на слуху, как, скажем, имена Э.Рязанова или С.Бондарчука, но многие его картины , созданные за сорок лет работы на «Ленфильме», запомнились кинозрителям надолго и даже стали практически классикой отечественного кино. Достаточно назвать хотя бы «Начальник Чукотки», «Мама вышла замуж», «Старший брат», «Отпуск в сентябре».

Режиссер В.Мельников - лауреат многочисленных кинематографических премий. В разное время в его фильмах снимались звезды кино Олег Ефремов, Николай Бурков, Олег Борисов, Алексей Петренко, Наталья Гундарева, Светлана Крючкова, Иннокентий Смоктуновский.
Фильм «Агитбригада «Бей врага!» - вторая совместная работа режиссера с талантливым актером Виктором Сухоруковым. Вообще-то, популярность к Сухорукову пришла не так давно, а точнее после блокбастеров Алексея Балабанова «Брат» и «Брат-2». Правда, тогда же к актеру сразу приклеился имидж бритоголового злодея, прочно закрепившийся за ним после фильмов Е.Кончаловского «Антикиллер», В.Студенникова «Комедия строгого режима», телесериала «Бандитский Петербург» и других. И только в последнее время, после выхода на экран фильмов «Бедный, бедный Павел» В.Мельникова и «Остров» П. Лунгина, актер, сыграв императора Павла Первого и священника отца Филарета, сумел  разрушить сложившийся  в представлениях зрителей стереотип. Кстати, обе эти актерские работы принесли  В.Сухорукову престижные кинопремии «Золотой Орел» и «Ника».

По признанию Виталия Мельникова, сценарий «Агитбригады...» он писал именно под Сухорукова, о чем сам актер даже не подозревал. Прочитав сценарий фильма, Виктор подумал , что  ему будет предложена роль особиста Кольчугина, и был очень удивлен, получив одну из главных ролей – роль милиционера Никанора Калинкина. С созданием этого довольно многогранного образа  актер справился превосходно. В вызывающем поначалу некоторое презрение и негодование, вымуштрованном режимом, контуженном на фронте Калинкине, ближе к развязке сюжета начинают проступать человеческие черты и даже некоторая детская наивность и беззащитность.
Действие картины разворачивается в конце Второй Мировой войны в глубоком советском тылу. Начальник местного отделения НКВД  Кольчугин (А.Девотченко) отправляет Никанора с вверенной ему агитбригадой в небезопасное плавание по сибирской реке. В задачу наспех созданного коллектива в составе местной «киньщицы» Екатерины Михайловны Черных (А.Данилова), воспитанника специнтерната, сына «врага народа» с невообразимым именем Радуйсновэри (Никита Лейтланд), певицы и аккордеонистки, спецпоселенки из  Ленинграда  Игнатовской Веры Владимировны (Н.Ткаченко), «случайно» оказавшегося поблизости от причала ее любовника, художника Вадима (К.Пирогов) и, конечно же, самого Калинкина входит поднятие боевого духа тружеников тыла. Они плывут, останавливаясь в прибрежных селах, где выступают перед спецпоселенцами и местными жителями с концертами и крутят для них кино.
Сценарий Виталий Мельников создавал по своей же книге «Жизнь – кино».

Вот так примерно и происходит: на импровизированном экране – белой тряпице - мелькают кадры кино, а на каждой остановке – другие кадры –  кадры жизни спецпоселенцев из разных уголков огромной Родины–мачехи. В основу сюжета легли подлинные события, пережитые автором в этих же местах и в это же историческое время, а персонажи – люди, которых он сам встречал и которых хорошо помнит.
Несмотря на то, что в последние два десятилетия занавес над этой черно-белой темой  нашей истории был приподнят и в литературе, и в кинематографе, она по-прежнему остается одной из самых  тревожных и неисчерпаемых. По крупицам извлекая из памяти и архивов события и имена, мы склеиваем изорванное в мелкие клочки полотно истории страшного лихолетья, именуемого сталинской эпохой. Символично: в финальной сцене «Агитбригады...» плывут по речной глади, постепенно тяжелея и  навсегда исчезая под мутной толщей воды, свидетельства истории – путевые зарисовки художника Вадима.

Но вернемся к началу водного путешествия агитэкипажа. «Деревня Слушка, три двора!» - громко сообщает Калинкин. А с берега уже приветливо машут, приглашая на горячую уху.
На дворе 1944 год, а тут, в Слушке, ни об электричестве, ни, тем паче, о кино даже не слышали.
- Чего вы на меня смотрите, - говорит Зинаида, настраивая свою мудреную технику. - На белое смотрите. Кино будет немое. Что будет написано, я прочитаю, а что будет непонятно, объясню.
- Мамка, - вдруг восторженно вскрикивает мальчишка, впервые увидевший шевелящееся на простыне-экране изображение, - свинья!
- Это вначале свинья, а потом будет любовь, - успокаивает крикуна Зинка.
Сама же она до того отчаянно ждет пришествия этой самой любви, что даже тайком от попутчиков молится перед маленькой иконкой, прося у Господа хорошего мужа. И  дает невидимому Богу «честное комсомольское», что будет в него верить.
Если Зинаида, простая душа, живет надеждой встретить суженного, то Вера и Вадим, люди совсем другого духовного покроя, сумели пронести свои чувства через невыносимые испытания, уготованные им судьбой, через унижения и запреты. И налегая на весла руками, привыкшими лишь к  музыкальным инструментам, Вера не теряет своего женского обаяния. Остается только удивляться, как, проходя по этапам, такие хрупкие женщины умудрялись сохранять в дорожных узелках и саквояжах атрибуты прежней жизни в виде шляпок, шелковых чулок и помады, как, в условиях, не совместимых с жизнью,  им удавалось сберечь не только человеческое достоинство, но и женскую привлекательность.

Чувство любви не обошло даже самого Калинкина, выполнявшего ответственное  партийное задание. Ночь, проведенная с бригадиршей рыбачек, словно перевернула все в суровой душе бывшего фронтовика.
С любовью, казалось бы все понятно. Она сродни надежде, поскольку умирает одной из последних. Но есть в фильме нечто, понятное лишь узкой аудитории, нечто, непереводимое на язык другого менталитета. Для «непосвященных» это «нечто», - как дословный перевод: вроде, по отдельности смысл каждого слова понятен, а о чем идет речь в целом, - поди, разберись.
В этой связи мне припоминается одна история, произошедшая со мной в дни студенческой юности. Связана она была не с агитбригадой, а с агитпунктом. Агитпункт, он же избирательный участок, располагался в Красном уголке нашей общаги. Так что в день выборов (выбирать, правда, было не из кого – баллотировался-то, как это было принято в советские времена, всего один депутат) нужно было только сменить пижаму на джинсы с каким-нибудь свитерком, спуститься этажом ниже и бросить в урну бюллетень. Вывешенный накануне выборов Комитетом комсомола плакат призвал всех студентов факультета проголосовать до семи часов утра. Наша комната – шесть «зеленых» первокурсниц - успешно проспала установленный  временной рубеж и опустила бюллетени на пятнадцать минут позже. Этим, как оказалось, мы опозорили свой факультет, и  в моей учетной комсомольской карточке появился первый выговор. А немногим позже мне объявили выговор с занесением в личное дело - за неявку на прививку против энцефалита. Ну, вот, а теперь попробуйте объяснить смысл случившегося человеку, не прошедшему горнило развитого социализма.
- Изменится жизнь,- говорит Никанор, - не может она не измениться, зуб даю.
На что Зинаида игриво замечает: «Да зубов-то у него не будет, цинга все съест».
И все же суровый слуга народа и НКВД, наконец-то познавший вкус любви и жаркого бригадирского тела, заключает: «Надежда в человеке должна жить, без нее ведь как?»

...Тюмень, Салехард, а внизу на карте точечка – Слушка. Отплывает от узкой береговой полоски агитбригада «Бей врага!», и Калинкин, улыбаясь новому дню, бодро командует: «Ну, ребята, навались! И-и, раз! И-и, раз!..»
Куда принесут на сей раз холодные воды сибирской реки их ненадежное плавсредство?
 


Рецензии