37. Нечисть на скотном дворе

Указ Советника не обсуждают. Ночью лошади тревожным ржанием  скотину в смуту привели. Касьян  не спит, при каждом беспокойном  ржании бежит лошадок проверять. Помощник тень малого зверька приметил, собак спустили,  след не взяли. В глаза доверчиво глядят, хвостом виляют. Кто-то по верхам пытается пролезть в конюшню. Капканы зарядили. Утром проверили, один сработал,  в нем никого, лишь грязь вонючая  стекла на землю. Соломою  собирали, да бросили в костер, пламя неистово взметнулось.
В обед Васятка получал еду, раздатчица всем  объявляла:
- Кто заприметит  или учует незнакомый запах, немедленно охране доложить. Шутник в склад дровяной залез, и жидкостью вонючей  окропил. Внимательнее будьте, с подобным мы не сталкивались раньше. Завтра на скотном дворе Касьян устроит детям представление, подарки раздадут. Задобрим зиму, чтоб лютость придержала.
Васятка представление видел, когда Касьян готовил лошадей.  Понравилось, как лошади копытом   отбивали  и  пирамида,   не хуже той, что Стражники  подносят.
С утра  холодный ветер принес обильный снегопад,  праздник отменять не стали. Мужики мостили  из щитов укрытие для малых деток. Светик,   набросив на Мишутку соломенный колпак, стояла рядом с ним. Звон колокола  ждали с нетерпением.
Запах дыма  учуяли лошадки,  первой заржала старая кобыла,   огнем хватило дальнюю  конюшню.  Дым показался   в нескольких местах. Переполох доставил дровеник.  Смельчаки  баграми разворотили навес, растаскивая бревна, заметили, вымазанные жидкостью брёвна, продолжали тлеть, хотя и поливали их обильно. Странная жидкость, попав на тело, выжигала кожу. В крепости открыто заговорили о Нечистой силе.
       Вечером Васятка сидел между  сестрой и  писарем,и слушал  очевидцев.  Главный хранитель рукописей  им диктовал:
      -Двести лет назад,  на скотнике,  пожар случился, у животины  корм сгорел, от голода, почти вся пала. Зерно затлело, стены хранилища, не выдержав жару, обрушились. На слабость набежали мародеры. Беда в голодный год случилась. Спасая жизни, народ подался в старые кварталы и там устроил оборону.   Если поверить в сказки погорельцев, он возникал без видимых причин. Они считали,  меж ними затесалась  Нечисть.  Она бессмертна, пожарище творит, но,  с ним,  соприкоснувшись напрямую, на время гибнет,  является в обличении ином,  и распознать её непросто.      Огонь, возникший в нескольких местах, случайностью не может быть.   Придется  нам поверить  в сказки и меры срочные принять.  Знак Нечисти трилистник, она им жертвы помечает.       Облаву надобно продумать. Немедля, часть бревен,  отнести к воротам, охране глаз с них не спускать. Без дров погибель ожидает.


Почувствовав прикосновение ладоней, Касьян с трудом открыл глаза и  прошептал:
-Детишки  целы?
-Целы  лошадки, часть крыши рухнула,  стараются восстановить. Два сенных стога начисто сгорели. Ты руку мою видишь? Сколько пальцев?
-Три,  пять…
-Слава небесам,  глазища целы! Главный Советник с тобою ночь сидел, записывал твой бред. Такое нес, я думала, ум повредило от пожара. Когда ты за слепой кобылой кинулся  в огонь…
-Ты на меня ведро воды плеснула, и я понесся по проходу. Кобылу отвязал и на неё вскочил.  Сверху метнулся человек, показалась, Васяткина подружка, вцепилась,  горло стала грызть,   сопротивляться я не мог, мысли на одно направил, скорей  лошадку вывести наружу, за ней другие понесутся.  Руками ей команду подавал, когда почувствовал, что силы на исходе,   ногами подстегнул, она заржала и  рванула,   очнулся при тебе.
-Слепая лошадь, а сколько добрых дел за ней!  Глотни отвар.
-Да как же я глотну, мне девка горло перегрызла, - Касьян коснулся  шеи, от боли заскрипел зубами.
-Горло  цело, позвоночник цел и косточки на месте. Волнение почудилось  от дыма.
 Надежда присела на чурбан, припоминая разговор, дословно записала на бумаге. Дверца отворилась, вошел  Советник со старушкой. Старушка пошарила за пазухой,  достала крохотный глиняный пузырь, протянула  Надежде и приказала:
-Накапай капель  по  годам,  не больше и не меньше, разбавь водицей в три наперстка, в рот мужу  осторожно влей. Примерно через час, с ним можно поработать.
-В моё отсутствие  случился разговор? –  спросил Советник.
-Горло беспокоит, говорит, девка,  его погрызла сильно. Пыталась вразумить, что бред несёт, и дыма надышался.
-Милая, я же просил, только вопросы задавать, слова  его записывать, своё навязывать не надо.
Касьян забормотал во сне.
Главный Советник нагнулся, пытаясь, разобрать слова, спросил:
-Что он сказал?
-Котёнок забежал за стог.
-То было наяву?
-Да. Два дня котенок тёмно серый крутился возле нас,  сбежал от Кошковода. К Касьяну привязался, как собачонок следовал  за ним.  Кусок лепёшки кинули ему,   ворона спикировала сверху и обокрала малыша. Котенок вертится смешно, лепёшку ищет. Сообразил, что от вороны спасаться надо. В обед  поймал мышонка и с ним под стог забрался.  Из стога вылез, к вороне тихонечко подкрался и хвать обидчицу за хвост. Давно так не смеялись.
-Ты, почему сей факт, не записала?
-Какой вред от котенка, он радость нам два дня дарил.
-Тебя приставили к Касьяну слова  в бумагу заносить, а важно или нет, мы сами разберемся.
 
Мужики принесли лавку,  Касьяна уложили, старушка принялась осматривать его:
-Пишите,   ровное дыхание, кроме ушибов, на теле повреждений нет.  Глаза не беспокоят. Речь не терялась. Слух не испорчен.  При первом осмотре шеи с двух сторон жилы вздулись с орех величиной. После насильственной промывки живота,  исчезли странные припадки. Кожа покрылась лопухами размером  с взрослый  ноготок.  На коже метины остались, трилистники,  все одного размера.  К работе приступать пора, подействовали капли,  в распоряжении Советника  не больше полчаса,   устроить тишину.
Старушка  властно приказала:
-Касьян,  на лавку сядь, вопросы будем задавать. Припомни, что происходило с тобой  в последние три дня. 
Надежда, затаив дыхание, смотрела на Касьяна.  Он сел напротив мужиков,   стал на вопросы отвечать.  Советник вопросами   выстраивал события последних дней.  Дивились мудрости его. От зелья Касьян припомнил все, и даже   тень  нарисовал от тучки, зависшей пред пожарищем над ними. Внезапно он  валиться стал, мужики осторожно перенесли Касьяна  на лежанку, обтёрли бесчувственное тело, переодели в чистую одежду.  Сверили записи. Надежда, читая их,  воскликнула:
-Перед пожаром мужики с котеночком играли, он нападал на них, кусал за  ноги и за руки. Обычная игра, в детстве у меня от кошки царапок было  много, и я играла с ним недолго.
Оголив руку, заметила   трилистник.  Сомнения отпали разом, Хранитель рукописей прав, Нечисть с вражиной переплелась, своих поганцев в крепость поселила! Старушка покачала головой.
-С Хранителем согласна, мне о трилистниках, мать  в детстве говорила. Уходить пора, при вас хочу замерить капли. Зелье доверенное мне не шуточное дело, их дать можно однажды, второй прием  погибель вызывает.  Вот две соломки, я опускаю их на дно. Они окрасились в свекольный цвет. Одну соломку Советнику вручаю, вторую при себе держу, в любой момент проверить можно.  У Коневода в памяти, проделка наша не осядет. 
Касьян очнулся на вторые сутки и сразу же подался к лошадям.
Люди, завидев Коневода, бежали обниматься,  он от стеснения опускал глаза:
-И вы бы поступили так,  Трифон, мой друг, жизнь положил, спасая лошадей, помощник до сих пор в сознание не пришел.
-Не плачь Касьян, твой друг достойно жил, достойно смерть принял, жаль, молод был и семя не оставил.
-Семя в зачатке есть,  из-за осады, молодка  его скинуть  хочет,   скажите ей,  после осады, я сбережения  отдам.
Надежда с сожалением сказала:
-Говорено не раз,   ревёт, потраву всюду ищет.

Придя на скотный двор, Васятка  удивился,  лучники уничтожали птиц, и  тушки  их, в костер бросали. Встретившись с подружкой, он поделился новостями:
-Жаль воронье,  кому-то в голову взбрело невинных птиц уничтожать. В народе говорят, болезнь от них пошла. С трудом Касьяна откачали, помощник без сознания лежит, все тело волдыри покрыли. Придумали с огнем играть. Встретят кого и к телу факелы подносят. Опять идут, сегодня третий раз обходят.
Подружка забеспокоилась:
-Васятка,   не говори, что я с тобой сидела, меня огнем так опалили, что  на руке волдырь вскочил.
Подружка спряталась, охрана подошла к Васятке, он руку протянул к огню. Когда  ушли,  тихонько свистнул, за преданность подружка обняла  и протянула горсть орехов.

Утром  Васятку разбудила Светик:
- Вставай,   все новости проспишь,  Нечистую нашли. Была в обличии нашего соседа, спиной стояла и не заметила, как факел поднесли. Свалилась наземь,   таять начала, грязь вспыхнула,  пламя, приняв фигуру человека, гоняться,  стало за охраной.  Страху натерпелись!
Подружка постучала в дверь.
-Васятка, я новость радостную знаю, твой лучший друг вернулся в крепость, как ликовали люди!
-Тюу, глупая! Друг не вернулся, а весть из щели передал. Затих, неделю от него вестей не получали,  он связь  наладил,  нам легче наблюдения вести.
-Спасибо за доверие, народ в молчанку стал играть или обманывать друг друга
-Народ наш честен, Нечистую сбивает с толку, по договору бред несём. Нынче нащупали  чужого мужика, с ним  женщина  стояла рядом, исчезла, словно сквозь землю провалилась.  Вчера с ребятами дозор несли. Кошковод всех кошек метил, чтобы в ночи светилась спинка.
-А чем их метил Кошковод?
-Советник Главный выдумал мазило. Сначала к каждой кошке факел подносили, потом уж спинку натирали.
-Достань мне  эту мазь.
-Как же, я её достану, она в коробочке,  Советник с ней не расстаётся, заметят, доверия совсем лишусь.
-На любопытство свалишь, хотел мол, убедиться, на теле будет излучаться свет?
-Обещала с  просьбами  не приставать, - насупился Васятка.
-Обещала. Но важность дела моего, превыше обещаний.
-Ты слов  не держишь, это не порядок! Будешь приставать, отцу и матери откроюсь,  грехи свои все назову.
-Давно пора признаться, что Пентюха  в петлю отправил. Скрывают гибель ото всех. Советник приказал молчать, народ не будоражить.
-Не виноват я в гибели его, впервые слышу.
-Кто  мне о нем поведал? По  моей подсказке, вражина обнаружила его.
Васятка бросился на Ладу с кулаками:
-Ты, друга предала!
-Я. За это мне, в условленное место вражина кинула  еду, и я тебя кормила ею.
-Больше ни крошки не возьму, как все начну кормиться!
-Как знаешь,   есть захочешь, камень сигнальный пододвинь к бревну, я накормлю тебя досыта.

Прошло четыре дня.  Васятка, привыкший к сытой пище, голод с трудом переносил. Во сне проклятый камень покою не давал, катился сам собой к бревну. Он с яростью пинал его ногами и возвращал на место. В шестую ночь еда приснилась, словно наяву ел плов и мясо,  объелся сладкой и душистой дыней, мед ложками хлебал. Утром, проснувшись, ткнул  в бок сестру, пожаловался:
-Я есть хочу, голод донимает,  придумай что-нибудь.
Светик обняла брата и ласково сказала:
-Придется потерпеть, такие времена настали, дров в крепости осталось мало, всем голодно сейчас. Завтра обещались барашка детям заколоть,  печи  начнут топить зерном.
 
На седьмой день, не сознавая, он оказался у бревна. Знакомый голосок спросил:
-Ты за едой пришел?
Васятка разозлился,  пнул ненавистный камень:
-Подавись своей едой,  думаешь, я зря неделю в муках прожил?  Все голод  стойко переносят, я тоже потерплю,  нам завтра   кашу с мясом сварят. Совет решение принял, печи зерном топить,  его в хранилищах навалом.
Подружка призадумалась и прочь пошла. Васятка ликовал, как ловко осадил липучку.
После недельной голодовки он насладился сытной пищей. С вечера заснул спокойно, а утром Светику сказал:
- Я победил в себе порок, пока большая тайна,  наступят времена, и я открою смысл победы.

Светик заметила, брат  переменился, вновь потянулся к ней. Мишутку начал обнимать, бежал с охотою к отцу и время проводил с друзьями. Приметила иное, он одиночества страшился.  Однажды попросила   позвать стряпуху, та напросилась  к ней с диктовкой. Васятка головой кивнул:
- Я позову, а ты постой в дверях, покуда длинный коридор пройду.
При выходе из коридора,  ускорил шаг и быстро выскочил наружу. С чего бы это, раньше такого не бывало, подумала она.  Вечером спросила, не испугал ли кто? Васятка притворился спящим и не ответил на вопрос. Ночью её позвали  для записи предсмертных слов. Васятка  засуетился:
-А мне с тобою можно?
Женщина, погладив  по голове,  произнесла:
-Дедушка  изранен сильно и в муках принимает смерть, мне  взрослой больно слышать  стоны,   зачем тебе они? Достаточно того, что Светика тревожу.

Васятка одиночества страшился, подумав,  он пододвинул стол  к двери, забрался на него, накинув на себя  кафтан, стал дожидаться утра. В дреме  почудилось прикосновение руки, и тихий голосок  позвал:
-Васятка.
Страх  разум покорил,  на мгновение он потерял сознание. Очнулся от шлепков. Открыл глаза, перед собой увидел Ладу. Заикаясь,  пролепетал:
-Ты, как сюда попала?
-Пока  с сестрой рядился, в дверь незаметно прошмыгнула,  могу уйти, если свидание неприятно.
Васятка раздумывал, как быть, неделю   избегал  с ней встреч, внезапное появление  перепугало  насмерть. Смеяться будет надо мной.
-Прости, что принесла испуг. Однажды мать в комнату вошла, задумавшись, не слышала  шаги. Когда  рукой плеча коснулась, я взвизгнула так громко, что матушка   с трудом управилась с сердечными болями. Время опасное у нас, народ на страже. Нечистая является, то здесь, то там. Мазило нужно мне, Кошковод  кошек своих метит, а остальных в костер  бросает. Вспомни ворон,  теперь до кошек добрались. А у меня котенок есть, вот он, смотри какой красивый. С просьбой подходила к душегубу, просила жизнь ему спасти, он отказал. Надежда на тебя, достанешь мазь, отстану, все тайны наши позабуду.
Лада, прижав к себе котенка, зарыдала. Васятка, не задумываясь, произнес:
-Не вой, достану  мазь. Прикидывается добреньким, а сам костер соорудил. Его любимая кисуля мне руку прокусила,  вцепилась в ногу. Вместо того, что бы задать ей жару, меня  при всех обидел, сказал,  в хранилище – я гость, а кошка драная – хозяйка!
-Ты был в хранилище? Туда не каждому  дан ход, - удивилась Лада.
-Я  сын Владыки, бываю, где хочу. Неделю находился там, напарником у Жердя был,  при встречах, в гости зазывает. В хранилище порядок и воздух свежий поступает. Отец мой говорит, зерно народ надежный охраняет, всяк за свою работу отвечает, Жердь, например,    ведет учет зерна, его напарники, их пятеро внутри, зерно таскают для просушки, чтобы оно не задохнулось. А семенник, какой у нас, там зерен разных тьма!  В него вход посторонним запрещен.  Отец бывал там, восторгался. Трехколосник пшеничный особо охраняют. Ты видела его? Я видел! На стебле три колоска пшеничных, стебель силен,  от ветра не ложится. А семя у него, три слипшихся зерна.  Мы – Соколы, богаты мастерством. Богаче нас в округе нет, поэтому вражина и напала. Достану мазь. Главный Советник у колодца водою тело  обливает. Старый, а холод нипочем. Его маманя  придурью страдала, по снегу босиком ходила. Одежду мужнею носила и от волос на голове, избавилась бритьём. Сынок пошел в неё, одежду всю снимает и воду на себя,  хлабыст!  От удовольствия орет,  меня вместо него трясёт.

Васятка обещание сдержал,  без труда подкрался к одежде старика, нащупал коробок, открыл его и сунул  палец. Достал тряпицу, вытер  руку,  и передал  подружке:
-Мажь  кисулю, чур, договор не нарушать.
Подружка чмокнула Васятку, сунула в руки пустой кувшин и растворилась в темноте.
               


Рецензии