Робер Брессон

Робер Брессон родился в сентябре  1907 г. в Бромон-Ламот. Учился Робер в Париже и здесь же приобщился к искусству, начав с живописи. Вскоре он заинтересовался кинематографом. Во время войны Брессон попал в плен и был депортирован в Германию, где провел полтора года. Вернувшись на родину, он восстановил связи с кинокомпанией «Патэ», которая субсидировала съемки его первого полнометражного фильма «Ангелы греха» (1943).

«АНГЕЛЫ ГРЕХА». Это история  духовных исканий двух героинь – монахини и падшей женщины, нашедшей убежище в монастыре. Богатая, искренне верующая  девушка уходит в монастырь, где получает имя Анны-Марии. Молодая монахиня со всем пылом берется за спасение  души Терезы, бывшей заключенной, нашедшей пристанище в монастыре. Никто не знает, что Тереза только что убила человека, по вине которого она оказалась в тюрьме.  Спасая душу Терезы, Анна-Мария нарушает монастырский устав. Ее изгоняют из монастыря.  Однако она тайком возвращается обратно и каждую ночь в монастырском саду молится за спасение Терезы. Там ее и находят в полубессознательном состоянии. Терезу арестовывают у постели умирающей. Смерть Анны-Марии потрясает грешницу. Отбыв наказание, она вернется в монастырь, чтобы навсегда посвятить себя Богу.

Лента вызвала восторг, как у критики, так и у публики и удостоилась Большой премии французского кино. Так же восторженно были встречены следующие фильмы режиссера: «Драмы Булонского леса» (1945), «Дневник сельского кюре» (1950), «Приговоренный к смерти бежал» (1956) и «Карманник» (1959). 

«ДРАМЫ БУЛОНСКОГО ЛЕСА». Элен, дама из высшей буржуазии, поклялась отомстить бросившему ее любовнику Жану. В ночном кабачке она встречает подругу, которая так обеднела, что вынуждена продавать свою дочь Аньес богатым кутилам. Элен помогает обеим женщинам приобрести приличное  жилье и знакомит их с Жаном. Он тотчас же влюбляется в девушку, а Элен всячески покровительствует этому роману, который заканчивается свадьбой. Вот тут-то коварная женщина открывает Жану тайну – он женился на проститутке! Аньес падает в обморок, Жан убегает, но, в конце концов, возвращается к своей любимой и любящей жене. Этот фильм, четкий, как теорема, чистый, как горный хрусталь, открыл новую главу в современной кинематографии.  Построив повествование на основе довольно циничного эпизода из светской жизни, Брессон делает суровый, изысканный фильм, отличающийся удивительно  высоким стилем, и достигает поразительного мастерства в воспроизведении и аранжировке материальных видимостей – форм и звуков, предметов и фактур, теней и света, движений и жестов. Здесь окончательно вырабатывается присущая режиссеру манера, исполненная приглушенного напряжения, придававшая необычное, особое очарование всем его последующим фильмам. Диалог сведен к минимуму. Камера как бы сливается с внутренним видением персонажа. Кажущиеся на первый взгляд банальными  слова, жесты, ситуации становятся  носителями скрытых значений, метафорами глубочайшего содержания.

«ДНЕВНИК СЕЛЬСКОГО КЮРЕ». Главный герой фильма – молодой и очень ревностный кюре Амбрикура в одной из французских деревушек. Прихожане относятся к церкви формально. Они мало чем отличаются от неверующих, и подвижничество героя, изнуряющего себя постом, молитвой, покаянием, несмотря на тяжелую и все время прогрессирующую болезнь, им непонятно. Картина построена как визуализация  дневника героя. Событийная канва фактически отсутствует, и лишь нарастающее отчаяние кюре (невыносимы как физические муки, так и людское равнодушие, глухота, безверие) сообщают фильму движение. В конечном счете, раскаяние старой аристократки, прощальная реплика подростка, который, как и все, смеялся над кюре, но напоследок вызвался проводить его («без вас здесь будет не так – они смеялись, но уважали»), и символ осуществленной жертвы – огромный крест в финальном кадре, после похорон героя – олицетворяют его победу. Фильм принес Брессону мировую известность и ознаменовал триумф авторского кино. Картина была удостоена Большой премии французского кино и главного приза на кинофестивале в Венеции в 1951 году.

«ПРИГОВОРЕННЫЙ К СМЕРТИ БЕЖАЛ». К созданию фильма режиссера подтолкнул подлинный случай, происшедший  с лейтенантом Андре Давиньи, о котором он узнал из газет. Фильм представляет собой воспроизведение этого документального факта – историю побега из тюрьмы узника-антифашиста в годы немецкой оккупации Франции. Брессон подробно, досконально показывает, как герой готовит побег: затачивает черенок от ложки, превращает его в стамеску; терпеливо работая каждую ночь, процарапывает  дверную филенку, открывая себе путь в тюремный коридор, рвет на узкие ленты простыню и сплетает из них веревку. Когда приготовления уже  подходят к концу, в одиночную камеру помещают второго заключенного, молодого паренька. Герой сначала принимает его за «подсадную утку», но тот, напротив, помогает ему совершить  побег. В момент, когда побег осуществлен, и герой оказывается по ту сторону тюремной стены, фильм кончается. При видимой безыскусности сюжета Брессону удалось создать в кадре такое напряжение, что зритель неотрывно следит за происходящим. Тщательнейшим образом обработана фонограмма. Каждый звук (как это и бывает в тюрьме) наполнен особым смыслом. Фильм был отмечен премией за режиссуру на кинофестивале в Канне в 1957 г.

«КАРМАННИК». Место действия – Лоншан (ипподром), молодой человек неуверенно запускает  руку в сумочку, висящую на руке у женщины, и уходит со своей жалкой добычей и сильно бьющимся сердцем. Полиция хватает его, но тут же отпускает за неимением улик.  Мишель – одинокое существо, одержимое комплексом  интеллектуального и нравственного превосходства, - живет с этого дня только  своей нездоровой страстью к воровству.  Некий карманный вор-профессионал, заметивший его в толпе, знакомит Мишеля с наукой воровства, и они оба воруют на улицах и на вокзалах бумажники и часы.  Меж тем  в сухом сердце Мишеля внезапно пробуждается любовь к Жанне, которая самоотверженно ухаживает за его умирающей матерью. Но как раз в то время, когда он обретает смысл жизни и готов к возрождению, полицейские провоцируют его на воровство и заключают в тюрьму. Жанна приходит к нему на свидание, и он, который носил на протяжении всего фильму маску непроницаемого спокойствия, вдруг заливается слезами и целует ее сквозь прутья решетки.

 В 1962 г. Брессон представил публике свой исторический фильм «Процесс Жанны д'Арк». Лента показалась зрителям утомительной и скучной. Неудача так потрясла режиссера, что к съемкам следующего фильма он приступил только четыре года спустя. Из поздних лент Брессона следует упомянуть «Мушетт»  (1967) - безрадостный рассказ о девочке-подростке, чужой в родном доме, одинокой в школе, встречающей везде презрение и насмешки, изнасилованной подонком, которого она пожалела, и покончившей с собой.  В 1974 г. Брессону удалось  осуществить давний замысел – снять фильм «Ланселот Озерный», в основу которого положены легенды о рыцарях Круглого стола. Однако основной упор он сделал не на романтические подвиги, а на суровый реализм повествования, максимальное приближение к «правде жизни». Свой последний фильм «Деньги» (1983) Брессон поставил по мотивам рассказа Льва Толстого «Фальшивый купон». Банкнота, подделанная учеником с помощью друга, попадает в лавку фототоваров. Владелец лавки расплачивается  фальшивыми деньгами со своим поставщиком Ивоном. Тот, ничего не подозревая, платит фальшивкой по счету в кафе, но официант замечает обман. Инцидент влечет за собой крушение всей жизни Ивона: его выгоняют с работы, он попадает в тюрьму  за участие в неудавшемся ограблении банка, его ребенок умирает, жена уходит из дома. Выйдя из тюрьмы, Ивон убивает владельца небольшой гостиницы и его жену, но денег из кассы не берет. Фильм был удостоен премии на фестивале в Канне в 1983 г.

Умер Брессон в декабре 1999 г.

Реализм http://proza.ru/2023/01/28/1100


Рецензии
Благодарю вас, Константин, за интересную информацию. Все продлжаю читать с удовольствием.
С теплом.
Кира.

Кира Крузис   05.12.2011 16:50     Заявить о нарушении
Рад быть Вам полезным, Кира! Заходите, как будет время.

Константин Рыжов   05.12.2011 19:47   Заявить о нарушении