Дорожный эпизод

Я шёл к автобусной остановке. Выпавший ночью снег уже растаял, и неровности дороги были заполнены лужицами.
Навстречу двигался легковой автомобиль. Я прижался к краю дороги, дальше которой была грязь. Других «участников движения» на этом участке не было и можно было рассчитывать на то, что встреча будет мимолётной и бесконфликтной.

Но водитель оказался, по меньшей мере, невежливым. Брызги из-под колёс сумели долететь до меня, преодолев расстояние метра в три.
Было неприятно и обидно. Я ругнулся и стал мысленно «взывать к справедливости»! В ситуации простой и более чем предсказуемой - водитель обязан был хоть о чём-то подумать!

Перебирая всякие «элементарные» доводы, и мысленно будоража свои нервы, я дошёл до остановки. Там стояли двое ожидающих. Одного из них – Василия – я знал. Так что мне представилась сладкая возможность по горячим следам «поделиться» своей обидой.

Но Васе гораздо интереснее была тема давней обиды на нежелания школьников уступать ему место в автобусе! Буквально вчера он эту тему мусолил почти все 20 минут наше совместной езды из города. Правда, вчера я сдержался и сумел вытерпеть монолог о «несправедливости» в его понимании. Но сейчас, раздражённый хамством водителя, я уже не выдержал.
- Достал ты, Вася, меня своей вечной обидой. Надоело!
Василий обиженно замолчал, буркнув в ответ что-то вроде: «ну и ты тогда не жалуйся!»

Да! Я легко «выхожу из себя». Как сказал поэт: «нервы, что ли обожжены?!» Но умею оценивать свои поступки, как только успокоюсь.
Вот и сейчас, от монотонного потряхивания в автобусе, я стал вдумываться в происшедшее.

Да. В необычной ситуации поступки человека в принципе не могут быть идеально адекватными.
Ведь ЕСЛИ Я АТЕИСТ, то взывая к «справедливости», я буду выстраивать все доводы в расчёте на свои «удобства». (В данном случае - удобства пешехода). Аргументы неаккуратного водителя я мог бы понять только в состоянии спокойной беседы с ним. И то не сразу, а спустя время, когда обида «затухнет» и новые заботы заставят махнуть рукой на проблемы устаревшие.

ЕСЛИ Я – ЧЕЛОВЕК ВЕРУЮЩИЙ, то должен понимать: мир, в котором мы, люди, живём – греховен в своей основе. Жизнь, с её постоянным противостоянием добра и зла – требует частого погружения нас в ситуацию экзаменуемых этой жизнью: а как ты поступишь при таком повороте событий? Или при таком?! И будто годовые кольца на срезе дерева – в душе нашей наслаиваются тёмные пятнышки, а то и вовсе она, изначально светлая, – чернеет!

Как же правильно (а то и праведно!), надо было поступить мне в этом случае? Или в том? Как оказаться в необычной ситуации не одному, а с поддержкой сил Неба?
Может быть, прежде чем выпускать «колючки своих нервов», надо попросить: «Боже! Помоги мне удержать свою душу в чистоте и вести себя по возможности достойно!»
Ну а атеисту никто не мешает сказать, по-сути, то же самое, не произнося имя Бога.

Разумеется, «развернуть свои мысли к Просьбе», не означает отказа от решительных действий по защите себя, близкого человека, ребёнка… Тем не менее, даже секундный взгляд на Небо перед необходимостью совершить ПОСТУПОК, даёт возможность твоему Ангелу-хранителю защитить тебя, замолвить слово в твою защиту. Ведь чаще всего ты испытываешься в мелочах. И лишь накопившиеся недостойные мелкие поступки обезоруживают твоего Небесного помощника. После чего ты попадаешь в более серьёзные ситуации. Ситуации горя, болезней, смерти близких людей…!

…Так что, пока ты находишь способы держать душу в чистоте, у Небесных заступников есть силы для оказания тебе помощи!
А потом и твоим детям! И не удивляйся, что в основных вопросах жизни ты не был обойдён. У тебя был отец, вернувшийся с войны, мама, брат… Да, большого достатка в семье не было, но не было «и сумы, и тюрьмы…». Ты прожил нормальную жизнь. Работай над собой и сегодня. Не уставай возрастать!! И для себя и для … твоих детей!

… «Надо будет при следующей встрече попросить у Василия прощение за свою невыдержанность, за разгул нервишек… Ведь и он прав, требуя от школьников автоматизма в навыках уважения к старшим! Другое дело – не быть суетливым в этом требовании. Но это уже - проблемы его разумности! А сейчас речь идёт о моём поведении!»

Я очнулся от размышлений: надо было выходить из автобуса. Дел в городе было немного. Но дальнейшие события я сумел оценить лишь спустя некоторое время.

…Сначала я как-то быстро и удачно пересел в маршрутку, чтобы добраться в нужное место. Потом другая маленькая удача, о которой и рассказывать нет смысла. Но на душе теплело.

Сходил на почту за посылкой от Галины - дочери жены. У неё возникло желание подарить мне новую сумку. Я не очень приветствовал эту инициативу, т.к. и старая сумка была ещё вполне приличной. Но, всё-таки, было приятно внимание. И сразу после извлечения сумки из почтового пакета, я позвонил Галине. Похвалил её выбор, отметил качество «молний» на сумке, и – главное – искренне поблагодарил её за подарок.

Чувствовалось, что ей было приятно! «Угодить» мне с подарком не просто, а тут – она услышала мою явную благодарность!
Пока вынимал сумку из почтового пакета, как-то «на подъёме настроения» разговорился со стоящей рядом женщиной. Немолодой, но приятной собеседницей. Показалось, что и она довольна непринуждённым минутным разговором с интересным (как не похвалить самого себя!), хотя и немолодым мужчиной.
Настроение ещё больше улучшилось! Можно ехать домой.

Чтобы рассказать о завершающем аккорде в цепи удач этого дня, напомню, что моё автобусное знакомство, которое произошло в другом «дорожном» эпизоде, огорчало меня своей незавершённостью: ах, как надо было познакомится со случайным, но интересным собеседником! Узнать имя, назвать своё… А то только радостное «соприкосновение» в понимании жизни!! Да это немало! Это – удача! Но и назвать друг другу имя – было бы вполне уместным!

А тогда (при первом разговоре) я не всматривался в черты лица собеседника. Мне было гораздо интереснее «всматриваться» в его мироощущения, видеть их совпадение со своими… Единственно, что запомнилось во внешности - непримечательность. Ещё, пожалуй – некоторая внешняя усталость, резкие морщины, говорящие о нелёгкой жизни.

Поэтому мне (с моей плохой зрительной памятью) было трудно вспомнить его лицо, когда я, спустя несколько дней, оглядывал пассажиров при входе в автобус. Однажды, показалось: увидел. Но во встречном взгляде не заметил заинтересованности. И засомневался.

Прошло месяца два. И вот сейчас, подойдя к городской остановке автобуса, я, наконец, увидел его!
Да, усталый взгляд, морщины… Пожалуй, даже некоторая неприветливость в ответ на встречный взгляд незнакомца. Очевидно, это - своего рода защитная реакция современного человека, не склонного к «пустому» общению.

Я подошёл. Извинился. Поздоровался.
- Не с вами ли мы однажды ехали и говорили об однодневках?
Взгляд стал внимательнее. Наконец, память помогла.
- А… да, было…

Вот это удача, ликовал я в душе! И номинальное знакомство состоялось! Оказывается, зовут его Евгений. Живёт он в посёлке, где конечная остановка автобуса.
Разговор вновь был спокойным, интересным, приятным. Он, как и я, пенсионер. Живёт в обычных заботах. Рыбалка пока – никакая! Так: то, да сё…

Но вновь я почувствовал многие «точки соприкосновения». Родственную душу по мироощущениям.
В ответ на его расспросы о том, где живу, я пообещал при-гласить его в гости, когда всё зацветёт!
И – автобус подошёл к моей остановке. Я вышел с приподнятым чувством. Снова задумался о впечатлениях дня.

И вдруг мне пришло в голову: а не явились ли все сегодняшние удачи – УТВЕРЖДЕНИЕМ О ВЕРНОСТИ МОИХ ВЫВОДОВ, как праведно надо вести себя в неожиданных ситуациях?

Уже после записи этого рассказа вечером я внимательно осмотрел обрызганные утром брюки. Высохшие пятна от брызг …что-то и незаметны!

Я не знаю, разовьются ли дальнейшие наши отношения с Евгением в дружбу? (Хотелось бы, конечно!) Возможно, главная значимость этих событий проявится не для меня, а, скажем, для той приятной немолодой собеседницы на почте в минутном разговоре. Скажем, через передачу её хорошего настроения кому-то ещё… Дай Бог ей или «кому-то ещё» всего светлого и нужного!...

Главное, наверно, не в конкретном человеке, на которого снизошло благо с Неба! Главное, видимо, в том, что, даже не сумев правильно поступить в ответ на бытовой экзаменационный вопрос жизни, мне удалось правильно осмыслить произошедшее? ПОКАЯТЬСЯ. Сделать нужный вывод. Получить Подсказку с Неба! И поделиться Ею с вами.

А кто-то из вас, вобравший мой опыт, сумеет подняться ещё на одну ступеньку…

P.S. (Всё Бог да Бог! - недовольно заметит атеист, потратив время на чтение этого эпизода. Можно и без веры в Бога быть порядочным человеком!)

Можно. Можно жить и без помощи родных, близких людей… Ведь ты – молодой, здоровый, порядочный человек!
А можно и не чураться помощью родных и друзей. Умея быть благодарным, и самому при необходимости помогать им.

Можно и не отвергать Помощь Неба. Помогая Ему ответно лишь тем, что думаешь о Нём.
                Начало марта 2010 г.


Рецензии