О натюрморте. Цветы и лягушка 4. О воскресении

    В натюрморте Я. Брейгела Старшего (Бархатного) определенное сочетание деталей позволяет их интерпретировать. Напомним, что лягушка с древнейших времен была символом воскресения – такое значение пришло из Древнего Египта. Образ этого животного вошел в старинные книги эмблем, и сопровождается там текстом, указывающим на то же значение. Так, лягушка присутствует в сборнике эмблем немецкого автора М. Хольцварта, с надписью : «Воскрешение». Обратим внимание, что в натюрморте Я. Брейгела рядом с лягушкой помещен цветок незабудки – призыв к воспоминанию. Можно также присмотреться к мелким цветам, сгруппированным возле подснежника, и обнаружить три трехцветные фиалки, более известные у нас под названием анютиных глазок. В западноевропейской традиции они служили символом скромности и памятливости, а также размышления. Благодаря сочетанию трех лепестков их цветы могли быть символом Святой Троицы, а желтый треугольный глазок в центре напоминал знак Всевидящего ока.
     Сочетание традиционных символов в натюрморте с лягушкой позволяет видеть в нем не только прекрасные цветы, но и призыв к следованию пути чистой добродетели, помня о воскресении души и возможности достижения Небесного царства. Добродетели противопоставлены знаки быстро гибнущей суеты и земной роскоши – это хорошо заметно в образе готовой к увяданию розовой розы.


Рецензии