Смотрите, кто пришел!

или о том, что авторская песня и теперь живее всех живых

Неторопливо истина простая
В реке времен нащупывает брод:
Родство по крови образует стаю,
Родство по слову - создает народ.
А..Городницкий
 
«Споемте, друзья!», «Под гитару» и множество других передач и документальных фильмов, вышедших на российских телеканалах НТВ, Ностальгия, Культура, Первом в прошедшем году, были посвящены бардам и их песням.
О том, что бардовская песня, рожденная в начале шестидесятых прошлого столетия на московских и ленинградских кухнях, там же и умерла, я слышу уже примерно полтора десятка лет. И, как ни странно, все это время  наблюдаю воочию ее небывалый расцвет, да еще и не только по месту рождения, а по всему Земному «шарику» - от Москвы до самых до окраин (типа Австралии, Америки, Израиля и т.д.). Кстати, что касается Израиля, именно полтора десятка лет назад мне довелось стать свидетелем рождения на святой земле Иерусалима первого ближневосточного  конкурса самодеятельной песни. Как вы понимаете, авторскую песню в Иерусалимском городском саду «Ган Сакер» пели «наши» и не на иврите. А в жюри председательствовал легендарный шестидесятник, питерский бард Евгений Клячкин. Выполняя тогда редакционное задание газеты «Новости недели», я беседовала с Евгением Исааковичем, и  он был просто в восторге от талантливых участников конкурса. К сожалению, и сам конкурс, и это интервью были последними в жизни мэтра. Спустя несколько дней в Средиземном море случилась непоправимая трагедия... На кладбище «Аяркон» Евгения Клячкина вместе со всеми провожал в последний путь его самый близкий друг, Юрий Кукин, приехавший на гастроли. Концерт, на который давно уже были распроданы билеты, Кукин не отменил, но глаза его были красными от слез.
С той поры немало воды утекло, и песен множество перепето у костров по берегам Волги, Кинерета и других германских, американских, канадских и прочих рек, озер и морей. Фестивали бардовской песни, представьте, теперь даже в Швейцарских Альпах проводятся. За эти годы движение КСП, вслед за КСПшниками, распространилось по всему миру, сохранив при этом верность традициям жанра.

Как сказал в «Диалоге у новогодней елки» поэт Юрий Левитанский: «Я уже слышал, и слух этот мною проверен, будто бы в роще сегодня звенела свирель». Тому, что бардовская «свирель» звенела, звенит и не собирается умолкать, есть неопровержимые вещественные  доказательства: многочисленные записи телепередач и концертов, хранящиеся в архиве eTVnet. При желании, вы можете пересмотреть множество интервью и выступлений ныне здравствующих патриархов авторской песни Александра Городницкого, Юрия Кукина,  Владимира Туриянского, Юлия Кима; их коллег, пришедших в жанр в 70-х:  Вероники Долиной, Алексея Иващенко, Александра Мирзаяна; в 80-х-90-х: Натэллы Болтянской, Натальи Дудкиной и совсем молодой творческой поросли нового века.
Кто-нибудь припомнит, как часто на голубых экранах прошлого столетия (не считая последних десяти-пятнадцати лет) мелькали подобные имена и лица? Действительно, советская власть не особо жаловала поэтов с гитарами, исполняющих странные и подозрительные песни. Поэтому, и знать их многие попросту не могли.
Зато сегодня, какая популярность! Проект «Песни нашего века» прошел  при полных аншлагах во множестве городов ближнего и дальнего зарубежья, его видео- и аудиозаписи  раскупались с невероятной быстротой. Истинные «радетели» жанра упрекают современную бардовскую песню в том, что она меняет привычные места обитания, перебираясь из палаточных городов в теплые концертные залы, в том, что она становится на коммерческие рельсы. Да разве ж это плохо, когда настоящая поэзия и хорошая музыка ценятся еще и рублем (долларом, евро, шекелем), когда у талантливых людей появляется возможность заниматься своим призванием профессионально? Если песня собирает залы, значит ли это, что она умерла?

Буквально  пару  месяцев назад в канадском городе Торонто состоялся концерт Александра Моисеевича Городницкого. Те, кто заранее не позаботились о том, чтобы приобрести билеты, встретили у окошка кассы вежливое объявление: «Извините, все билеты проданы». Семидесятичетырехлетний автор «Снега», «Перекатов», «Атлантов», «Кожаных курток» был в отличной физической и творческой форме. Зал приветствовал кумира шквалом аплодисментов. Своеобразный итог полувекового творчества,  поэтический сборник, изданный недавно в Иерусалиме «Родство по слову», зрители бойко раскупали в антракте.(Ну, и кто там хоронил авторскую песню?)
В далеком 1970 году из  африканской командировки в Сенегал Городницкий привез песню, которая на долгие годы сделала его «невыездным». «А ведь жаль, что так ничего и не было», - любит повторять Александр Моисеевич перед исполнением «Жены французского посла». Бывшая крамола навеяла мне следующие строки:

Поэт и в Африке поэт
А.М. Городницкому

Жаль, жена французского посла
Русского совсем не понимала,
В Сенегале не того пасла,
И не с тем в постели зажигала.
Шельма, хороша была собой,
Зря бы Городницкий не трепался,
Если б душу не свела ногой,
Он и за перо б тогда не брался.
Где теперь жена того посла
И ее нога нагая тоже?
Вечность уже с той поры прошла...
На кого теперь она похожа?
Краскою скрывает седину,
«Ботокс» на морщинки переводит,
Не в обиду бабе, не в вину, -
С кем сегодня в будуары ходит?
Как она живет и с кем живет,
Кто ее теперь, простите, знает?
Может кофе на террасе пьет,
Пенсию в Париже получает?
А поэт и в Африке поэт,
Даже если на восьмом десятке,
Ведь поэт не замечает лет,
Настежь распахнув свои тетрадки.
Мысль его по-прежнему светла,
Молод и теперь он небывало,
...Ах, жена французского посла,
Давний солнца луч из Сенегала.

Только в прошлом году на различных российских телеканалах вышло более десяти передач и фильмов с участием А.М.Городницкого, таких как «Песни нашего двора. Территория свободы», «Под гитару. Песни Евгения Клячкина», «Атланты. В поисках истины» и другие.
В начале шестидесятых, во времена первой и самой мощной бардовской волны, на свет появилась и, как пожар, пошла по всей стране песня «За туманом». Ее автор, тренер по фигурному катанию Юра по прозвищу Кук рассказывает в передаче «Под гитару»: «Я не певец, не композитор, не гитарист. Я просто придумываю песни, и за это мне их разрешают петь. Когда первый раз, сорок лет назад, я поехал в экспедицию, то знал точно, что еду за туманом. Я до сих пор таким же и остался».
Я знакома с человеком, который живя в провинции,  разучил песни Кукина, бесконечно слушая их записи на бабинном магнитофоне, - правда, чьи это песни, он не имел ни малейшего понятия. Через много лет, уже в эмиграции, он побывал на концерте Юрия Алексеевича и наконец-то узнал имя автора «Гнома», «Гостиницы», «Ну, поехали!» и других любимых им со времен юности песен.

Ведущая телепередачи «Споемте, друзья!» – дочь двух легендарных бардов Юрия Визбора и Ады Якушевой, журналистка Татьяна Визбор, в беседе с Алексеем Иващенко рассказывает, как услышав на Первом Всесоюзном фестивале, проходившем в 1986 году в Самаре, молодой дуэт «Иваси», ее мама поняла, что авторская песня не умерла.
- Да это вообще не обсуждается, - продолжает разговор А.Иващенко, - Что за глупости? Кто это решил, что жанр умирает? Это – нелепое утверждение. Что такое вообще авторская песня? Ответ простой: это когда человеку хочется сочинить песню не потому, что он хочет ее продать, раскрутить, записать на радио, а просто так, - потому что душа просит. Вот он берет и сочиняет. И это желание всегда будет оставаться в людях.
Так уж случилось, что от поющего дуэта «Иваси» теперь на сцене остался лишь Алексей. Но песни, написанные и спетые им уже без участия Георгия Васильева, оказались не менее талантливыми. Три года назад, прилетев всего на день в Израиль, Алексей Иващенко дал сольный концерт на бардовском слете «Сахновка». Тогда он не только привел в совершеннейший восторг публику, но и сам растрогался до слез: «Такой любви и преданности авторской песне, как здесь», - сказал он, - «я не видел у нас в Москве».
Тогда же я впервые услышала песню «Я не слишком-то доволен планетою». А после второго ее прослушивания, уже на концерте в Торонто, написала:

Недовольному землянину
Алексею Иващенко от соседей по планете

Хоть не слишком ты доволен планетою,
Но довольны планетяне тобой,
Потому и песню, Лешей  пропетую,
Кто-то носит по Земле за собой.
Вместе нам когда-то славно летелося,
Может даже не меняли б мы курс,
Но обшивка корабля разлетелася,
И мотор забарахлил,
И не ясно, кто рулил
Драндулетом под названьем Союз.
На чужом борту летим, словно в «Кащенко»,
Экипаж их мы имеем ввиду,
Мы с собою взяли диски Иващенко,
Это - лучшее, что есть на борту.
Диск послушаешь - душа согревается,
Даже снежною канадской зимой,
Если черная дыра надвигается,
И в поток небесных тел
Ты на скорости влетел,
Плюнь на все, возьми гитару и пой.
Мы в дороге, не ворча и не жалуясь,
По наитью выбираем пути,
Со стоп-кранами не кончили шалости,
Может где-то снова взбрындит сойти.
Отчего ж ты не доволен планетою?
На фига тебе еще посмешней?
Пассажиры мы с тобой безбилетные,
И пусть контролеров взвод
Вдруг с проверкою войдет...
Коль наше счастье так летуче,
Мы разрешим ему полет,
Мы разрешим ему полет.
         
В упоминавшемся уже диалоге с Т.Визбор Алексей Иващенко поделился с ведущей и телезрителями своей новой творческой идеей: организовать в Москве концерт нового поколения бардов и назвать его: «Смотрите, кто к нам пришел!»
Безумный всплеск интереса к бардовской песне в последнее время, аншлаговые залы   А.Иващенко объясняет тем, что «маятник качнулся», и связано это с появлением молодых и очень талантливых ребят, таких как Кира Малыгина, Ксения Полтева, Роман Филиппов и др.

...Есть такая особая планета «Бардовская песня», которая собирает ежегодно только в России больше четырехсот фестивалей, 19 - в Америке и еще десятки - в других странах.
А в августе 2008 года в Крыму, в Коктебеле, пройдет уже пятый Международный  бард-слет. Объединяет поющий народ со всех уголков нашей планеты не что иное, как «родство по слову».
«Благородные песни и гимны», - говорит в одной из телепередач Александр Мирзаян, - «делают народ достойным процветания».
Мелькают десятилетия, а бардовская песня осталась по-прежнему любимой  и желанной, - возможно, потому, что более демократичного и «народного» жанра и придумать-то невозможно.
 


Рецензии
Фестивали есть..., и люди к ним тянутся....
Только телевидение наше об этом скромно умалчивает....

Николай Чечёткин   12.08.2010 10:13     Заявить о нарушении
Неприбыльное это дело.

Лилия Скляр   15.08.2010 08:15   Заявить о нарушении