Планета балета

               

          «Если ты сумел это сделать в Нью-Йорке,
           Значит, сумеешь это сделать везде.»
                (слова из песни)

    По весьма авторитетным прогнозам на культурную столицу мира - Нью-Йорк надвигается невероятный «звёздный ураган». Подобные катаклизмы уже случались и раньше, как на территории Северной Америки, так и в Европе. Но за последние пятнадцать лет они уже приняли довольно хронический характер.
   Ещё на закате прошлого века, в 1996 году,  этому необычайному явлению было присвоено имя «Звёзды балета 21 века», и с тех самых пор оно с необычайной скоростью набирает творческие обороты и  популярность в определённых кругах.  Специалисты предполагают, что докатившись до Америки в восьмой раз, «ураган» захлестнёт многотысячный зал крупнейшего культурного комплекса  Нью-Йорка - Линкольн центра с такой невероятной силой,  для оценки которой  недостаточно будет и десятибалльной шкалы. Для того, чтобы стать свидетелями беспрецендентного события: участия в одном гала концерте сразу полутора десятка самых звёздных артистов балета планеты Земля, в «Большое яблоко» слетается бомонд и журналистская братия со всего мира. Так русскими бизнесменами и спонсорами этого величайшего события в международной культурной жизни уже заказан самолёт, который накануне великой галы возьмёт курс со взлётной полосы Москвы на Нью-Йорк. Чтобы ускорить выдачу американских виз  российским танцовщикам, в дело вмешалась даже чета  Клинтонов.
   Просто собрать в одночасье под одной крышей столь востребованных звёзд балетного мира, график выступлений которых расписан надолго вперёд, буквально по часам, уже само по себе настоящее искусство. Так, например, блистательный фаворит Большого театра Николай Цискаридзе должен прибыть к месту назначения всего за четыре часа до поднятия  занавеса.
   О своём согласии получить аккредитацию на предстоящее феерическое зрелище сообщила устроителям праздника  звезда другой творческой епархии - прима американской журналистики - сама Барбара Уорт .
   Ровно сто лет назад легендарный российский антрепренер Сергей Дягилев впервые открыл в Париже сезон русской оперы, а спустя ещё год – оперно-балетный сезон. Тогда мир искусства буквально ошеломил особо  тонкий, отточенный до мелочей, неповторимый русский почерк классического танца в исполнении Анны Павловой и  Вацлава Нижинского. Немногим позже, в 1911-ом, Дягилев создал собственную балетную труппу, которая просуществовала вплоть до его смерти. После ухода из жизни Сергея Дягилева, с 1929-ого – года, образовавшаяся «ниша   оставалась не заполненной, десятилетиями, ожидая достойного преемника.  И, хотя, в шестидесятых поклонники Юрия Визбора распевали: «...а так же в области балета мы впереди планеты всей...», русским не так-то просто было пробиться на «дикий запад», чтобы вновь продемонстрировать  филигранное мастерство национальной балетной школы, А когда, всё же выпадали на долю артистов редкие  зарубежные гастроли, то именитые труппы, несмотря на бдительный контроль со стороны  спецслужб, на обратном пути то и дело недосчитывались кого-нибудь из исполнителей. Так, Мариинский лишился одного за другим своих лучших солистов Рудольфа Нуреева(1961 г.) Натальи Макаровой(1970г.), Михаила Барышникова(1974г.).
   К счастью, время размыло государственные границы для волшебного мира балетного искусства, а термин «антрепренёр»  в мире шоу бизнеса  заменил другой, модно звучащий: «импресарио».
     И вот, спустя почти семьдесят лет, другой, тоже русскоговорящий импресарио, Соломон Тенсер вернул, наконец-то, Парижу, так почитаемые на заре прошлого столетия, балетные сезоны. А начало третьего тысячелетия «Звёзды балета 21 века» встретили уже  на сцене Линкольн центра.
   Гениальный продюсер единственного в мире столь масштабного балетного шоу, не имеющего конкурентов во всём мире, отмеченного благодарностями администрации президента России и премьер-министра Канады, мэров Парижа и Торонто, господин Соломон Тенсер в эксклюзивном интервью журналу Телевед любезно согласился  рассказать нашим читателям, об истории создания величайшего творческого проекта века и его планах на будущее:
   
  С. Тенсер: Знаете, начало всему, как ни странно это сейчас прозвучит, положили ни творческие планы и фантазии, ни деньги, ни желание прославиться, а любовь. С тех пор, как я встретил свою Наденьку, вся моя жизнь  неразрывно связана с  балетным искусством. Надя – великий мастер балета, талантливый педагог и просто гениальный артистический директор международного проекта «Звёзды балета 21 века» О ее профессиональных достоинствах и женской красоте не раз писали самые известные газеты и журналы мира. В 1998 году ей была присуждена наивысшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит», а в прошлом году на сцене Линкольн центра одновременно Наде и главному дирижёру  Мариинского театра и Лондонского симфонического оркестра  Валерию Гергиеву были вручены платиновые ордена с бриллиантами, удостоверяющие присвоение высокого звания «Светило искусства 21 века». Одна из самых престижных французских косметических фирм «Ланком», создав отделение «Абсолю», выбрала  лицом его рекламы трёх великолепных женщин мира: в Париже – Катрин Денёв, в Лондоне – Ингрид Бергман и в Торонто Надю Веселову – Тенсер.  Надя принимала  участие в работе жюри конкурса «Балетный Бенуа», который проходил в Москве,  на сцене Большого театра. А  свой первый гала концерт мы с Наденькой сделали в 1993году и посвятили его легенде русского балета, Надиной учительнице Алле Осипенко. Дело в том, что незадолго до своей смерти, Рудольф Нуреев пригласил бывшую любимую партнёршу Аллу Осипенко, преподавать в балетной группе Парижской оперы, которой он тогда заведовал . Наша встреча с Аллой состоялась во Флоренции и мы сразу же пригласили её посетить Северную Америку, где она до этого ни разу не была. А порадовать её решили роскошным представлением, на котором, кстати, танцевала и Надя.
 
  Корр.: Я читала в одном из интервью, данных  Аллой Осипенко, что на тех самых парижских гастролях, с которых Нуреев больше не вернулся в Петербург, она танцевала с ним в паре. После выступления по особому распоряжению Аллу каждый раз запирали в гостиничном номере. Ну, а по возвращении  домой, её постигла та же участь, что и других, некогда танцевавших в паре с «изменником Родины». Осипенко на долгие годы стала невыездной.

 С. Тенсер: Теперь вы понимаете, что значила для неё и для нас эта встреча! Надо ещё сказать, что Алла, сама обучавшаяся балетному мастерству у величайшей Агриппины Вагановой, выпустила всего один класс в хореографическом училище Кировского. В нём-то и занималась Надя.  На наш концерт согласились приехать лучшие артисты мира. Прошёл он с величайшим артистическим успехом, но вложив в его создание все свои деньги, я потерпел полный финансовый крах. А моя Наденька сказала, что это только начало наших больших побед. Как я мог тогда в это поверить? Но её слова оказались пророческими. Первый наш концерт действительно стал поворотным событием и в нашей судьбе, и в судьбе мирового балетного искусства.
   В том же году умер Рудольф Нуреев. Те, кто, побывал на нашей первой гале, подходили ко мне и говорили: «Соломон,- ты должен сделать вечер памяти Нуреева». Но я только разводил руками. Что я мог, если потерял все свои сбережения? И всё-таки, случилось так, что североамериканский фонд доверил именно мне организацию и проведение этого вечера. Тогда появилось много завистников и недоброжелателей. Но, несмотря ни на что, успех был ошеломляющим.
    Знаете, когда я спустя  три года появился со своими проектами в Париже, многие отнеслись к моим стремлениям скептически. Мне говорили: «Что ты тут делаешь. Ничего у тебя не получится. Кто ты вообще такой?» Но когда узнавали, что я – организатор вечера памяти Нуреева в Торонто, смотрели на меня уже совсем по-другому.

  Корр.: Не страшно было покорять Париж, где публика в своё время освистала даже самого Вацлава Нижинского?

 С. Тенсер: Что вы, конечно,страшно. Мы накануне собственного концерта побывали в том же зале театра на Елисейских полях на прекрасном спектакле молодого коллектива «Жён бале де Франс» На мой взгляд артисты  танцевали хорошо. До сих пор не понимаю, что тогда произошло, но публика вдруг начала топать ногами и издавать странные свистящие звуки.
Я подумал: « Ужас! Если они им свистят, то, что же будет с нами?»
   Кстати, вечером, у касс, в огромной очереди желающих попасть на концерт, я заметил нашу легендарную балерину Наташу Макарову. Я был так рад вручить ей пригласительный билет!
   И вот уже начался наш концерт. После первого номера в зале раздались более чем скромные похлопывания. Я в ужасе жду свиста и думаю: «Ну что мы ещё можем теперь сделать? Ведь мы уже сделали всё, что могли».  После второго номера апплодисменты усиливаются. А на третий мы выпускаем великого Карлоса Коста, который исполняет «Корсар». Зал просто взрывается овациями, которые уже не прекращаются до самого последнего номера. Совершенно неожиданно для нас, успех был ошеломляющий. Когда мы с Надей вышли на сцену, зал просто орал, и мы не могли поверить, что всё это происходит с нами.
    Так случилось, что были в зале и устроители Каннского кинофестиваля. Они  посещали разные культурные мероприятия Французской столицы, в надежде найти что-нибудь необыкновенное для церемонии « закрытия» века в Каннах. Так мы получили предложение выступить в знаменитой французской Ривьере.

  Корр.: Двадцатый век вы «закрыли» в Каннах, а открыли новое тысячелетие уже в Нью-Йорке?
 
 С. Тенсер: Да, в двухтысячном участники гала концерта «Звёзды балета 21 века» танцевали на сцене Линкольн центра. Представляете, газета «Нью-Йорк таймс» написала тогда, что Соломон Тенсер установил в зале какие-то хлопательные машины. Ведь таких оваций американская культурная столица не слышала со времён Джоржа Баланчина и Рудольфа Нуреева.
 
  Корр.: В этом году вы отмечаете сразу два больших юбилея: двадцатилетие создания вашей академии балета и джаза и пятнадцатилетие со дня первого гала концерта. А               балетоманы всего мира уже с нетерпением считают дни, оставшиеся до открытия нового поистине величайшего события в культурной жизни планеты. Очередная  гала откроется в Нью-Йорке 11 февраля. Чем на этот раз вы намерены удивить поклонников изысканного жанра?
 
   С. Тенсер:  Нынешняя  гала Нью-Йорка представит лучшую молодую пару Парижской Гранд опера Эммануэля Тибальда и Мириам Оулд Брахм. Зрители увидят, думаю, на сегодня лучшего танцовщика мира Дениса Матвиенко с его очаровательной супругой Анастасией Матвиенко, представляющих  Михайловский театр Санкт-Петербурга, художественный руководитель которого несравненный Фарух  Рузиматов. Заполучить на концерт такую звезду – это просто неслыханно. А у нас Фарух танцевал не однажды. Из Венской оперы приезжает восходящая звезда балета Даниил Симкин. С ним в паре выступит солистка Английского королевского балета  Роберта Маркес. Ведущий солист Американского балета  Дэвид Холлберг  выйдет на сцену с Марией Ковровски из Нью-Йорк сити балета. Замечательным подарком для поклонников русской школы станет выступление  солистов "Большого" Светланы Лунькиной и Николая Цискаридзе. И наконец, зрителей ждёт необычайный сюрприз: мировая премьера синтеза балетного и оперного искусства: особо одарённая пара  Берлинской оперы Рональд Савкович и Шоко Накамура исполнят шикарный дивертисмент под живую арию из оперы "Тоска".
 
  Корр.: Визитной карточкой и вашей балетной академии, и многих гала стала афиша с фотоизображением нежной и изящной испанки, одной из лучших балерин современности Лючии Лаккары. Ваш живой "талисман"  выйдет на сцену Линкольн  центра и в этот раз?

  С. Тенсер:Конечно.Она будет представлять Мюнхен. Лючия – наша любимица и гордость.Мы собираемся её особо чествовать в Нью-Йорке.Ведь мы уже много лет работаем вместе.
   Вы знаете, за пятнадцать лет на сценах Торонто, Нью-Йорка, Парижа, Канн в рамках проекта "Звёзды 21 века"уже выступило полторы сотни лучших представителей балетного мира более, чем из тридцати театральных коллективов .Наши афиши украшали имена Владимира Малахова, Ирины Дворовенко и Максима Белоцерковского, 
Руслана Скворцова и многих других.

  Корр.: Недавно по опросу балетных критиков в Москве, одна из прекраснейших представительниц Питерской школы Диана Вишнёва была названа "Божественной".
 Сегодня она танцует ведущие партии на сценах Нью-Йорка, Чикаго, Бостона, Берлина, Токио и других балетных столиц.  Год назад  Диане было присвоено высокое звание Народной артистки Российской Федерации. А ведь и Вишнёва была когда-то вашим открытием?

  С. Тенсер: Действительно,  на вечере памяти Рудольфа Нуреева, в 1995 году, семнадцатилетняя в ту пору ученица Вагановского училища Диана Вишнёва, стала настоящей сенсацией. Тогда она впервые станцевала в паре с нынешним художественным руководителем Берлинской оперы, королём прыжка, Владимиром Малаховым. Через семь лет после этого, по опросу журнала  "Dance Europe" она была названа лучшей танцовщицей Европы. Мы с Надей очень гордимся, что и наша школа, и созданный нами Канадский театр балета, где на одной сцене с признаными корифеями балетного искусства выступают совсем юные танцовщики, и наша великая гала дали путёвку в лучезарный мир искусства движений и музыки многим молодым дарованиям. Мне бы очень хотелось поблагодарить наших дорогих  спонсоров, усилиями которых тысячи зрителей получают возможность прикоснуться к  волшебному и  феерическому миру балета. В разные годы нам помогали крупнейшие автомобильные компании, банки, мировые косметические фирмы, дома высокой моды, престижные отели и т.д. Я благодарен также за плодотворное сотрудничество исполнительному продюссеру Вячеславу Москалёву.

  Корр: Ваша гала сегодня собирает аншлаги в четырёх городах мира, не планируете ли Вы завоёвывать новые залы ?

 С. Тенсер: Ещё как планируем. Следующим пунктом назначения станет Ковен Гарден Лондона, дальше – Будапешт. В мае же, состоится традиционное выступление в нашем родном Торонто. Кстати, и тут не обойдётся без сюрпризов и премьер. Не стану раскрывать всех секретов, но очень надеюсь, что впервые в программе появится имя солистки Израильского национального балета Нины Гершман. Специально для выступления в Торонто хореограф Берта Ямпольски готовит с Ниной танец,  посвящённый шестидесятилетию образования государства Израиль.

  Корр: Я знаю, Соломон, что вы неистощимы на прекрасные, порой авантюрные идеи. Как Вам удаётся воплощать их в жизнь?

 С. Тенсер: Это всё благодаря моей несравненной, самой талантливой, красивой и любимой Наденьке.

                Беседу вела Лилия Скляр.


Рецензии