Между сценой и кулисами

Документальный сериал: «Мир искусства Сергея Дягилева»
Режиссёр: Елена Плугатырёва
Исполнитель роли Дягилева:  Заслуженный артист России Владимир Миронов
Текст за кадром: Заслуженный артист России Сергей Бехтерев
Канал: Культура

Четыре части фильма "Мир искусства Сергея Дягилева": «Санкт-Петербург – Париж», «Воспитание Пушкиным», «Гражданин Перми» и «Триумф» - повествуют о семье Сергея Дягилева, о его студенческих годах и о периоде зрелости, о друзьях и покровителях, первых огорчениях и успехах, о критике и периоде признания его заслуг перед русским искусством.
               
Не знаю, задавался ли в своё время великий импресарио «Серебряного века» Сергей Дягилев вечным философским вопросом о смысле собственного бытия и о том, какой след он оставит в памяти потомков, но то, что имя этого человека навсегда сохранилось в истории мирового искусства, совершенно очевидно.
Высокообразованный и достаточно рано проявивший способности в журналистике и литературе, рисовании и игре на фортепиано, Сергей Павлович избрал в искусстве совсем иную,  непроторённую тропу, став подвижником. Он не создавал миры на холсте, но и роль созерцателя  Дягилева устроить не могла. Этот человек  не только чувствовал и улавливал тончайшие нюансы танца, музыки или живописи, обладая редким вкусом, но и имел дар предвидения успеха в искусстве. Для обычного созерцателя, он был слишком энергичен и предприимчев по своей сути.
Если в русской истории имя Петра Великого олицетворяют с «открытием окна в Европу», в просвещённый  и изысканный мир, то его (по некоторым сведениям) кровный потомок , живший на рубеже 19 и 20 столетий через это «окно»  сумел преподать канонизированной Петром Европе, уроки высокого хореографического, музыкального и изобразительного мастерства русской школы. Сергей Дягилев стал первооткрывателем  эпохи нового просвещения -  когда наконец-то чопорная Европа, а позже и весь мир поняли, что есть чему поучиться и у русских.
Именно этот загадочный русский с элегантными усиками на гладко выбритом лице,  в чёрном фраке и цилиндре, с неизменной тростью в руках, открыл европейскому зрителю Анну Павлову, Тамару Красавину, Вацлава Нижинского, Михаила Фокина, Александра Бенуа, Льва Бакста, Николая Рериха. Игоря Стравинского, Фёдора Шаляпина. Сей список величайших имён можно было бы и  продолжить. Но, кто знает, если бы не потрясающий организаторский талант «гражданина Перми», как назвал Дягилева в своих «Венецианских строфах» поэт Иосиф Бродский, всем ли им было суждено остаться в памяти человечества.
Документальный четырёхсерийный фильм Елены Плугатырёвой  повествуюет  о создателе легендарных «Русских сезонов», всколыхнувших избалованную парижскую публику начала прошлого столетия. Это -  практически энциклопедическое исследование жизни человека, ставшего пионером продюсерской деятельности мирового масштаба.
Своими мыслями о жизни и творчестве Сергея Дягилева в фильме делятся режиссёр роман Виктюк, филолог Борис Аверин, художник Михаил Шемякин, театровед Лев Гительман, хореограф Никита Долгушин, искуствоведы Татьяна Юрьева и Валентина Булдакова, писатель Александр Ласкин. Вслед за авторами фильма зритель отправляется  в Санкт-Петербург, где в последний день весеннего месяца марта 1872 года у безмерно влюблённых  друг в друга супругов Женечки Евреиновой и Павла Дягилева появляется на свет первенец Серёжа. А позже – долгая дорога на перекладных  за тысячи вёрст от северной столицы – в пермское  родовое имение Дягилевых, где Серёжа взрослел в кругу многочисленного дружного семейства его деда. Даже в далёкой провинции Дягилевы умудрялись вести довольно богемный образ жизни: выписывали книги, ноты, давали балы и обеды. Серёжа рос в атмосфере всеобщей любви и радости, домашних спектаклей и концертов.
Известный русский меценат, промышленник Савва Мамонтов,  восхищаясь эрудицией и широтой натуры Дягилева, спросил однажды: «На какой почве вырос этот гриб?»
Этой благодатной почвой был великий русский дом деда Павла Дмитриевича Дягилева.
Дягилевы славились не только весёлым нравом и образованностью, но и были известны щедростью и меценатством. В год рождения  Серёжи его дед пожертвовал огромную сумму на строительство Пермского театра Оперы и Балета. Тогда, он и предположить не мог, что именно благодаря стараниям его, Павла Дмитриевича,  внука,  очень скоро парижский зал театра Шатле взорвётся аплодисментами, адресованными русскому балету и опере. Кстати, сегодня у входа в это знаменитую цитадель искусства зрителей встречает бронзовый бюст устроителя "Русских сезонов в Париже".
Судьба распорядилась так, что ещё в младенчестве Серёжа остался без матери, которая умерла вскоре после родов. Но чувства сиротства, живя  со своей мачехой Еленой Валерьяновной Панаевой, он никогда не ощущал. Именно она учила Серёжу: «Никогда не говори «Я не могу». Когда хотят, тогда могут». Эти слова он запомнил на всю жизнь, и именно осознание их помогало добиваться успеха и не терять силы духа в самые критические моменты.
Надо отдать должное создателям фильма, которые уважительно и бережно относятся к памяти героя телеповествования. Они не гонятся за дешёвым успехом и не «ворошат грязного белья» интимных сторон  жизни Дягилева. Ведь и кроме любовных интриг,  жизнь Сергея Павловича Дягилева полна интересных и значимых для истории русского и мирового искусства событий.
Вот на экране – завораживающие фрагменты реконструированных хореографом Никитой Долгушиным балетных постановок дягилевской труппы «Видение Розы», «Сильфиды». А за кулисами сцены – как будто бы тень самого Сергея Павловича. Именно между сценой и кулисами было его излюбленное место. Тут, на границе реальной жизни и перевоплощения, Дягилев по обыкновению сиживал во время представлений и очень любил наблюдать за вечным таинством и загадкой сценического искусства, когда актёры, делая шаг в бездну именуемую сценой, предстают перед зрителями уже в образе "выписанном" режиссёром или хореографом.
На протяжении всего фильма одну за другой сменяют мелодии любимых  композиторов Дягилева: Петра Чайковского и Михаила Глинки, Фредерика Шопена и Иогана Штрауса, открытого им Европе Игоря Стравинского. Кстати, Сергей Павлович, будучи музыкально – образованным человеком, часто просто насвистывал не привычного свистунам, скажем," Чижика-Пыжика", а мелодию Брамса или Шуберта.
Секрет триумфального успеха всего того, чего касался Дягилев, будь то выставка изобразительного искусства в Таврическом дворце или выпуск уникального периодического издания – журнала "Мир искусства", или знаменитые "Русские сезоны" крылся в не изменяющей ему интуиции. Внимание импресарио Дягилева привлекало только лучшее, гениальное, обречённое на успех.
Это сегодня в ходу у дельцов от шоу бизнеса так называемые "раскрутки".
На тему эту есть анекдот: « Крыса говорит хомяку: «Вот скажи мне, что за несправедливость: мы оба с тобой относимся к одному и тому же классу грызунов. Можно сказать, почти одинаковые. Но вот тебя люди любят, гладят, купают, кормят. А меня – бояться, гонят, травят». На что хомяк ей отвечает: «Дело тут, крыса не в тебе. Просто у тебя хреновый промоушн».
И хотя, Дягелеву тоже приходилось привлекать публику своими интервью, интригами и эпатажем, всё же он был предельно избирательным в искусстве, потому, что сам всецело принадлежал его прекрасному миру, не помышляя о лёгких заработках и дешёвых раскрутках.
Свой последний приют эммигрант – по- неволе, Сергей Павлович Дягилев нашёл вдали от пенатов на Венецианском острове мёртвых Сан-Микеле. Там же, по-соседству с его могилой покоятся два других отверженных Родиной гения: композитор Игорь Стравинский и поэт Иосиф Бродский. Именно Бродскому принадлежат эти пронизанные печалью строки о великом сыне русской земли:

Так смолкают оркестры. Город сродни попытке
Воздуха удержать ноту от тишины,
И дворцы стоят, как сдвинутые пюпитры,               
Плохо освещены.
Только фальцет звезды меж телеграфных линий-
Там, где глубоким сном спит гражданин Перми.
Но вода аплодирует, и набережная – как иней,
Осевший на до-ре-ми.





 


Рецензии