О надругательстве над могилами

Из истории российской благотворительности
ПРИЮТ ПОСЛЕДНИЙ...
Всегда ли он гарантирует вечный покой?
Николай СТАРОДЫМОВ

Два чувства дивны близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
А.С. Пушкин

В Жизнеописании Св. Тихона Задонского, епископа Воронежского и всея России чудотворца (Ф.М. Достоевский вывел его в «Братьях Карамазовых» в лице старца Зосимы, а в «Бесах» как архиерея Тихона)  приводится такой пример. «Часто плакал святой Тихон над гробом своим, который был [заблаговременно] приготовлен вместе с одеждами, плакал о падении человеческом. «Вот до чего довел себя человек: будучи сотворен от Бога непорочным и бессмертным, как скот зарывается в землю»... Скончался святой чудотворец, выдающийся проповедник, талантливый писатель-богослов и замечательный (говоря современным языком) публицист утром 13 августа 1783 года и тело его было предано земле. Точно так же, как и любого другого человека - грешника, героя или безродного бродяги. Что после пребывания в земной оболочке происходит с душой, неведомо - отлетает ли она на небо, растворяется в мировом эфире, переселяется в другое тело или же попросту перестает существовать... Оставшиеся же на этом свете люди считают своим долгом заботиться о месте погребения тела, видя в этом свой долг перед ушедшим.
Людям военным смерть доводится видеть чаще других. Не поэтому ли именно у них столь обострено чувство долга перед памятью о павших? Не потому ли именно ветераны Афганистана и Чечни из Всероссийской организации ветеранов «Боевое братство» выступили с инициативой в каждом населенном пункте создать Аллею Памяти, посадив в честь каждого павшего на войне дерево?.. В Подмосковье на Богородском кладбище захоронены останки солдат, павших в Первую Чеченскую кампанию, которые остались неопознанными. По-прежнему каждое лето десятки и десятки отрядов поисковиков отправляются в места боев Великой Отечественной, где ищут останки бойцов Красной армии, чтобы предать их земле со всеми воинскими почестями...
И все же нельзя не поговорить и о другом. О варварстве, о вандализме, о надругательстве над прахом умерших. Таких ведь случаев сколько угодно. Сейчас как-то принято в том винить советские времена, что, мол, эпоха беспамятства началась лишь в октябре 17-го. Увы, гораздо раньше! Причем, инициатива надругательства над могилами исходила не от простого люда - от властей, как светских, так и духовных!
Вот лишь один пример. Как-то дщерь Петрова, императрица Елизавета, будучи в Москве, ехала из своего Головинского дворца, что на Яузе, в Кремль. И ее царственному оку не понравилось, что на пути встречаются кладбища - не хотелось ей, вопреки старинной заповеди, помнить о смерти. И 2 июля 1748 года последовал указ: вдоль дороги, по которой она ездит, при церквах больше никого не хоронить, а те могилы, что уже существуют, сравнять с землей! Но поскольку хоронить покинувших этот мир где-то нужно, справедливая Елизавета повелела отвести место для кладбища и построить там церковь за ее счет.
Среди духовных иерархов не нашлось никого, кто посмел бы возразить дочери императора, который нанес православию сильнейший удар, отменив институт патриаршества. И вот уже Московская духовная консистория предписывает: вдоль улиц, ведущих от Спасских и Никольских ворот, похороны прекратить, существующие могилы снести, а надгробные камни использовать в церковном строительстве. Произошло это 2 августа 1748 года.
Впрочем, данное требование поначалу соблюдалось не слишком строго. Ограничения на погребение вводились и раньше - при Михаиле Федоровиче, при Алексее Михайловиче, при Петре Алексеевиче... Однако они быстро забывались.
Теперь было иначе. Требование императрицы выполнялось. Новое, «централизованное», кладбище было устроено в районе Марьиной рощи, рядом с т.н. «немецким», существовавшем здесь уже давно. Здесь 21 декабря 1750 года и была освящена церковь во имя Лазаря Четверодневного - того самого Лазаря, которого оживил Иисус Христос. Москвичи, как утверждает автор книги «Седая старина Москвы» известный историограф Иван Кондратьев (1870-1904), относились к кладбищу «с озлоблением», что, в общем-то, неудивительно, если сделать поправку на предысторию его создания. (К слову, Иван Кузьмич, сообщивший нам эти подробности, сам был похоронен на этом же кладбище).
Впрочем, вернемся к делам ратным. В пределах Москвы, на Дорогомиловском кладбище, находится братская могила, в которой нашли покой воины, получившие ранения во время Бородинского сражения.
Об этом начинании вспомнили вскоре после начала Первой мировой войны, когда  стала очевидной потребность в создании подобного же кладбища. Инициатором такого деяния стала Великая княгиня Елизавета Федоровна. Назвать его решили Братским. Для этого в районе села Всехсвятского (ныне - близ метро «Сокол») был выделен специальный участок. В разные времена эти земли принадлежали князьям Милославским, царям Грузинским, греческим князьям Маврокордато, графской семье Санти... Выбор пал именно на этот участок по той причине, что он удобно располагался: рядом находилось Ходынское поле, где устраивались военные лагеря, кроме того, поблизости было два убежища для инвалидов - Александровское (для престарелых ветеранов) и Сергиево-Елизаветинское (для участников русско-японской войны). Кладбище замышлялось как мемориальное, для всех участников войн. Попечителем его стал доктор Сергей Пучков, ученик знаменитого Федора Гааза. Открытие кладбища и часовни, а также первое захоронение на нем состоялось 15 февраля 1915 года. К сожалению, нынче это кладбище не сохранилось, на его месте раскинулся сквер, в котором выгуливают собачек.
В заключение хочется привести еще один факт, уже из истории совсем недавней. Шесть десятилетий назад началась война в Корее. В той войне принимали участие и наши интернационалисты. Среди них находился мой старинный знакомый, художник и писатель из Ашхабада, Виктор Павлович Швейкин. Он рассказал, что в районе н.п. Ганьчжулин, что в Маньчжурии, побывал на кладбище, на котором были похоронены русские воины, павшие в годы русско-японской войны и после 1917 года. Виктор Павлович был искренне удивлен, что японцы, оккупировавшие Маньчжурию в 30-е годы, не осквернили памятника и могил врагов, с которыми воевали четверть века назад. Еще больше он был удивлен, когда увидел, что бок о бок с русским располагается японское военное кладбище!..
В центре русского погоста располагался конусообразный монумент с христианским крестом и надписью:
«Воинам, жизнь свою положившим
За Веру, Царя и Отечество
В русско-японскую войну 1904 - 1905 гг.».
А за оградой - непонятное для русского глаза сооружение, увенчанное фашистской свастикой.
Так и лежат они рядом, воины, которые при жизни воевали и убивали друг друга. Им больше не за что и незачем воевать.
...Когда я слышу о том, что где-то кто-то оскверняет могилы, всегда вспоминаю этот рассказ Виктора Павловича. А еще - прах великого Багратиона, который выбросили из могилы. И указ Елизаветы, о котором шла речь выше. И Братское кладбище, которое не смогли уберечь от вандалов Все Святые, во имя которых была заложена на нем церковь...
Так, может, и в самом деле прав был святой Тихон, допуская по отношению к человеку столь неблагозвучное сравнение?.. Право же, есть тут о чем подумать, есть!
P.S. Когда материал был уже готов, мне довелось побывать в Кирилло-Белозерском монастыре. Так вот там дорожки внутри обители выложены могильными плитами. Оказалось, что ещё в XIX веке это сделано по решению одного из настоятелей монастыря. Правда, на большинстве сбиты имена людей, над могилами которых эти плиты были некогда установлены. Сделано это было по причине более чем прозаичной – чтобы родственники человека, над могилой которой надругались, не смогли опознать плиту и выразить своё отношение к такому кощунству.
 


Рецензии