Первые императоры Китая
Согласно китайской исторической традиции, основоположником китайской государственности был Желтый император - Хуан-ди, который в XXVII в. до Р.Х., после нелегкой борьбы, сумел подчинить себе вождей отдельных племен и создал первое китайское государство в горах Кунь-лунь – далеко на западе от бассейна Хуанхэ. Установив мир, он принес жертвы богам, назначил чиновников-управителей и дал первые законы. Хуан-ди имел 25 сыновей, 14 из которых (подобно сыновьям библейского Иакова) стали родоначальниками известных кланов. От Хуан-ди (2698-2597 гг. до Р.Х.) престол перешел к Шао-хао (2597-2513 гг. до Р.Х.), затем – к Чжуань-сюю (2513-2435 гг. до Р.Х.), затем – к Ди-ку (2435-2365 гг. до Р.Х.), затем – к Ди-чжи (2365-2356 гг. до Р.Х.) и наконец – к Яо (2356-2258 гг. до Р.Х.), который был едва ли не наивысшим воплощением добродетели и мудрости правителя. Он объединил и привел в состояние гармонии страну, установил согласие между людьми, назначил умелых помощников следить за порядком и заботиться о правильном летоисчислении. Преемником себе он избрал добродетельного Шуня (2256-2205 гг. до Р.Х.). При этом императоре страна была разделена на 12 провинций, и всюду были введены установленные им законы. От Шуня власть перешла к прямому потомку Хуан-ди, Юю из рода Ся, который и считается основателем первой легитимной императорской династии Ся. Семнадцать императоров этой династии правили на протяжении трех с половиной веков. Впрочем, подавляющее большинство современных историков считают все события эпохи Ся (в равной мере, как и предшествующие ей) – совершенно легендарными. По крайней мере, никаких письменных или материальных памятников этой эпохи пока не обнаружены. Современные данные археологии свидетельствуют о том, что вплоть до XVIII в. до Р.Х. единого государства в Китае не существовало.
2. Династия Ся
1. Юй (2205-2197 гг. до Р.Х.)
2/1. Ци (2197-2189 гг. до Р.Х.)
3/2. Тай-кан (2189-2159 гг. до Р.Х.)
4/2. Чжун-кан (2159-2146 гг. до Р.Х.)
5/4. Сян (2146-2118 гг. до Р.Х.)
6/4. Шао-кан (2118-2058 гг. до Р.Х.)
7/6. Чжу (2057-2040 гг. до Р.Х.)
8/7. Хуай (2040-2014 гг. до Р.Х.)
9/8. Ван (2014-1996 гг. до Р.Х.)
10/9. Се (1996-1980 гг. до Р.Х.)
11/10. Бу-цзян (1980-1921 гг. до Р.Х.)
12/10. Цзюн (1921-1900 гг. до Р.Х.)
13/12. Цзинь (1900-1879 гг. до Р.Х.)
14/11. Кун-цзя (1879-1848 гг. до Р.Х.)
15/14. Гао (1848-1837 гг. до Р.Х.)
16/15. Фа (1827-1818 гг. до Р.Х.)
17/16. Цзе-гуй (1818-1766 гг. до Р.Х.)
Вкратце история периода Ся такова. После смерти добродетельного Юя (2205-2197 гг. до Р.Х.) и его сына Ци (2197-2189 гг. до Р.Х.) закончился золотой период китайской истории и началась борьба за власть. Сын Ци, Тай-кан (2189-2159 гг. до Р.Х.), вел беспутный образ жизни. Вождь одного из племен по имени Хоу-и использовал возмущение народа Тай-каном и прогнал его. На престол он возвел его младшего брата Чжун-кана (2159-2146 гг. до Р.Х.). Сын последнего Сян (2146-2118 гг. до Р.Х.)был убит восставшим против него Цзяо. Однако династии Ся не суждено было тогда прекратиться. Уже после смерти мужа императрица Мин родила сына Шао-кана (2118-2058 гг. до Р.Х.). После многих приключений тот сумел вернуть себе престол. О потомках Шао-кана почти ничего не известно. Последний император из рода Ся, Цзе-гуй (1818-1766 гг. до Р.Х.), от природы имел дурные наклонности, любил предаваться удовольствиям и настолько мало занимался делами государства, что правители областей перестали его слушаться. Князь области Шан, Чэн-тан выступил против него походом. Столкновение двух армий произошло в местности Минь-тяо. Когда началось сражение, большая часть императорского войска перешла на сторону Чэн-тана. Видя себя оставленным всеми, Цзе-гуй бежал в Нань-гао и вскоре умер. Чэн-тан перенес столицу государства в Бо и положил начало правлению династии Шан (Инь).
3. Династия Шан (Инь)
1. Тан (1766-1753 гг. до Р.Х.)
2/1. Тай-дин
3/2. Тай-цзы (1753-1720 гг. до Р.Х.)
4/3. Во-дин (1720-1691 гг. до Р.Х.)
5/3. Тай-гэн (1691-1666 гг. до Р.Х.)
6/5. Сяо-цзя (1666-1649 гг. до Р.Х.)
7/5. Юн-цзы (1649-1637 гг. до Р.Х.)
8/5. Тай-у (1637-1562 гг. до Р.Х.)
9/8. Чжун-дин (1562-1549 гг. до Р.Х.)
10/8. Вай-жэнь (1549-1534 гг. до Р.Х.)
11/8. Хэ-дань-цзя (1534-1525 гг. до Р.Х.)
12/9. Цзу-и (1525-1506 гг. до Р.Х.)
13/12. Цзу-синь (1506-1490 гг. до Р.Х.)
14/12. Во-цзя (1490-1465 гг. до Р.Х.)
15/13. Цзу-дин (1465-1433 гг. до Р.Х.)
16/14. Нань-гэн (1433-1408 гг. до Р.Х.)
17/15. Ян-цзя (1408-1401 гг. до Р.Х.)
18/15. Пань-гэн (1401-1373 гг. до Р.Х.)
19/15. Сяо-синь (1373-1352 гг. до Р.Х.)
20/15. Сяо-и (1352-1324 гг. до Р.Х.)
21/20. У-дин (1324-1265 гг. до Р.Х.)
22/21. Цзу-гэн (1265-1258 гг. до Р.Х.)
23/21. Цзу-цзя (1258-1225 гг. до Р.Х.)
24/23. Лунь-синь (1225-1219 гг. до Р.Х.)
25/23. Гэн-дин (1219-1198 гг. до Р.Х.)
26/25. У-и (1198-1194 гг. до Р.Х.)
27/26. Тай-дин (1194-1191 гг. до Р.Х.)
28/27. И (1191-1154 гг. до Р.Х.)
29/28. Вэй-цзи Кай
30/28. Вэй-чжун Янь, родоначальник КНЯЗЕЙ СУН
31/28. Чжоу-синь (1154-1122 гг. до Р.Х.)
32/31. У-гэн
Династия Шан (или Инь, как ее принято именовать в позднейшей китайской историографии) считается первой исторической династией Китая, существование которой подтверждено современными ей материальными и письменными источниками. Свое происхождение род Шан вел от Сюань-сяо - сына легендарного Хуан-ди. По свидетельству Сыма Цяня, один из его потомков, Се, в правление Юя, первого императора династии Ся, получил во владение область Шан на левом берегу Хуахэ. Наследником Се в тринадцатом поколении был Тан (или Чэн-тан), родоначальник династии Шан. Столицей княжества в то время был город Бо.
Наследники Тана (1766-1753 гг. до Р.Х.) в большинстве своем известны нам только по их именам. Сыма Цянь пишет, что со времен императора Чжун-дина (1562-1549 гг. до Р.Х.) нарушилось законное наследование, и трон стал передаваться не отца к сыну, а от старшего брата к младшему. Это послужило причиной смут и ослабления центральной власти. Владетельные князья перестали тогда являться ко двору и правили в своих землях как независимые государи. Так продолжалось в течение трех веков. Несколько поправилось положение только при императоре У-дине (1324-1265 гг. до Р.Х.). Взойдя на престол, он задумал возродить былое величие Шан, но не мог найти себе достойных помощников. Тогда У-дин принял обет молчания и три года не говорил ни слова. Все дела управления решались его главным министром, поскольку император лишь наблюдал за нравами в государстве. В конце концов Небо снизошло к его мольбам, и однажды ночью У-дин во сне увидел лик мудреца, которого звали Юэ. Проснувшись, император велел повсюду разыскивать этого человека. После многих поисков чиновники нашли сходного обликом колодника, работавшего на строительстве в провинции Фусяни, и привели его к императору. Переговорив с ним и убедившись, что Юэ действительно мудрый человек, У-дин выдвинул его, сделав своим первым советником. С тех пор Шанское государство стало хорошо управляться, и империя вновь расцвела. Впрочем, этот подъем продолжался не более столетия. Правнук У-дина, император У-и (1198-1194 гг. до Р.Х.), был, по словам Сыма Цяня, лишен всяких добродетелей. Он приказал сделать фигурку человека, которую называл «духом Неба», и играл с ней в азартные игры (кости за «духа» должны были бросать придворные). Когда противник проигрывал, император поносил и оскорблял его. Он приказал также сделать кожаные торбы, наполнил их кровью и стрелял по ним, называя это «стрельбой по Небу». В конце концов святотатца постигла заслуженная кара – во время охоты он был убит молнией. При его приемниках государство пришло в еще больший упадок.
4. Чжоу-синь
Последним императором полулегендарной династии Шан (Инь) стал Чжоу-синь. Он был младшим сыном императора И, но в то время, как старшие братья были рождены от наложниц, его произвела на свет законная супруга государя. Поэтому после смерти отца именно Чжоу-синь занял престол. По свидетельству всех источников, этот император отличался красноречием, живостью и остроумием, легко вникал в суть самых сложных вопросов, а способностями и физической силой превосходил всех окружающих. (О невероятной физической силе этого императора древние китайские авторы сообщают много легендарных подробностей: пишут, что Чжоу-синь мог голыми руками побеждать диких хищников или перетягивать девять быков; пока он поддерживал крышу дома плечами, рабочие могли сменить опорные балки). Однако все эти хорошие задатки не пошли на пользу императору, а только усугубили его порочность. Свои обширные познания Чжоу-синь использовал на то, чтобы ловко отвергать всякие увещевания, а свое красноречие – на то, чтобы приукрашивать неправду. Он бахвалился перед подчиненными своими способностями, кичился славой его рода и возносил себя над Поднебесной, считая всех остальных неизмеримо ниже себя. Более всего Чжоу-синь любил вино, распутство и развлечения, к женщинам же питал поистине неодолимую страсть. Этим не раз пользовались его враги. Так в 1147 г. до Р.Х. владетель местности Су поднял знамя бунта. Чжоу-синь собрал войска, чтобы смирить мятежника. Последний, не рассчитывавший, вероятно, на то, что государь способен к таким энергичным действиям, смирился и послал ему богатые дары. Вместе с ними он отправил к императору свою дочь – красавицу по имени Та-цзи. Прелести этой женщины привели Чжоу-синя в восторг и он простил князя Су. Та-цзи стала женой императора и вскоре довела Шанское государство до полного краха. Порочностью она даже превосходила своего супруга. Отнимая имущество у знатных фамилий, она приобрела огромные богатства, которые и стала расточать, устраивая неслыханные со времен Цзе-гуя (последнего императора династии Ся) пиршества. В местечке Ша-цю, увеселительной резиденции государя, был вырыт резервуар, который наполнялся вином. Пирующие пили вино прямо из бассейна и закусывали мясом, развешенным на ветвях деревьев. В столице двери императорского дворца почти не закрывались – люди всех сословий входили в него, пировали, не разбирая ни дня, ни ночи, предавались разврату и завязывали драки, нередко кончавшиеся убийствами. Не довольствуясь всем этим, Та-цзи выстроила из мрамора собственный дворец Лу-тай («Оленью башню»), собрала в нем толпу юношей и девушек, приказала им снять свои одежды (что, вероятно, и сама сделала) и начала постыдную оргию, которая длилась целых шесть месяцев.
Поскольку Чжоу-синь не был расположен заниматься государственными делами, он сделал своими главными министрами князей Си-бо (более известного по своему посмертному титулу Вэнь–ван), Цзю и Ао, перепоручив им все заботы. Князь Цзю, желая освободить государя от влияния порочной Та-цзи, представил ему свою красавицу-дочь. Но прежде, чем та сумела овладеть сердцем императора, Та-цзи успела умертвить соперницу, изжарила ее на части расчлененное тело и угостила этим блюдом князя Цзю. После этого он сам и его друг князь Ао были преданы смертной казни. Частью для забавы, частью для устрашения своих врагов Та-цзи изобрела тогда особый род мучений: по ее приказу раскаляли нарочно сделанную для того медную колонну и привязывали к ней человека, обреченного на смерть. Император Чжоу-синь во всем потакал Та-цзи и исполнял все ее непристойные прихоти (так он заставил композитора Ши-цзюня писать для императрицы неприличную разнузданную музыку, исполнявшуюся потом во время оргий). Как государь он был для своих подданных настоящим бедствием. Проводя все время в веселье и никчемных забавах, он заботился лишь об одном – об увеличении податей. Поскольку в его царствование участились мятежи и всяческие проявления неповиновения, Чжоу-синь усилил наказания и ввел пытку огнем. Князь Вэнь-ван позволил себе открыто порицать поведение государя и за это был заключен в тюрьму. Его сын, У-ван, желая освободить отца, послал к Чжоу-синю богатые дары и красивую девицу из местности Ю-синь. Император прельстился красотой девицы и выпустил Вэнь-вана из заточения. Тот немедленно уехал в свой удел Чжоу.
После этого все окружение императора состояло лишь из льстецов и корыстолюбцев. Особенно преуспевал среди них некий Э-лай, который умел ловко манипулировать Чжоу-синем, прибегая к наговорам и клевете. По этой причине владетельные князья еще больше отдалились от императора. Многие из них открыто восстали против него и перешли на сторону Вэнь-вана. Таким образом, сила последнего разрасталась и увеличивалась с каждым годом, а Чжоу-синь постепенно утрачивал власть и влияние. Когда Вань-ван умер (в 1135 г. до Р.Х.) князем Чжоу стал его сын У-ван, обладавший, подобно отцу, высокими душевными качествами. Многие вельможи и высшие чиновники Чжоу-синя охотно переходили к нему на службу. Между тем император продолжал утопать в удовольствиях и, не задумываясь, совершал все новые и новые злодейства. (Пишут, что под старость Чжоу-синь увлекся анатомическими опытами: приказывал разрезать животы беременным женщинам и рассматривал какое положение имеют дети в утробах матерей. Он приказал также зарезать своего министра Би-ганя для того, чтобы посмотреть как устроено его сердце). Известия об этих преступлениях внушали омерзение подданным. Владетельные князья не раз являлись к У-вану и призывали его выступить против императора. Но князь Чжоу каждый раз отказывался, так как считал такой поступок вероломством и большим грехом. Только после того, как многие знамения подтвердили, что Чжоу-синь не угоден Небу, он согласился начать против него войну. Едва слух об этом прошел по империи, под знамена У-вана собралось 800 владетельных князей. Прибыли так же отряды восьми инородческих племен Юга. С этой армией У-ван перешел реку Хуанхэ и на равнине Муе встретился с Чжоу-синем. В сражении армия императора была разбита. Сам Чжоу-синь бежал в столицу, оделся в украшенные драгоценной яшмой одежды, бросился в огонь и там погиб. У-ван сохранил жизнь его сыну Лу-фу, но велел казнить виновную во многих преступлениях Та-цзи. Так пала династия Шан и началось семисотлетнее правление династии Чжоу.
Китай и Великая степь http://www.proza.ru/2011/02/18/339
Свидетельство о публикации №210081200252
Глеб Габбазов 08.05.2023 17:06 Заявить о нарушении
http://proza.ru/2020/09/28/1295
http://proza.ru/2010/03/19/224
Константин Рыжов 08.05.2023 22:09 Заявить о нарушении