Патруль на верблюдах... Эфиопский дневник 91

Наш «Лендровер»  остановился в тени ближней опоры… Оказалось, что между полуразрушенными опорами  моста  внизу имеется небольшая лужа… Возле неё – верблюды, склонившие к воде головы. Они пили воду, не отрываясь. Похоже – они  никак не могли напиться…

Возле верблюдов в тени стояло  человек 5 – 6   людей в светлых юбках.  Такие  носят сомалийцы. Они были  подпоясаны широкими поясами, на которых висели  сабли, широкие кривые кинжалы… За плечо на   ремне у каждого  заброшен  автомат. Вероятно, местные жители?

Офицер-сомалиец опустил стекло дверцы машины, поприветствовал людей.  Подошёл, вероятно -  старший  этой группы. Остальные оставались  с верблюдами под мостом. Офицер задавал вопросы, внимательно выслушивал ответы. Разговаривали они спокойно, дружелюбно.  Я слушал всё это несколько секунд. Понял только – что язык сомалийский. Но потом вдруг пришла мысль, что я веду себя невежливо по отношению к местным  жителям, не поздоровался!!!  А вежливость в Африке ценится очень  высоко…

И, не долго думая,  просунул голову мимо офицера-сомалийца и сказал по-амхарски: - «Тенастеле, годынья! Здравствуй, товарищ!»  Вспомнить сомалийский вариант фразы я не успел…

Результат был неожиданным для меня.   Офицер-сомалиец  тут же сдвинулся на своём сидении вперёд, прикрывая меня  и  в полголоса по-английски сказал:
– «Не высовывайтесь! Никто не должен вас видеть! Никто не знает, что вы едете с нами! Они не понимают по-амхарски и по-английски! Сидите и не высовывайтесь!»

Сомалиец, стоящий возле машины, как ни в чём не бывало, невозмутимо  продолжал разговаривать с офицером, как будто не замечая ни меня, ни моей попытки заговорить с ним… Восточные обычаи мудры! Если кто-нибудь спросит его в дальнейшем – кто был в машине, ответ будет, что никого посторонних, то есть меня,  он не видел…
 
И  теперь  стало  понятно, что едем мы по не контролируемой, даже враждебной  территории. Похоже, это – патруль сомалийцев! Я сдвинулся на сидении вглубь кабины и  откинулся на спинку, замолчал…

Сомалийский офицер продолжал свои вопросы к патрулю. Внимательно их выслушивал. Несколько секунд помолчал. Потом – попрощался, видимо, с ними. Поднял стекло дверцы. Стало прохладнее –  заработал кондиционер.

- «Это – патруль сомалийцев… Они сказали, что противник по нашему маршруту  не замечен… Мы можем ехать дальше!» - вежливо пояснил офицер.
- «Такой небольшой патруль…» - ответил  я  вопросом.
- Это – коммандосы! Опытные  парни!» - коротко ответил офицер.

- «У нас в вездеходе тоже всего несколько человек !» - продолжил я.
- «Они – тренированные коммандосы! Стоят большого отряда!» - возразил офицер. Мне приходили мысли, что нам просто везёт – не попался ни один солдат противника. Одна автоматная очередь, и сражаться будет некому… 

Местность была всё такая же холмистая, поросшая  кустарником, деревьями… Дорога – валуны, огромные глыбы. Скорость – не более 15 километров в час. Водитель аккуратно преодолевал очередное нагромождение каменных глыб, точно следуя колее прошедших ранее машин.

Мы ехали уже часа четыре. Дорога – пустая, ни попутных, ни встречных машин.  Лишь по бокам дороги, в канавах, в оврагах – всё так же валялись ржавые  остовы сгоревших, искорёженных взрывами грузовиков.  – «Это было год назад…» - прокомментировал офицер, сглаживая напряжение. 

Но вот лес расступился - впереди широкий речной плес. Чистая речка, течения почти нет. По воде бродят африканские парни, подростки…Сомалийцы или эфиопы? Невозможно понять…  Кто-то купался, брызгаясь в мелкой речке…

Над плесом склонились высокие деревья тропического леса. На ветках мелькали небольшие мартышки,  серо-зеленоватые, с короткой  шерстью, чуть крупнее домашней кошки, сливаясь с зеленью деревьев.

Вездеход съехал с высокого пологого берега в речку. Пересёк плес наискосок -  видимо  стараясь проехать по мелкому месту.  На другой стороне речки  виднелись хижины. 


Рецензии
Некоторое время, в детстве, жила в Туркмении. Верблюды запомнились на всю жизнь. В перекинутых через горбы мешках, детей из дальних аулов возили в школу. Караваны помню, скачки, как пили воду, удивлялась. Сосед туркмен по своему мне объяснил:
-Видишь горбы, в них жир с водой, в них жизненная сила. Перед дорогой, кормим хорошо, водой до горлышка напоим.
Вопрос задала:
-А если он поранит горб, вода польётся на песок, у вас иголка с ниткой есть, чтоб дырочку заштопать?
Погонщики смеялись долго. Меня запомнили, при встрече у поилок, показывали большущую с загнутым концом иглу и дратву (нить) натертую воском. Позже узнала, иглой этой поклажу зашивали.
Строки ваши воспоминания колыхнули. Спасибо. У меня есть воспоминание о Туркмении "Я их люблю, я очень их люблю" Заходите в гости.

Консуэло Ходырева   15.08.2010 12:41     Заявить о нарушении
Спасибо за интересную рецензию! Как говорят -верблюд корабль пустыни... Без верблюда невозможно жить в пустыне и осваивать её... В Эфиопии в 1972 г. насчитывалось более 7 млн. лошадей, мулов, ослов и верблюдов. Жаль, что всех этих животных посчитали вместе! В южных и югл-восточных, а также в регионе вблизи Красного моря - много пустынных территоррий. Без верблюдов там не обойтись! Моя бабушка в гражданскую войну избежала с помощью верблюда опасность - на нём она увезла с собой своих детей... Так что и я - бабушкин внук - обязан тому верблюду своей жизнью!
С тскренним уважением, Гавриил


Гавриил Иваниченко   15.08.2010 19:56   Заявить о нарушении