Кука, Ры и другие

Художественный фильм «Кука»
Производство: Россия, 2007
Режиссер: Ярослав Чеважевский
В ролях: Настя Добрынина, Дина Корзун, Александр Половцев, Дмитрий Дюжев, Павел Деревянко, Юрий Колокольников, Ирина Купченко и другие.


  Шестилетняя белокурая девочка с двумя хвостиками, которой нравится, когда ее называют «Кука», (хотя, в общем-то, и назвать ее так некому), каждое утро просыпается по звонку будильника, умывается и готовит себе завтрак. Родителей у Куки нет, бабушка умерла полгода назад. И одинокий маленький человечек пытается жить взрослой жизнью. На почте Кука получает бабушкину пенсию и делит тонкую стопочку сотенных купюр на три части: «Это – на продукты, это – на пальто, это – на велосипед». Слава богу, бабушка успела обучить внучку чтению. И теперь, оставшись совсем одна,  девочка по инструкции на упаковке варит себе каждый день макароны. Потом она пробивает острием ножа две дырочки в банке со сгущенкой и поливает сладким молоком свое дежурное незамысловатое блюдо.
Неподалеку от сарайчика, в котором обитает Кука, живет такой же одинокий пес, прозванный девочкой Ры. И, хотя, эти два одиночества ведут отнюдь не сказочную жизнь, все-таки киноистория о маленькой Куке, рыжей овчарке и странных взрослых очень похожа на сказку.
Фильм известного создателя рекламных роликов Ярослава Чеважевского, «Кука» был впервые показан на сочинском «Кинотавре». И  сразу же стало ясно, что первый опыт Чеважевского в качестве сценариста и режиссера полнометражного художественного кино с выходом на большой экран ждет, если не признание придирчивых кинокритиков, то уж народное точно. Те сочинские зрители, которые не прихватили с собой на просмотр носовые платки, весьма сожалели о совершенной оплошности. Публика, утирая слезы умиления, скандировала доброй мелодраме: «Браво»! Зритель, пресытившийся кровавыми триллерами, принимал душещипательную историю современной сиротки с распростертыми объятиями.
 
На почте Кука получает бабушкину пенсию и делит тонкую стопочку сотенных купюр на три части: «Это – на продукты, это – на пальто, это – на велосипед».
 
Смену амплуа - обращение к художественному кино, а в нем - к теме милосердия преуспевающий в доходном рекламном кинобизнесе режиссер объясняет так:
«Я нахожусь в переломном моменте своей жизни. Я уже не молод - мне 39 лет, я уже не здоров, и я двадцать лет потратил ни на что. Мне казалось, что вот я заработаю деньги, и все вокруг меня сразу построится, все у меня будет: любимая жена, любимый ребенок, квартира, дача... Но недавно я понял, что на самом деле скучаю по простым вещам, которые у меня были, пока я работал слесарем. В те годы столько хорошего меня окружало... Сейчас мне хочется что-то наверстать для себя. Но я сомневаюсь, что я кого-то чему-то научу...»
Фильм «Кука» Ярослав Чеважевский считает просто подарком самому себе.
Главную  героиню готов немедленно взять в семью, наверное, каждый второй, посмотревший фильм. Но в жизни не все девочки-сиротки столь милы и смышлены, как киношные. (Помните еще одну такую же очаровательную героиню - детдомовскую девочку Тоню-Джульетту из фильма начала семидесятых, снятого Аян Шахмалиевой, «Странные взрослые»?).  Но в любви, сочувствии, заботе и родительском доме нуждается без исключения каждый ребенок. 

В студенческие годы мы с подругой по ночам подрабатывали нянями в детском доме. Детишки, обитавшие в его стенах, в большинстве своем имели отягощенную наследственность. Сиротами были единицы. А у остальных - родители либо отбывали срок «в местах не столь отдаленных», либо, спившись, бомжевали, что никоим образом не мешало им производить время от времени пополнение для детских домов. Как правило, в каждой возрастной группе встречались девочки и мальчики с одной и той же фамилией, попросту говоря, кровные братишки и сестренки. Многие из воспитанников страдали генетическими заболеваниями, различными психическими отклонениями, умственной отсталостью. Их-то приголубить было некому. В детдоме широко практиковались окрики и строгие наказания. А уж заниматься развитием интеллектуальных способностей детей в переполненных группах и вовсе никто не собирался. Очередей на усыновление у детдома я ни разу не видела. Ведь потенциальный усыновитель ищет, как правило, симпатичного, здорового и умного ребенка без братьев и сестер. 
Думаю, с тех пор мало, что изменилось. Одно время российскими сиротами заинтересовались усыновители из Америки и Европы. Но после нескольких скандальных случаев «лавочку» прикрыли.

На официальном сайте фильма «Кука» приводится такая статистика: « В России на сегодняшний день насчитывается более 700 тысяч детей-сирот. Более 2 миллионов детей и подростков абсолютно неграмотны».
Общество, успешно заполнившее некогда пустующие полки магазинов разнообразными товарами, не смогло устранить дефицит добра и человечности. Боюсь, что у нового, компьютерного поколения, проводящего львиную долю жизненного времени в виртуальном мире, эта проблема еще больше усугубится. Поэтому, наверное, очень нужны такие, пусть и в чем-то сказочные, истории. Впрочем, автор утверждает, что не снимал ничего такого, чего бы ни видел в жизни…
Конечно, проще быть добрым да щедрым, когда в карманах не смолкает монетный звон. Милосердие нынче - тоже привилегия богатых. Взрослая героиня вышеназванного фильма, Лена, - не из бедного десятка. Ее благородные порывы удобно разместились на добротном материальном фундаменте и обширных московских связях. Но, по большому счету, не это главное. Важно, что герои фильма, не смотря ни на что, все же обретают покой и любовь, без которых бессмысленны любые материальные блага.
На один из многочисленных вопросов корреспондентов, освещавших работу «Кинотавра»: «Что, по-твоему, нужно, чтобы все дети были счастливыми?», - не по годам мудрая исполнительница главной роли, ответила так: «Нужно нас просто любить».
...Я верю, что Кука и Ры победят дефицит добра!
Маленькое женское сердце подсказало Анастасии то, что до иных  доходит лишь с грузом проблем и печалей, накопленных жизненным опытом.
Ровесница своей героини Настя Добрынина, несмотря на  юный возраст,  в кино -  не новичок. Ею сыграно уже около двадцати небольших ролей, в том числе в популярных телесериалах «Моя прекрасная няня» и «Любительница частного сыска Даша Васильева». Свой первый гонорар Настя получила в 2,5 года. Но Кука – ее первая большая и серьезная работа. Откуда у милой малышки из весьма благополучной и обеспеченной актерской семьи такое глубокое осмысление драматической роли, остается только удивляться.  Своей, поистине талантливой игрой, Настя просто затмевает всю взрослую актерскую команду,  включая довольно популярных и востребованных сегодняшним кинематографом Дину Корзун и Дмитрия Дюжева. Вне всякого сомнения, это юное дарование, обеспечившее, как минимум, 50 процентов успеха новой русской мелодраме, еще скажет свое слово в игровом кинематографе.
Недавно  «Куку» показал «Первый» российский канал. И на кино-форумах интернет-пространства появились первые зрительские отклики, такие же добрые и теплые, как и сказка Чеважевского про малышку, чуть было не затерявшуюся в суматохе осеннего Питера.
Вот один из них:
«Добро, Мудрость, Любовь и Справедливость смотрят на зрителя глазами маленькой девочки, лишенной всех радостей жизни. Можно говорить о недостатках фильма, но не хочется, потому что, в конце концов, понимаешь, что есть один недостаток - его скоротечность. Обидно, что наши рекламные компании обходят такие фильмы стороной, хотя нуждается ли доброта в рекламе?
Я верю, что Кука и Ры победят дефицит добра!»


Рецензии