Лидеры как национальное достояние

            Арапбай Толонов, экс-депутат Жогорку Кенеша, он четырежды избирался в народные избранники  от одного из самых проблематичных округов нашей страны – Карасуйского в Ошской области. И узбеки, и кыргызы, составляющие вместе 99 процентов тамошнего электората, доверяют этому человеку как признанному миротворцу. Арапбай Толонов и во время Ошских событий 1990 года и во время ужасной трагедии в  июне этого  года был среди своих избирателей, и во многом благодаря усилиям подобных людей удалось предотвратить разрастание конфликта. Предлагаем вашему  вниманию   беседу с этим человеком о наиболее важных вещах в этой жизни.

-Арапбай Толонович,  как свидетельствует  ваша биография, вам все время удавалось справиться с народными массами, избиратели любят и верят в вас. Я был свидетелем ожесточенных баталий в городе Карасу во время избирательной компании 2005 года, при этом я сам был  болельщиком на стороне  другого влиятельнейшего человека, главного вашего конкурента, который входил в партию «Алга Кыргызстан», пользовался доверием властей, использовал административный ресурс, тем не менее, в решающей схватке он уступил вам. В чем секрет  такого успеха?
- Мне трудно ответить на этот вопрос.  Но главное, на мой взгляд, это  доверие людей. Понятно, что кандидаты в депутаты  во время выборной гонки много обещают своим избирателям, но я по природе своей  немногословный человек, я никому ничего не обещал, но всегда говорил, что буду открыт для избирателей и работать на них и только на них.  Конечно, избиратели закидывают  депутатов своими просьбами, и парламентарий обязательно  обещает что-то сделать, иногда даже понимая, что обещанное невозможно выполнить. Чтобы не разочаровывать своих избирателей  я  был осторожен с обещаниями, но делал все, от меня зависящее, чтобы решить их проблемы, при каждом удобном случае.  Таким образом, отвечая на ваш вопрос, можно сказать, что самое главное для депутата это быть среди народа, в особенности, в трудные минуты. В черные  дни для моего Карасу в 1990 году я был среди своего народа, мое искреннее желание предотвратить массовые столкновения между  узбеками и кыргызами были оценены  обеими сторонами. Собственно говоря благодаря тем дням, я и выбрался в народные лидеры, и позже обеспечил за собой депутатство в Жогорку Кенеше.
 - Каким главным качеством должен обладать лидер?
  - Думаю, что это способность взять на себя всю полноту ответственности  - особенно  в  критические и даже трагические дни.   В общем-то, опять же возвращаясь к Ошским событиям 1990 года, я был вынужден возглавить многотысячную толпу своих земляков, потому что в один момент почувствовал, что никто кроме меня не способен  и не решится  на такой шаг и что если я не сделаю это, то это может  привести  к самым трагическим результатам, как для меня самого и моих близких, так и для всего моего народа.  Как только появляется настоящий лидер, начинается процесс  превращения толпы в народ и общество, массы становятся управляемыми и уже не поддаются стихийным порывам.  Если же лидер не появляется,  то власть оказывается в руках  подстрекателей, психически неуравновешенных людей или даже откровенных бандитов, и тогда могут  происходить самые  страшные вещи.
-Таким образом, если опираться на вашу точку зрения, то Ошские события двадцатилетней давности и то, что имело место этим летом – есть следствие острого дефицита лидеров и  истинных руководителей.      
 -Я абсолютно уверен в этом. И двадцать лет назад и теперь   наше общество испытывает нехватку лидеров. И тогда и теперь центральные и местные власти отличались слабостью и беспомощностью, когда столкнулись с ужасными явлениями и процессами в нашем обществе, которые в свою очередь были порождены  плохим руководством и безответственностью.
 Власть должна показать, что она есть власть. А если она не контролирует ситуацию, боится показаться в гуще народа, а тем более  не осмеливается показаться в конфликтных зонах и самых опасных точках, то кто же будет уважать такую власть, и как она может способствовать стабилизации ситуации?
Таким образом, мир может наступить только в том случае,  если к власти будут приходить истинные лидеры, ответственные перед своим народом. На тех участках или регионах, где будет нарушаться этот избирательный процесс, будут постоянно возникать кризисы. Если же вся страна или большая ее часть  будет нарушать эти правила и во власть будут приходить не лидеры, а  люди по знакомству, родству и клану,  то мы будем обречены в конце концов  погибнуть от этих кризисов и потрясений. 
- Разумеется, плохое управление и коррупция  - главные источники наших бед.
Но почему  религиозные организации не смогли проявить свою миротворческую миссию? Ведь и узбеки, и кыргызы, проживающие на юге республики, отличаются большей религиозностью и верой в бога, однако это не помогло им предотвратить трагедию?
-  Я много думал над этими вопросами. Понятно, что эти организации тоже страдают от плохого управления и коррупции и нуждаются  в реформировании.  Многие почему-то ошибочно  считают, что после этих событий,  авторитет ислама будет расти. Я бы хотел в это верить, но меня одолевают тяжелые  сомнения. Народ, переживший ужасную трагедию сегодня задается вопросами  - почему люди одной и той же веры  пошли войной друг на друга? Почему духовные лидеры оказались такими бессильными как миротворцы? 
Есть что-то  ужасное, у наших верующих людей и традиций. И кыргызы, и узбеки, да и все мусульмане в нашем регионе так привыкли  приносить жертвоприношения  и резать на праздники овец, коз и крупный рогатый скот., что во время трагических событий то же самое совершали и со своими недругами и врагами. Я имею ввиду тех безвинно убиенных жертв кровавых разборок  - и со стороны узбеков, и со стороны кыргызов. Многие из них  были  зарезаны как жертвенная скотина – и это были люди невинные и  честные. Как это случилось с начальников РОВД  Карасуйского района и его помощником.
Этот человек исполнял свой служебный долг и пошел,  без сякого оружия и сопровождения, к толпе возбужденных людей. Как теперь установлено,
собравшихся людей было около тысячи, все они были возбуждены, охвачены гневом, но не способны на убийство, а тем более зверское, но среди них была горстка провокаторов и  убийц –человек 5-6,  - которые и взяли инициативу в свои руки и устроили  кровавый  и жестокий спектакль на глазах у тысяч людей. И народ не смог воспротивиться этому.  И такое много раз повторялось на этой войне  - как среди кыргызов, так и узбеков. Вот что самое ужасное!
 И вот  я думаю о том, как же все-таки могли происходить такие зверства на глазах у сотен и тысяч людей? Ведь все эти люди  считают себя мусульманами и верующими, богобоязненными, знают хорошо о том, что убивать людей, а тем более невинных, это тягчайшее преступление перед Богом и, тем не менее, они  ничего не могли поделать с горсткой бандитов и преступников.
Эти, действительно, ужасно, и в этом плане много следует поработать нашим философам, психологам, учителям и политикам, чтобы найти ответы на вопросы – как воспитывать наше общество в сторону большей мужественности, человечности и проявления личностных качества. Проще говоря, чтобы  демон толпы и стадного чувства и трусливого равнодушия не руководил нами.
-Какие  выводы можно сделать из всего случившегося?
-Две трагедии, пережитые нашим народом, укрепили меня в мысли, что нам, всему нашему региону следует многому учиться у других стран, в особенности у тех, кто проживает на европейском континенте. Чтобы там ни говорили люди плохо сведущие и  некомпетентные, но  Европейский Союз на сегодня является самым безопасным Общим домом на планете. Значит и нам  следует, в первую очередь,  учиться их опыту мирной жизни, осваивать  существующие там технологии  улаживания конфликтов, толерантности, выживания и благополучия. Почему европейцы, споря друг с другом
 могут вовремя остановиться, а мы бьемся до победного конца? Почему европейцы  всегда выигрывают от конфликтов, я имею в виду обе стороны, у нас же  есть победители и проигравшие, и все повторяется снова и снова, . без всяких результатов, кроме новых разрушений?
 А самое главное,  Европы и все страны Запада   отличаются от нас умением  выдвигать  во власть в массовом порядке настоящих лидеров.    Они хорошо знают о том, что лидеры это  самое  ценное, что есть в народе  и бережно растят и пестуют эти ресурсы, в то же самое время строго их контролируя, чтобы они, эти лидеры, не  разлагались во власти и руководстве.
У нас в стране уже есть большой опыт сотрудничество с международными организациями, такими как фонд Ага Хана,  с партнерскими организациями Евросоюза, я, кстати, во время своего депутатства был активным членом Национальной  сети по развитию сотрудничеств а и социального партнерства  между различными  слоями и представителями нашего общества.  Все эти программы и проекты, в том числе и программы ЮСАИД по развитию местного самоуправления, мне представляются  миротворческими  в истинном смысле этого слова.
Я надеюсь, что после двух страшных трагедий наша республика и  регион в целом  будут еще теснее  интегрированы в мировое сообщество , и уже больше никогда не повторятся эти азиатские дикости.
         


Рецензии
У нас тоже очень много таких мудрых и справедливых лидеров. Которые, мы верим в это, приведут Россию к ещё большему развитию и процветанию. Мы верим в "Единую Россию". Ура, товарищи.

Евгений Садков   07.09.2010 10:46     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.