Часть пятая Глава 1 Ростовщик и убийца

«Молю тебя, Красс, отстрочить платеж до сентябрьских календ!». Лицо просящего превратилось в страдальческую маску. Он стоял на коленях, позабыв о римской гордости и римской чести перед невысоким худощавым мужчиной с лицом подагрика. И, тем не менее, вся жизнь, все надежды для просящего были сосредоточены в этой фигуре.
-Ну что же я могу сказать тебе Квинт Муций Сцевола, -  сказал Красс, -  я вижу, ты не обладаешь достоинствами твоего предка. Я уж не говорю о том, что ты никогда не сунешь руку в огонь жертвенника. Ты даже не отдашь ничтожной суммы в десять тысяч сестерциев.
-Я отдам, отдам, найду деньги и отдам, -  с пеной у рта хрипел несчастный Сцевола.
-Нет, мы говорим несерьезно о серьезных вещах. Что ты мог бы дать мне в залог?
-Свою жизнь! - крикнул Муций Сцевола, и его голос тысячекратным гулом раздался под стенами той комнаты дворца Красса, где тот принимал должников.
-Твоя жизнь не стоит и асса! - прикрикнул Красс. Мне нужны более веские поручительства.
-Ну, ладно, внезапно успокоился Сцевола, что ты хочешь?
-Вот такой разговор мне по душе.
Красс пересек комнату, пройдя мимо жарко натопленного камина, над которым висела мозаика, изображающая виноградную лозу - полную чашу довольства для Марка Красса.
-Я хотел бы, чтобы ты помог разобраться мне с одним недругом, - сказал Красс.
-Говори, и он умрет, ответил Сцевола (в Риме у него была репутация хладнокровного убийцы).
-Помпей
-Сын или отец?
-И отец, а лучше всего, и сын.
-Считай, что Харон везет их тела в Аид. Завтра так и будет.
-Вот когда повезет, тогда я и порву эти документы, -  сказал Красс, размахивая пред лицом Сцеволы долговыми расписками.
Сцевола быстро поднялся с колен и выбежал из комнаты.
На следующий день у Красса должен был обедать Гней Помпей.
Для него Красс не поскупился на яства: на столе были и дорогие вина, и молочные поросята, фаршированные пироги, перепела, мед - все богатство даров Италии должен был отведать Помпей. Но он опаздывал. Красс хладнокровно, на виду у остальных гостей, посылал мальчика - вестника справиться о Помпее. Но того все не было.
Наконец он вошел
-Ну, вот и ты, Помпей, через силу улыбаясь, сказал Красс.
-Да, вот и я, ответил запыхавшийся Помпей, ты представляешь, мой друг, когда я шел к тебе, из темноты выскочил какой-то человек и попытался проткнуть меня мечом. Но не тут-то было. Мои стражники опередили его.
-Ах, как я рад, дорогой Помпей, что ты жив!
Радость Красса казалась неподдельной и глубоко искренней.
-Расположись за этим ложем, где все приготовлено для тебя.
И ужин начался.


Рецензии