Замкадыши. Глава 17. Тьматаракань
Некоторое время местечко имело статус столицы древнерусского княжества «Тмутаракань», но теперь станица с населением девять тысяч человек стойко ассоциируется с именем Михаила Юрьевича Лермонтова.
Поэт бывал там проездом по дороге из Ставрополя в Геленджик в кавказскую ссылку. Первый раз он останавливался в подворье на самом обрыве, у моря, а второй раз совсем недолго гостил в Фаногорийской крепости.
Под впечатлением от первого посещения в тысяча восемьсот тридцать седьмом году он написал повести «Белла» и «Тамань». Хатка-мазанка расположена на перекрестье всех ветров с Керченского пролива и Фанногорийского залива. Старая мазанка давно ушла под воду во время одного из наводнений, когда вода окончательно подмыла утёс.
На территории заповедника кроме двух мазанок существует дом-музей. Прячась от ветра, заходим в хату. За натянутой верёвкой -закуток, в каком останавливался Лермонтов. В закутке хватает места только для лежанки. В доме-музее нас встречает экскурсовод – пышнотелая женщина лет тридцати пяти. Она представляется Татьяной Ивановной и тут же добавляет: можно просто Таня.
У Тани очень своеобычная манера подачи материала. Без всякого пафоса, патетики, идеологии, но в то же время довольно эмоционально она рассказывает о Лермонтове как о каком-нибудь своём бесшабашном родственнике или хорошем знакомом, интимно называя его Мишенькой:
- В тысяча восемьсот тридцать седьмом году наш Мишенька написал стихотворение, посвящённое Пушкину «На смерть поэта». Николай первый, усмотрел в этом стихотворении оскорбление ближайшему царскому окружению. И вот нашего Мишеньку отрывают от любимой бабушки, от тайной страсти Лопухиной и отправляют в ссылку на Кавказ…»
Следующая экспозиция посвящена литературным героям Лермонтова. Таня подводит нас к небольшой лодке и начинает свой рассказ. Тут я замечаю, что она идентифицирует героя нашего времени Печорина с Михаилом Юрьевичем, нарочито путая факты из жизни лирического героя с биографией поэта. Сначала я подумал, что это просто оговорки, но потом понял, что это такая манера подачи материала. Возможно у Танюши два образа слились воедино. Цитаты из текста «Героя нашего времени» у неё очень потешно перемежаются с собственными комментариями к биографии поэта:
- Но наш пострел и здесь поспел, через мгновение он оказался в лодке и опрокинул контрабандистку Беллу на дно… Такой вот бесшабашный повеса.
К концу экскурсии понимаю, что любовь Танюши к Лермонтову не совсем бескорыстна. Выяснилось, что она сумела материализовать эту свою любовь в двухэтажный домик. Домик на побережье или минигостинница здесь – воплощённый эквивалент удавшийся жизни.
Садимся в автобус и заезжаем, как обещано, в еврокусты. Там нас уже ждёт «Волга» с канистрами вина в багажнике. Вика выходит из автобуса и, некоторое время потолковав с мужичком, возвращается Мгновенно оживившись, начинает зазывно выкрикивать:
- Берём хороший коньячок! Кому ещё трёхлеточку? Кому пятилеточку?
Призыв подействовал. Некоторые рванули с мест.
- Кто ещё не приобрёл вино? – продолжает Вика, - выходим, приобретаем.
Однако желающих больше не нашлось. Обратно возвращаемся с песнями, а одна старушка, поднимая большой палец вверх, непрестанно твердит, как заклинание:
-От такая экскурсия! От такое винцо! Мало нам экскурсии раз в неделю- нам каждый день давай! »
Свидетельство о публикации №210081500251