Центр Помпиду-Мец. Новый супермузей в Европе

12 мая 2010 года  президент Франции Николя Саркози открыл на северо-востоке страны в столице Лотарингии городе Мец - филиал одного из самых известных музеев мира, Национального центра искусств имени Жоржа Помпиду.
Centre Pompidou-Metz - это первое отделение знаменитого музея вне Парижа. Его уже называют «новым архитектурным чудом Франции», отмечая, что оригинальная конструкция белой, будто парящей крыши музея напоминает китайскую шляпку или даже корабль пришельцев. Бюджет постройки – 69 млн. евро.

Японский архитектор Сигеру Бан, победивший в конкурсе вместе с французом Жаном де Гастином, выстроил огромный музей, который, тем не менее, производит впечатление абсолютной невесомости. Архитектор Сигеру Бан известен тем, что вот уже четверть века использует в строительстве легкие и мобильные конструкции.
На сей раз он накрыл готовую слиться с окружающим парком музейную постройку почти прозрачной гигантской шляпой в кружеве деревянных стропил, волнистые поля которой связали все части музейного комплекса.
Именно эта главная особенность здания, коническая крыша-тент (образцом послужила старая китайская крестьянская шляпа, найденная когда-то Сигеру Баном на блошином рынке в Париже), возможно, и принесла победу архитекторам на конкурсе в 2003 году.

Идея «клонировать» Центр Помпиду именно в Меце возникла лет десять назад, учитывая очень удачное расположение города на территории Франции (скоростной поезд довезет Вас от Парижа до Меца за 80 минут), а также его соседство с Германией, Бельгией, Люксембургом и Швейцарией.
Сам город Мец с населением болем 125 тысяч человек известен с античных времен. Он возник как римское поселение на перекрестке дорог, идущих от пролива Ла-Манш к долине Рейна и из Трира в Италию.
История города заявляет о себе повсюду. Взять, к примеру, сказочно величественный собор Сент-Этьен. Это настоящее сокровище готического искусства. Собор украшен многочисленными витражами XIII – XX веков, над которыми работали известнейшие мастера, один из последних – Марк Шагал. Теперь можно сказать, что в 2010 году в Меце появилась вторая архитектурная достопримечательность мирового значения.

Известно, что Музей Центр Помпиду в Париже с его необычным футуристическим зданием открылся лишь в 1977году. Однако как бы ни опережала свое время эта «фабрика искусств», а поспеть за ростом музейной коллекции ни количественно, ни качественно она все же не смогла.
Сейчас здесь хранится около 65 тыс. произведений искусства, а выставлено в экспозициях лишь чуть более одной тысячи. Многие крупноформатные объекты вообще не смогли разместиться в залах Центра.

Конечно, экспансия Центра Помпиду в Мец была вызвана не одной лишь нехваткой жизненного пространства — инициаторы проекта явно рассчитывали на «эффект Бильбао», когда, например, открытие филиала нью-йоркского Музея Гуггенхайма превратило испанский Бильбао, захолустный город Страны Басков, в мировой туристический центр.
Филиал в Меце не имеет собственной коллекции — здесь будут показывать сменяемые примерно раз в полгода экспозиции из фондов парижского музея.

Открылся музей в Меце «инаугурационной»  выставкой с несколько провокационным названием «Шедевры?» - это размышление на тему эволюции понятия «шедевр», охватывающее, что неожиданно для музея современного искусства, последние 500 лет.
На суд зрителей представлено более 700 произведений, извлеченных из парижских запасников, в том числе работы Пикассо, Матисса, Шагала, Леже, Миро, Кандинского, Джакометти, Поллока, Дюбюффе и других известных мастеров.
Эти и другие «полезные ископаемые» из недр головного Центра безусловно привлекут множество туристов и могут стать спасением для Меца, столицы далекой от процветания железорудной и угольной Лотарингии.

Новый музей расположен в месте, где при римском владычестве находился амфитеатр, совсем рядом с нынешним городским вокзалом, что очень удобно для будущих посетителей. Теперь эта территория реконструируется и застраивается заново. Музею Centre Pompidou-Metz отведена роль «катализатора» этого процесса. Уже создана, например, впечатляющая эспланада, большая открытая площадь, ведущая от вокзала к музею.

Главным визуальным элементом самого здания музея, как уже отмечалось, является его крыша площадью 8000 кв. м. Это сооружение сложной криволинейной формы на оригинальном деревянном каркасе с покрытием из стеклоткани и тефлона (это позволит оптимально справиться с солнечными лучами, снегом и дождем).
Крыша почти не зависит от архитектуры и структуры музейного здания из бетона и стекла, но, в то же время, ее полупрозрачный «свод» виден из многих помещений.
Первый этаж музея вмещает, кроме вестибюля с обязательными кафе и магазином, также и «главный неф» (форум) - масштабное выставочное пространство высотой 10 метров.
Здесь можно экспонировать очень крупные работы, что являлось большой проблемой даже для Парижа (например, зрителям, наконец, представят огромный занавес, созданный в 1917 году по эскизу Пабло Пикассо для балета «Парад» труппы Сергея Дягилева - полотнище размером 10м х 16,5 м).

На лифте, заключенном в 77-метровую башню, можно подняться в три галереи (площадью 1150 кв. м каждая) - 80-метровые параллелепипеды, водруженные со смещением друг на друга. Внутри них нет дополнительных опор, что позволяет наилучшим образом размещать экспозиции. Торцы каждого из блоков застеклены, и в эти панорамные окна-витрины как бы «заглядывают» достопримечательности Меца.
На самом верху здания расположены оригинально оформленный ресторан, смотровая галерея и аудитория.
Интерьер музея приспособлен для любых трансформаций и экспериментов, его сложная структура позволяет приобретать те или иные формы в зависимости от текущей экспозиции и программы мероприятий.

Большая часть прилегающей к новому зданию территории превращена в вишневый сад, а также еще разбит парк с искусственными каменистыми террасами и березовой рощей.
Город Мец не был ранее «меккой» для туристов, хотя там есть уже упоминавшийся готический собор, средневековая застройка улиц и интересные сооружения в русле историзма и стиля модерн.
Теперь городские власти не без основания надеются, что с появлением нового музея «эффект Бильбао» сработает и в Меце. Они прогнозируют приток 200 - 400 тыс. туристов в год.

Создание Centre Pompidou-Metz является частью новой культурной политики Парижа -децентрализации культурных институций Франции.
Правительство убеждено в том, что масштабные арт-проекты способны содействовать экономическому «ренессансу» удаленных от столицы районов.
Теперь уже и Лувр открыл 12 декабря 2012 года в экономически «неблагополучном» городе Ланс, в департаменте Па-де-Кале. музей-спутник "Лувр—Ланс", для которого на месте закрытого угольного разреза был построен современный комплекс зданий.


               


Рецензии
Валерий, спасибо большое за такое подробное и информативное описание этого центра.
Вот, планирую визит в Метц, наткнулась на Ваше описание и очень этому рада:)
Вы не подскажете, для того, чтобы подняться только в смотровую галерею, нужно покупать входной билет?

Дина Мильнер   14.06.2020 15:23     Заявить о нарушении
Уважаемая Дина, спасибо.что заходите на страницу Валерия. Валерий умер 4 года тому назад, но страницу я сохранила. Что касается вашего вопроса то я давно там не была, но вы можете прочесть их правила по-русски или по немецки на сайтах
http://www.centrepompidou.fr/en/infos/rus/CENTRA-POMPIDU
http://www.centrepompidou.fr/fr/infos/deu/Das-Centre-Pompidou
Ну, и , конечно, по-французски. На этих сайтах есть полная информация о правилах посещения музея и о ценах на билеты.
Желаю всего доброго Чечилия Койфман.

Койфман Валерий   16.06.2020 13:42   Заявить о нарушении
Чечилия, спасибо огромное за ответ!
Примите мои глубокие соболезнования и спасибо за то, что сохранили страницу!

Дина Мильнер   16.06.2020 19:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.