Незаконченный матч

   Второе воскресение войны. В небольшом районном городке, каких немало в нашей России, жизнь с первых дней потеряла спокойный размеренный характер. По вечерам горожане уже не выходили погулять на Почтовую улицу, предпочитали сидеть дома и слушать радио или навестить знакомых и родных, обменяться мнениями о последних событиях на фронте.
   И чтоб как-то встряхнуть горожан, отвлечь их от тяжёлых дум, на это воскресение в комитете физкультуры и решили назначить футбольный матч на кубок города между лучшими командами: «Спартак» и «Металлист».
   Утром вездесущая ребятня расклеила по заборам небольшие афишки, которые приглашали всех любителей футбола на финал. Слово «финал» было выведено такими
большими буквами, что сразу бросалось в глаза. А юноши постарше в это же время разносили по указанным адресам повестки из райвоенкомата. Сегодня ещё двести человек должны были отправиться на сборный пункт.
   Иван Плахов, капитан «Металлиста», сидел у дома на завалинке и набивал на свои старые бутсы шипы. Из проулка к нему торопливо шагали несколько знакомых парней. Впереди - инструктор горкома комсомола Вася Пугачёв. Он молча вручил повестку, постоял немного, потом коротко и строго сказал:
   - Без опозданий. В шестнадцать ноль-ноль построение и посадка на грузовики. Опоздавшие будут считаться дезертирами.
   - Из нашего «Металлиста» ещё Сашу Варыпаева, Семёна Власова и Миньку Точилина... - как-то взволнованно проговорил полузащитник Миша Тарабакин, лучший друг и помощник капитана. - И из их команды, говорят, троим повестки. Как же играть-то будем?
   - Как-как,- тихо и задумчиво ответил Иван, - раз матч назначен, значит, будем играть. Только вот что, Миша, подбери нам замену на второй тайм. Сам понимаешь мне теперь некогда. Мне ещё к отцу в артель забежать надо, предупредить, да в свой цех мастеру сказать, что в армию ухожу, а потом ещё надо с Леной проститься.
   Зрителей на стадионе собралось мало. Большинство горожан работали. Пришли в основном юноши-спортсмены, старички - заядлые болельщики, да родственники и друзья тех футболистов, которым предстояла отправка на фронт.
   Футболисты в этот раз отказались от разминки. Они проходили в служебное помещение, молча переодевались и ждали выхода на поле. Иван Плахов ободряюще смотрел на своих ребят:
   - Выше головы! Покажем в последний раз футбол. Во втором тайме вместо нас выйдут три брата Шиловых и Ундалов. Смотрите, доиграйте, как следует, - капитан обратился к запасным, - не подведите нас. Ждём писем о вашей победе. Мы же, - он улыбнулся, - напишем о своей победе.
   Футболисты «Спартака» из соседней раздевалки уже выбежали на поле. Вслед за Плаховым в своих традиционных белых футболках с синей буквой «М» на груди выбегали его одноклубники. За воротами лежали четыре туго набитых рюкзака: вещи уходящих на фронт. Рядом кто-то положил ещё три почти таких же. Значит, и правда, из «Спартака» призывают троих.
   Вначале игра шла вяло, чувствовалось нервное напряжение футболистов. Затем они увлеклись, атаки стали острее. К десятой минуте первого тайма территориальное преимущество было уже за «Металлистом». Команда атакует. Плахов бьёт по воротам и мяч от его удара уходит на угловой, первый в этом матче. Подача в площадь ворот, где расположились все нападающие «Металлиста», но мяч оказывается у голкипера. Тот сильным броском выкидывает его в поле. Плахов перехватывает мяч, проходит с ним среднюю линию, пасует на левый фланг Варыпаеву, тот через Власова Точилину на левый фланг. Перед ним два защитника. Точилин отдает мяч обратно Власову, а сам по левому краю бежит вперед. Получает точный пас. Можно бить, но его грубо сносит защитник. Штрафной удар. Плахов навешивает на Власова, тот, получив мяч, сделал обманное движение и бьёт сходу. Гол! Впереди «Металлист»!
   После этого «Спартак» заиграл активнее. Один из его защитников врывается в штрафную. Голкипер на месте, отбивает мяч кулаком в поле. Но неудачно, тот
же защитник, приняв мяч, посылает его в верхний угол ворот. 1:1. Это было на сорок третьей минуте.
   Призывники оделись прямо в поле, за воротами, возле своих рюкзаков, натянув рубашки и брюки на футбольную форму. С друзьями и родственниками попрощались быстро, без лишних слов. Отец Плахова, увидев в стороне стоящую Лену, подтолкнул к ней Ивана. Но говорить с ней пришлось уже на ходу - торопился, надо было идти к военкомату. Издали было видно, что там началось построение новобранцев.
   - Вот, что, Леночка, война есть война, всё может быть. Не хочу тебя связывать обещаниями. Приглянется кто - значит твоё счастье. Я не должен быть помехой тебе ...
   У самого военкомата Лена задержала Ивана, обняла его, и поцеловала.
   - Пиши. Буду ждать. Буду ждать!
   - Быстрее, быстрее строиться! - командовал военком.
   Его помощник начал зачитывать список. Подъехали, оттеснив провожающих на противоположную сторону, грузовики. Одна Лена сумела остаться с выравнивающимися рядами мобилизованных. Иван, заметив её, спешно передвинулся в задний ряд. Не смущаясь рядом стоящих парней, крепко обнял девушку.
   - Плахов, - выкрикнул очередную фамилию горвоенком.
   - Я, - ответил кто-то из находчивых парней.
   А Иван, держа за руки уже заплаканную Лену, не мог вымолвить ни слова - ни командиру на отзыв при проверке, ни любимой Леночке. Только когда раздалась громкая команда «По машинам!», тихо сказал то, что не смог сказать год: «Люблю».
   Машина набрала скорость. Иван в толпе видел лишь одну Лену. Кто-то из знакомых запел.
   - Дан приказ ему на запад ...
   Иван, глотая воздух, подхватил вместе с остальными:
   - Ей в другую сторону ...
   Второй тайм начался скованно. Потом в «Металлисте» постепенно включились в игру братья Шиловы. У большинства ребят игра явно не клеилась. Или устали, или сказалось прощание с друзьями. А Миша Тарабакин, получив пас, вместо того, чтобы переправить мяч открывшемуся младшему из Шиловых, легонько, словно нехотя, пихнул мяч к одному из нападающих соперников. Тот, не желая принимать подаренный ему мяч, послал сильным ударом свечкой вверх. Младший Шилов недоуменно развел руками - он же готовился к прорыву.
   Зрителей на стадионе поубавилось. Часть их ушла к военкомату. А оттуда к стадиону бежал инструктор горкома комсомола, на сегодня рассыльный военкомата, Вася Пугачёв. Добежав до боковой линии, он крикнул:
   - Тарабакин и Ундалов, вас срочно в военкомат вызывают. Быстрее переодевайтесь.
   Вслед за ним с поля в раздевалку бросился старший Шилов и четверо из «Спартака».
   - А вы куда, - удивленно спросил Тарабакин.
   - Мы вчера к военкому ходили. Может, и мы сейчас нужны будем, а этот матч после доиграем обязательно.
   Напрямик, через футбольное поле, переодеваясь на ходу, ребята побежали к военкомату. Игра прекратилась. Оставшиеся договорились с лёгкой подачи Тарабакина завершить матч после победы в прежнем составе. Тогда ещё верили, что она будет  скоро...
   Очередной футбольный матч на кубок города состоялся через пять лет. За «Металлист» из прежнего состава играли Тарабакин, младший Шилов, Власов. Бывший капитан команды и бывший капитан-артиллерист Иван Плахов следил за матчем с трибуны. Рядом с ним, держа костыли мужа, сидела Лена. А Иван, когда «Металлист» атаковал ворота «Спартака», радостно взмахивал руками и ободряюще кричал своему другу Тарабакину:
   - Молодец, Миша! Вперед, Миша!

 


Рецензии