Воля как условие внутренней свободы

          Главная характеристика воли – её СИЛА – представлена двумя полярными состояниями, а именно: воля может быть 1) размягчённой, беззаботной, праздной, и 2) сконцентрированной, собранной в кулак, бойцовской, готовой принять на себя удары судьбы. Наивысшим можно назвать такое состояние концентрации воли, когда она готова к встрече с наихудшим. В самом деле, если человек морально готов расстаться с тем, к чему привязан всей душой, с самым любимым и желанным, готов на любые лишения и страдания, и даже преждевременную смерть, то он психологически неуязвим и, следовательно, внутренне свободен.
          Именно такое состояние воли имел в виду Сенека, когда описывал портрет стоического мудреца, для которого не является благом всё то, что может быть отнято случаем. Именно такое состояние было присуще христианским исповедникам, когда они добровольно и сознательно шли на мученическую смерть.
          Помимо силы, у воли есть ещё одна характеристика – ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОКРАСКА. Так, например, воля мудреца-стоика и воля христианского святого окрашены в различные тона. Стоик ощущает себя покинутым в этом мире, он сражается один на один с извечным своим врагом – безжалостной фортуной. Отсюда проистекает бессознательный пессимизм его мироощущения. Христианин же постоянно чувствует на себе помощь Божью, он знает, что Бог-Любовь никогда не оставит его, никогда не отдаст на растерзание тёмным силам, если на то нет веской причины. Поэтому христианская готовность к худшему всегда окрашена в светлые тона.


Рецензии
Приятно общаться с умным человеком. Спасибо, что вы есть на ПРОЗА.РУ

Игорь Леванов   16.08.2010 09:44     Заявить о нарушении
Низкий Вам поклон, Хранитель Тайны! (Хоть я считаю себя не достойным такого лестного комплимента.)

Патрикей Васильков   16.08.2010 17:34   Заявить о нарушении