Две характеристики воли
1) абулия (отсутствие воли, безволие);
2) состояние размягчённости, беззаботности, праздности;
3) состояние предельной концентрации, собранности, бойцовского настроя, готовности принять на себя удары судьбы.
Наивысшим можно назвать такое состояние концентрации воли, когда она готова к встрече с наихудшим. Именно такое состояние является условием внутренней свободы личности. В самом деле, если человек готов расстаться с тем, к чему привязан всей душой, с самым любимым и желанным, готов на любые лишения и страдания, вплоть до преждевременной смерти, то он психологически неуязвим и, следовательно, внутренне свободен.
Именно такое состояние воли имел в виду Сенека, когда описывал портрет стоического мудреца, для которого не является благом всё то, что может быть отнято случаем. Именно такое состояние было присуще христианским мученикам, когда они добровольно и сознательно шли на страдания и смерть.
Помимо силы, у воли есть ещё одна характеристика – ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОКРАСКА. Так, например, воля мудреца-стоика и воля христианского святого окрашены в различные тона. Стоик ощущает себя покинутым в этом мире, он сражается один на один с извечным своим врагом – безжалостной фортуной. Отсюда проистекает бессознательный пессимизм его мироощущения. Христианин же постоянно чувствует на себе помощь Божью, он знает, что Бог-Любовь никогда не оставит его, никогда не отдаст на растерзание тёмным силам, если на то нет веской причины. Поэтому христианская готовность к худшему всегда окрашена в светлые тона.
Свидетельство о публикации №210081600366
Игорь Леванов 16.08.2010 09:44 Заявить о нарушении
Патрикей Васильков 16.08.2010 17:34 Заявить о нарушении