Есенин и Маяковский. Последняя встреча

Есенин увидел Маяковского возле Малого театра.  Это был октябрь, странный месяц, когда, вдруг, солнце и почти тепло, а на смену приходит ледяной ветер, и тут же тучи над Москвой.

С Есениным было несколько приятелей-забулдыг, с Маяковским томные девушки. Есенин знал, что Маяковский жадноват и сразу достал пачку денег из кармана, и предложил пойти посидеть, поговорить.

Маяковский внимательно посмотрел Есенину в глаза,   у того были спокойные глаза, хотя лицо несколько опухло.

В свои тридцать лет Есенин видел так много, как мало кто из живших людей. Он видел царскую семью, читал стихи царице и ее дочерям, он видел, как рожает в поле крестьянка, он видел европейских аристократов и великих писателей с поэтами, он видел убийц-чекистов. Есенин видел тех, кто на дне, и каждый день опускался на это дно, и видел тех, кто на самом верху.

Есенин недавно разговаривал с мировой знаменитостью Троцким, демоном революции, и это Троцкий пригласил его для беседы. А за день до этой беседы Есенин пил в подпольном кабаке, где продавали кокаин, и рядом с ним сидели два  белогвардейца. И почему-то было мало девушек, и Есенин разделил с этими мужчинами одну даму. И видно общая на всех женщина так сблизила мужчин, что они сказали, что белогвардейцы. А в двух кварталах от этого подвала была Лубянка.

И Есенин подумал, что они уже мертвецы, эти двое молодых людей, а потому ничего не боятся.

А за день до этой встречи Есенин общался с очередным психиатром, но он не очень любил отечественных психиатров, западные, к которым его водила Айседора, были лучше. Они были лучше потому, что Есенин для них был просто добрый молодой человек, которому они хотели помочь, и помогали, как могли. А для местных психиатров Есенин был самым известным и популярным человеком в русской части СССР.

Есенин был невероятно популярен, и психиатры не намеренно, но пытались ломать его, им было это приятно, такой популярный человек и в их руках.

Есенин помнил как художник, внешний вид, запахи, манеру вести себя тысяч известных людей. И никого из них он не ставил выше себя. И потому он смотрел на Маяковского печально, но с чувством превосходства.

Маяковский бросил взгляд на пачку денег в руках Есенина, пробормотал, что он занят, девицы смотрели на  Есенина с любопытством и ревностью, ибо они любили стихи Маяковского.

Есенин повернулся и пошел прочь, забулдыгам дал денег и велел принести в квартиру водки и закусок. Но ведь не нужна была ему водка, уже не спасала. Он боялся пить. Пил пиво, чтобы контролировать себя и все, что происходит вокруг.

Он поднял от ветра воротник, заложил руки за пояс своего изящного пальто,   и шел один по Москве, любя этот город, как живое существо.

Маяковский опишет эту последнюю встречу, напишет, что отказал Есенину в общении, но чтобы оправдаться напишет, что Есенин уже потерял облик человеческий. Но тогда он оставил томных девиц и догнал Есенина, когда тот спускался в дорогой кабак.

Есенин увидел Маяковского, не очень удивился, и не очень обрадовался, был порыв. Но не более. Ведь он знал, что Маяковский гений, тот писал в свое время гениальные стихи, и Маяковский признавал среди пишущих поэтом только  Есенина.

Это было роскошное заведение, масса зеркал, изящные тонкие перегородки, настоящие  старомосковские официанты. Им принесли пиво, мелко нарезанную копченую рыбу.

- А ведь этого ничего скоро не будет, кивнул вокруг себя Есенин,- будет серое все.

- Очень много молодых людей родилось, - усмехнувшись, возразил Маяковский, - они захотят настоящей красоты, а не этого упадка.

- Я позавчера сидел напротив Троцкого, как сижу напротив вас, -сказал Есенин, -  он сумасшедший. И они все сумасшедшие, вы не видите этого?

Маяковский, которого преследовал страх сойти с ума, передернул плечами. И словно защищаясь, сказал: « Ну не вам Сергей осуждать сумасшедших, вся Москва говорит о том, что вас лечат, говорят, сам Бехтерев лечит».

У Маяковского был «профессиональный» интерес, он пару раз видел могучего старика, психиатра Бехтерева и с трудом подавил в себе желание подойти к нему и рассказать о своих проблемах.

- Мы владеем словом, они владеют жизнями, - пожал плечами Есенин, - он почувствовал смертельный страх Маяковского, и как невротик невротика пощадил его. И перевел на другое – Ведь в ваших стихах, умирающая, загнанная лошадь, которая плачет, это  Россия.

- Вы же знаете, я русский дворянин, но безразличен к России, лошадь – это я. – Сказал Маяковский.

- О, я знаю русских дворян, - усмехнулся Есенин, - Толя Мариенгоф русский дворянин, подонок и стукач. – Хотя те, с которыми я вчера пил  … - Хорошие ребята.

Есенин потер лоб. И сказал: « Но ведь это конец?»

- А вы знаете, у меня сын родился в США от русской, - сказал Маяковский, отвечая на эти слова Есенина.

- У меня была еврейка, у вас была еврейка, я свою отдал в хорошие руки, а вы все при своей? Она же уродлива!

- Вы же знаете, Есенин, что у меня другие женщины, а Лиля просто очень сильная, она не боится жизни, она везде своя, она радостная такая… И у нее изощренный ум.

-  Мариенгоф такой же, - засмеялся Есенин.- За все когда-нибудь заплатит Толя. Надо очень не любить Россию, чтобы быть радостным сейчас.

Они еще посидели минут десять, два одиноких русских гения. Уходя, Маяковский сказал в пространство: « А Бог ведь есть, он в наших стихах»

- ОН есть, - едва слышно сказал Есенин, - но нас уже нет.

* * *
После гибели  Есенина Маяковский был так напуган своей  будущей судьбой, что написал немного назидательны, но пронзительные  стихи на смерть гениального поэта. Пытаясь ободрить самого себя. Цветаева написала на смерть Есенина страстное и нежное: … И не жалость – мало жил, И не горечь – мало дал, - Много жил – кто в наши жил Дни, все дал – кто песню дал».

После смерти Маяковского Цветаева написала о встрече поэтов на том свете:

Зерна огненного цвета
          Брошу на ладонь,
          Чтоб предстал он в бездне света
          Красный как огонь.

     Советским вельможей,
     При полном Синоде...
     - Здорово, Сережа!
     - Здорово, Володя!

     Умаялся? - Малость.
     - По общим? - По личным.
     - Стрелялось? - Привычно.
     - Горелось? - Отлично.


     - Так стало быть пожил?
     - Пасс в некотором роде.
     ...Негоже, Сережа!
     ...Негоже, Володя!

     А помнишь, как матом
     Во весь свой эстрадный
     Басище - меня-то
     Обкладывал? - Ладно

     Уж... - Вот-те и шлюпка
     Любовная лодка!
     Ужель из-за юбки?
     - Хужей из-за водки.

     Опухшая рожа.
     С тех пор и на взводе?
     Негоже, Сережа.
     - Негоже, Володя.

     А впрочем - не бритва --
     Сработано чисто.
     Так стало быть бита
     Картишка? - Сочится.


     А что на Рассее --
     На матушке? - То есть
     Где? - В Эсэсэсере
     Что нового? - Строят.

     Родители - родят,
     Вредители - точут,
     Издатели - водят,
     Писатели - строчут.

     Мост новый заложен,
     Да смыт половодьем.
     Все то же, Сережа!
     - Все то же, Володя.

     А певчая стая?
     - Народ, знаешь, тертый!
     Нам лавры сплетая,
     У нас как у мертвых

     Прут. Старую Росту
     Да завтрашним лаком.
     Да не обойдешься
     С одним Пастернаком.

     Хошь, руку приложим
     На ихнем безводье?
     Приложим, Сережа?
     - Приложим, Володя!

     Еще тебе кланяется...
     - А что добрый
     Наш Льсан Алексаныч?
     - Вон - ангелом! - Федор

     Кузьмич? - На канале:
     По красные щеки
     Пошел. - Гумилев Николай?
     - На Востоке.

     (В кровавой рогоже,
     На полной подводе...)
     - Все то же, Сережа.
     - Все то же, Володя.

     А коли все то же,
     Володя, мил-друг мой --
     Вновь руки наложим,
     Володя, хоть рук - и --

     Нет.
         


И вот парадокс, Марина предсказала, что воскресни они оба в СССР, то они снова бы  покончили с собой в этой стране. Но ведь сама вернулась в СССР, вслед за мужем агентом НКВД.

А на могиле Есенина застрелилась Галина Бениславская, которая служила в НКВД. И  подруга Маяковского Лиля Брик дружила с НКВД, но она не застрелилась, она написала умное письмо Сталину, после чего Маяковского стали издавать огромными тиражами, половину этих денег по завещанию получала Лиля Брик, она стал богатой женщиной.


Рецензии
Уважаемый Александр! Испытываю к Вам чувство огромной благодарности за только что прочитанную вещь. Всего Вам самого наилучшего!!!

Игорь Тычинин   15.10.2019 18:58     Заявить о нарушении
Игорь, спасибо за ваши эмоции!

Александр Самоваров   15.10.2019 19:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.