Дети войны. Господи! Какое убожество

Приближается 1 сентября. Мы, взрослые, бегаем в заботах, собирая детей в школу. Надо одеть, обуть. Скомплектовать портфель, спортивную форму. Одним словом проблем хватает.

Школа – зеркало материального состояния семьи, общества. Мы делаем всё, чтобы наши дети выглядели не хуже других, не чувствовали себя ущемлёнными.
 
Мне вспомнились  мои школьные годы. Школьные годы детей войны. 
Я донашивал пальто старшей сестры, которое ей досталось от дальней родственницы. Рукав пальто заканчивался хорошо истрёпанной манжетой и вшит с фонариком. Подол расклешённый. Одним словом: девчоночье. Как я не хотел его одевать! Я подросток, класс смешанный, а тут это ненавистное пальто. Я мечтал о телогрейке, самой распространённой верхней одежде в войну и послевоенные годы. Мы нищенствовали, денег не хватало даже на еду. Купить не могли, зато сейчас, в домашних условиях, с большой любовью  пользуюсь стёганой телогрейкой.
 
Второй школьный атрибут – портфель. Как мы завидовали тем ученикам, у кого был настоящий портфель с ручкой и замком застёжкой! Да с таким портфелем можно учиться только на отлично!  Два раздельных отделения для книг и тетрадей! Мечта. Девочки ходили с мамиными сумками и очень воображали. Мне мама сшила из старого мешка сумку по размеру книг и  верёвкой, чтобы носить через плечо. Я стеснялся моего убожества и сумку одевал под пальто, а весной «потерял» её и носил книги за поясом, а потом вообще начал прогуливать, стыдясь самого себя. Я начал взрослеть.

Следующее -  это письменные принадлежности. Надо отметить, что в те годы, в начальных классах был урок чистописания. Это написание букв с определённым наклоном и разной толщиной линии в отдельных местах.   Необходимо было иметь тетрадь в косую линейку, перьевую ручку и, самое главное, перо №86. Всё это было дефицитом и продавалось на рынке по баснословной цене. Приходилось  искать варианты, на чём можно сэкономить. Прежде всего, тетрадь. Тетради я научился делать из упаковочной жёсткой светло-коричневой бумаги, которую мама приносила с работы. Мама после возвращения из эвакуации работала медсестрой на махорочной фабрике. Сырьё поступало на фабрику тюками завёрнутое в эту бумагу. Изготовить тетрадь дело было не сложное. Первый этап – бумагу надо разгладить горячим утюгом и разрезать на полосы шириной по высоте ученической тетради с небольшим запасом. Далее делались двойные листы и сшивались во что-то подобие тетради. Последняя процедура – обрезка краёв по габаритам стандартной тетради острым ножом по линейке. Далее понятно, что это произведение искусств надо ещё и расчертить по образцу. Тетрадь в 12 листов получалась толщиной как общая стандартная тетрадь. Как я гордился своим творением! Мне в ту пору было 9 лет. На создание тетради уходил целый вечер, так что не всегда успевал делать уроки. Зато в школу я шёл счастливый со своей новенькой тетрадкой. Таких красивых и аккуратных тетрадей не было ни у кого.

Вспоминается мне одноклассница Тамара Лихацкая (имя может быть неверное – столько времени прошло, а фамилия именно эта). У девочки была одна тетрадь в клеточку. В ней она писала и арифметику, и русский язык и другие предметы, отводя на каждый пару листов. Писала она остро заточенным твёрдым карандашом в каждой строчке мелкими аккуратными буковками. Через определённое время она стирала ластиком написанное и писала вторично на этой же странице между, в прошлом написанных и стёртых, строчек. Она была очень бережливой и аккуратной девочкой. Школьные принадлежности она носила в маминой дамской сумке.  Застенчивая и, как мне сейчас кажется, стеснялась своей бедности.
 
Ещё одна примета нищеты и бедности – это свободное время, игры. Дети есть дети, а мальчишки – непоседы без игр не могли провести и дня. Безусловно, основная игра это гонять мяч в футбол. Но!!!  Мяча нет и в помине не только у нас, но и во всей округе. Мы делали мячи из тряпья, которое нам могли дать мамы. Тряпки мы укладывали по возможности в шарообразную форму и обшивали в довольно тугой колобок. Естественно колобки были разных размеров и соответственно веса.  Такой мяч мы могли гонять целый день. Кушать, как сейчас, нас никто не звал. У каждого из нас был свой мяч и если игровой мяч разлетался в клочья, тут же подбирали другой и игра возобновлялась.
 
У моих сестёр и подружек были свои девчоночьи игры. Классики, скакалки и куклы. Куклы это особое занятие. Куколку надо было ещё сшить из лоскутков. Лоскутки обменивались между подружек, какой куколке, что лучше подойдёт. И так целый день. Мне же приходилось мастерить им саночки, коляски и колыбельки. Что поделаешь, я был в доме единственный мужчина, а девочкам надо помогать.

Таким мне запомнилось моё неприглядное школьное детство.            


Рецензии