Глава 5 маршевая рота
Здесь были люди разных возрастов, профессий,
воинских званий…
А.И. Родимцев «Твои отечества сыны»
По еще не просохшей апрельской земле идут сто человек. На каждом винтовка, лопата, противогаз, в вещмешках две горсти патронов и по паре гранат.
Роту ведет молодцеватый капитан. На нем начищенная портупея, да и сам он выбрит и доволен собой. Это не окопник-ротный, а офицер штаба дивизии.
Его задача довести роту до полка одной из дивизий и его дело сделано. Поэтому он так бодро и шагает в сторону передовой. Да и на передовой сейчас временное затишье, так что опасаться нечего.
Сто человек собранных, как говорится с мира по нитке: мобилизованные, вышедшие из окружений и прошедшие спец. проверку бойцы, солдаты из госпиталей, призванные партийные работники.
У каждого из ста человек своя судьба и свой характер. Но все это уже в прошлом, надев на себя гимнастерку и встав в строй они превратились в бойцов Красной Армии, которые обязаны беспрекословно выполнять приказ своего командира.
Много у бойца Красной Армии обязанностей. А из прав…одна основная - геройская смерть за Родину! Сотни маршевых рот идут пешком на передовую. Как в тело раненого бойца вливают свежую кровь, так и маршевые роты вливаются в полки и дивизии Армий Юго-Западного фронта перед майским наступлением 1942г.
Ставка Верховного Главнокомандования удовлетворила просьбу Тимошенко - пополнить войска Юго-Западного фронта до 80% штатного состава. Надо напитать ослабший в непрерывных боях организм фронта, подготовить его к будущим боям.
Вот и идут сто человек по обычной степной дороге, которая неизвестно откуда берет начало и неизвестно где закончится. Знать маршрут рядовому бойцу вовсе необязательно, для этого всегда есть командир. Дорога кажется бесконечной. Разговоров нет, «славяне» попусту трепаться не любят, да и прошедшие километра дают о себе знать.
Если посмотреть на них, бойцы, как бойцы - форма уравняла всех. Но внимательный взгляд сразу определит в этой сотне молодого призывника, такого как девятнадцатилетний Александр Мясищев. Воротник шинели давно натер ему шею и он непроизвольно вертит головой.
Грубый солдатский войлок, словно «наждачкой» трет шею, портянка на ноге сбилась, и кирзовый сапог натирает ему кровавый мозоль. Совсем другое дело идущие рядом с ним Виктор Павленко и Иван Авиров.
Эти уже успели повоевать. Виктор чуть выше среднего роста жилистый с крупными резкими чертами лица- бывший шахтер с Донбасса, воевал с первого ее дня. Иван Авиров ниже и худее Виктора в прошлом фрезеровщик с Харьковского тракторного завода, возвращались на фронт после госпиталя.
Видя, как Сашка мучается, Виктор Павленко посоветовал ему: - Сядь на дорогу перемотай портянку, потом догонишь. Сашка послушался, вышел из колонны уселся на обочину, скинул сапог и быстро перемотал портянку.
Догнав колонну, он пошел рядом с Виктором и Иваном. Кроме натертой стопы Сашке сильно хотелось есть. Но привала все не было, капитан шел словно заведенный.
К вечеру рота вышли к какому-то селу, за которым блестела лента реки.
- Что за река,- поинтересовался Виктор Павленко
- Похоже, Северский Донец,- ответил Иван.
Так Сашка впервые услышал название этой реки. Рота прошла по селу, в котором как успел заметить Виктор стояли полковые тылы, перешла по деревянному мосту на восточный берег реки и только здесь, возле пустующей конюшни прозвучала долгожданная команда: « Стой! Привал!»
Люди попадали на землю и тут же кто-то спросил: - Товарищ капитан, когда кормить будут?
- Разговорчики отставить,- сказал в ответ капитан, а потом тише добавил: «Скажут Вам в свое время. Всем отдыхать».
Виктор Павленко услышав весь этот короткий диалог сделал для себя вывод: « Сегодня их кормить никто не собирается», а засыпать на пустой желудок вовсе не хотелось.
Он встал с земли и огляделся. Впереди них возвышалась бывшая колхозная конюшня, в которой маршевой роте скорей всего и предстоит провести ночь, позади них несла свои воды река Северский Донец.
Виктор понял, роту специально вывели за село, чтобы они не разбрелись по селу в поисках харчей, а через мост назад в село уже не пойдешь, там стоит патруль. Не выдать роте из ста человек хотя бы один раз положенный ей харч, это сколько же продуктов можно сэкономить прикинул Виктор.
А с маршевой роты никто жаловаться не пойдет, завтра ее бойцов «распихают» по взводам и ротам, и маршевая рота как самостоятельная единица, прекратит свое существование.
Виктор спустился к реке и внимательно осмотрел реку и ее берега. Река, наполненная недавно сошедшим снегом неспешно несла свои холодные апрельские воды на юг к Азовскому морю.
Пройдя немного вниз по течению Виктор обнаружил то, что подсознательно хотел увидеть - рыбачью лодку с одним веслом. В его голове начал вырисовываться план по добытию провианта, но для этого ему необходимы будут помощники. Он вернулся назад и обнаружил, что рота уже перебралась на ночлег в конюшню.
Он вошел и осмотрелся, Иван Авиров увидев его, махнул ему рукой, показывая, что занял для него место. Подойдя к нему, Виктор изложил ему свой план по добыче провианта.
План был простой: отойти подальше от села бросить в воду гранату и с помощью лодки собрать глушенную рыбу. Прикинув план, Иван сказал что надо будет еще один человек, и Виктор осторожно позвал Сашку:- Эй, молодой тебя как звать?
- Сашка
- Пойдем погуляем.
Они вышли втроем из сарая.
-Жрать хочешь?- спросил Виктор у Сашки.
- Конечно.
- Тогда снимай нательную рубаху и пойдем с нами.
- А зачем рубаха?
- Потом узнаешь. Они спустились к реке, оттянули лодку ниже по течению. Там Виктор присмотрел небольшой заливчик. Виктор разъяснил диспозицию предстоящей операции.
- Завяжи рукава и ворот рубахи,- приказал он Сашке. Потом насадив рубаху на ветку в виде рогатины, Виктор отдал самодельный сачок Сашке.
- Смотрите, я бросаю гранату, а Вы после взрыва быстро выгребаете и собираете все что всплывет. Приступим,- сказал Виктор и полез в свой вещмешок. Он достал гранату и осторожно ввинтил в нее взрыватель. - Когда я брошу, всем ложится на землю. Ясно?
-Ясно.
Подержав ее секунду в руках, Виктор, вырвал чеку и сильным взмахом руки бросил ее в воду. Они все трое упали. Раздался глухой взрыв, и ввода взметнулась вверх. Взрыв поднял ил со дна и волна от взрыва пошла по воде.
- Быстро в лодку,- скомандовал Павленко.
Иван и Сашка прыгнули в лодку, а Виктор быстро оттолкнул ее от берега. На месте взрыва вода продолжала бурлить, поднимая на поверхность донный ил, среди которого брюхом вверх, всплыли четыре крупных леща.
Троих Сашка и Иван успел выловить, а четвертый исчез под водой, прежде чем до него успели дотянуться. Сашка и Иван молча стояли в лодке, которая постепенно начала наполнятся водой, видимо где-то в днище была дыра, которую они раньше не заметили и смотрели на воду. И когда казалось, что больше ждать нечего, на поверхности воды появилась брюхо огромной рыбы. Брюхо лишь на миг появилось на поверхности и тут же вновь ушло под воду.
- Хватай ее!!!- в азарте закричал Иван Авиров.
Но Сашка дотянуться до нее не успел, более того он уронил в воду и рогатину с рубахой и та подхваченная течением реки начала медленно удаляться. Догонять ее на дырявой лодке было делом слишком рискованным.
- Ну что там? – поинтересовался с берега Виктор Павленко, наблюдавший непонятную возню его товарищей.
- Как ты ее проворонил?!- напал на Сашку Иван.
- Она должна снова появиться,- не совсем уверенно произнес Сашка.
- Как же держи карман шире, появится она тебе.
Но тут на поверхности появилась не брюхо, а громадная голова речного сома, на которой, как успел рассмотреть Сашка, росли даже усы. Иван быстро схватил весло, размахнулся и со всей силой ударил по этой огромной голове, которая тут же вновь скрылась под водой.
- Вот теперь ты его окончательно добил,- сказал Сашка.
Они все стояли в лодке, в надежде, что оглушенный сом появится на поверхности, но он так и не показался, вода постепенно заполняла лодку, грозясь перелить за голенища сапог.
- Погребли к берегу, пока не утонули, с сожалением сказал Иван, все еще рассматривая поверхность воды в надежде увидеть тело рыбы. Они выгребли к берегу и рассказали все Виктору Павленко.
- Да, рыбаки ….., выругался Виктор, столько свежего мяса упустить. Ведь если ты его оглушил, он непременно всплывет, только течением его отнесет вниз по реке, а там его быстро выловят. Но ничего, в конце концов, на уху нам хватит, - взвешивая в руках лещей сказал Павленко. Эх, и ушицу сварганем!
Они выбрали небольшую ложбинку, которая не просматривалась ни стороны конюшни в которой расположилась рота на ночлег, ни со стороны реки и села и разложил костер. Иван и Сашка принялись за рыбу, а Виктор отправился к реке за водой.
Зачерпнув воду из реки в котелки Виктор вдруг заметил что за ним наблюдают. Маленький боец, стоял посреди тропинки и улыбался. Это был один из бойцов маршевой роты. Виктор опознал его именно по его росту.
- Никак уху собрались варить? – поинтересовался коротыш, все так же улыбаясь. Ему было за сорок и лицо он имел круглое и гладкое
- А тебе чего?
- Может, помощь нужна?- все также вежливо интересовался боец.
- Да нет, сами справимся.
- Ну, ну,- как-то неопределенно произнес человечек, развернулся и быстро посеменил в направлении конюшни.
Вода в трех котелках, подвешенных над огнем быстро закипела. В каждом из них варились по лещу.
- Вот это ушица,- вдыхая носом запах варева, потирал руки Иван Авиров. Сашкин пустой желудок, прямо таки переворачивался от голода.
Неожиданно над оврагом показались три фигуры в шинелях. Они подошли к костру и один из них представился: начальником патруля.
- Ваши документы,- потребовал начальник патруля - младший лейтенант. Тем временем, один из патрульных кинулся к костру и снял с костра палку но которой висело все три котелка. Виктор Павленко спокойно поднялся с земли вместе с винтовкой, передернул затвор и направил ее в голову патрульного, который держал в руках котелки с ухой.
– А ну верни на место.
- Ты что ?- опешил от такой наглости младщий лейтенант.
- Слышь лейтенант, если он сейчас не положит на место котелки, я ему голову прострелю и тебе тоже.
Лейтенант растерялся, в свой не обременительной при штабе полка службе, ему никогда не приходилась сталкиваться с таким открытым неповиновением. Но он все-таки сообразил: штаб полка далеко, ночь надвигается, а напротив него трое вооруженных людей и еще неизвестно чем все это закончится.
- Оставь котелки, - приказал он своему патрульному и тот облегченно поставил котелки на место.
- Костер потом затушите, - напоследок сказал лейтенант и вся тройка патруля растворилась в ночи.
- Ну ты Витя даешь, - опуская на землю винтовку сказал Иван Авиров. – Неужели ты и впрямь выстрелил бы?
- А ты что думаешь Ваня, я бы этим крысам тыловым дал отведать нашей ухи?
Сашка стоял и хлопал глазами, так все быстро произошло.
Что стоишь товарищ, - обратился Павленко к Сашке,- садись, ушицу есть будем.
На обратном пути в конюшню Виктора Павленко мучила мысль: «Откуда патруль мог выйти на них? Костер был в ложбинке и не от реки ни от конюшни его не было видно.
Рота уже спала. Солома вся была растащена, и им пришлось ложиться на землю.
И вдруг в голове у Виктора словно молния сверкнула- это маленький солдат- «коротыш»-как то быстро про себя окрестил его Павленко, только он мог навести на них патруль.
Виктор встал и принялся рассматривать спящих. Он прошел всю конюшню в поисках маленького солдата, но «Коротыша» среди них не было.
- Ты кого искал?- поинтересовался Иван Авиров.
- Знакомого одного,
- Завтра найдешь,- ложись спиной ко мне, авось согреемся.
Виктор и Иван прижавшись друг к другу спинами быстро уснули. Сашка тоже втиснулся между спящих тел и сразу уснул.
Свидетельство о публикации №210081600777
В моде ПиАр-скандалы, стирка чужого белья, и прочая-прочая-прочая... поэтому читателей будет не очень много, Эдуард, уж прости за столь прямолинейную правду-матку, но... у тебя ПОЛУЧАЕТСЯ! И получается хорошо! Лично мне нравится и читаю с удовольствием (жаль, что главы короткие, а перерывы длинные)
Поэтому, не увидев "столпотворения" не бросай сюжет, он не для каждого, поверь на слово!)))
С уважением,
Алекс Сидоров 16.08.2010 15:44 Заявить о нарушении
С уважением,
Эдуард Бовкун 17.08.2010 19:11 Заявить о нарушении