Путь Человека

Путь Человека.
Юрий Солей
2008.06.21

               
В то наиболее смутное время, когда перестройка окончательно превратилась в полный бедлам в стране, а беззаконие - в закон, я был в командировке в одном городе. До самого вечера мотался по делам и, когда освободился, выяснилось, что ни одного междугороднего автобуса в моем направлении сегодня уже по непонятным причинам не будет - все отменены….

В кассе, однако, сказали, что поздно ночью, в три часа, будет один проходящий автобус, но неизвестно будут ли свободные места…. К подобным обстоятельствам я вообще-то привычный и без колебаний решил подождать на автовокзале.

Поначалу я слонялся на свежем воздухе перед автовокзалом. В зал ожидания идти не хотелось, так как там вечно собирались местные и кочевые бомжи, алкоголики и какие-то неприятные личности…. Однако когда продрог, да и устал, я решил таки  немного отдохнуть в зале ожидания.

В зале ожидания, как я и предполагал, наряду с обычными немногочисленными гражданами, обитали штук пятнадцать бомжей. Это были уже не люди. У некоторых из них характерным образом изменились лица, да так, что иначе, как мордой, эти лица назвать уже нельзя.

На эти морды, серо-черные, с синяками и ранами на лице, было одновременно гадко, но и любопытно смотреть. Одна кучка бомжей обосновалась в середине зала. Там было сонное царство, и оттуда уже тек какой-то подозрительный ручей. Вторая кучка, с краю, ближе к игровому залу за решетчатой загородкой, напротив, шумела, гремела бутылками и бесновалась.

Я выбрал место возле стенки, чтобы сзади не ожидать никаких неприятностей, и стал с интересом наблюдать за происходящим. По опыту я знал, что вообще-то такие истории чаще всего кончаются плохо. Милиции как всегда рядом нет, да они, как правило, предпочитали не вмешиваться. Бомжи и хулиганы совсем распоясались и часто в ночное время начинали приставать к нормальным гражданам. А я такой, что если в жертву выберут беззащитного человека, обязательно влезу в разборку. Сцены эти крайне неприятны, но я все же понадеялся, что в этот раз обойдется.

Рядом со мной сидела женщина, а далее, за ней, сидел какой-то мужчина моих лет. Женщина с тревогой наблюдала за бомжами и, видя, что я тоже реагирую на происходящее, начала вполголоса комментировать события. Через время мне стало это не интересно, и я закрыл глаза. Женщина, тем не менее, продолжала что-то бурчать себе под нос. Я начал потихоньку дремать.

Сколько прошло времени не знаю, но я вдруг почувствовал, что женщина торопливо собирается уходить. Я открыл глаза, и женщина тотчас же сообщила мне, что сюда сейчас придут бомжи. Женщина поспешно покинула зал, а я увидел, что пара молодых и довольно агрессивных подвыпивших молодых подонков пристают к мужику простоватого вида, который сидел в середине зала. Этих парней раньше в зале не было. Видимо, они пришли, когда я дремал.

Подонки, судя по внешнему виду, явно были не бомжами, а хулиганами. Один из них, что-то говорил, жестикулируя перед носом мужика кулаками. Второй просто стоял чуть позади.    Мужик испуганно вжимал голову, что-то односложно отвечал и, почему-то, пару раз оглянулся на нас.

Я посмотрел на мужчину, который сидел через сиденье от меня. Он тоже наблюдал за событиями. Это был крепкий, спортивного вида мужчина средних лет. Так же, как и я, коротко постриженный, в джинсах и кроссовках.

По тому, как подвыпивший парень уже несколько раз посматривал на меня, я понял, что он подойдет именно ко мне. «Ну, чтож! Ты знал это, когда шел сюда!» - сказал я себе: «Вроде, уже из возраста того вышел, а все в истории влипаешь». Так и есть! Парень оставил мужика и пошел вдоль ряда. Второй потянулся за ним. Я сидел и спокойно наблюдал за перемещением парня по рядам. Наконец, тот неторопливо подошел ко мне и остановился рядом. Я вопросительно посмотрел на него, ожидая, что он что-то скажет. Но тот не очень торопился что-то говорить и просто стоял, ожидая пока подтянется второй парень.

- Мужик, у тебя пару сигарет не найдется? -  наконец задал он свой вопрос. Когда я был подростком, мне много раз задавали подобный вопрос. Тогда эта фраза точно означала, что сейчас будет драка. Им не курево нужно, а зацепиться за разговор. Это было так часто, что именно из-за этого я тогда записался на секцию бокса, хотя и имел кое-какие навыки уличных драк. Я хорошо знал тогда, что стоит мне дать слабину, как меня тотчас же измолотят. Но я прекрасно знал их трусливую психологию. Агрессия более яростная в ответ на их агрессию решает все! Они становятся кроткими и пугливыми, начинают прятаться друг за друга, сколько бы их не было против одного. Поэтому я твердо посмотрел ему в глаза и спокойно сказал:
- Нет, я не курю.

Далее, как по сценарию, парень обратился с тем же вопросом к мужчине, сидящему рядом. Тот так же спокойно ответил, что не курит. На самом деле это опять не вопрос о куреве, а психологическая проверка второго  вероятного противника…. По озадаченному виду молодчика, мне стало ясно, что проверка дала отрицательный результат….

Парень постоял секунду и сказал, обращаясь к своему напарнику:
  - Ну, что такое? Никто здесь не курит! Курить охота!
На это я ему заметил:
  - Ты не там ищешь. Стрельни на улице у тех, кто курит.
- Да на улице понятно. Я думал у тебя стрельнуть. Никак не брошу…. А ты бросил или вообще не курил? – Разговор явно пошел в мирное русло. Обычно к драке ведут разговор другим путем. Парень либо понял, что здесь ситуация простой для него не будет и решил сменить тему, либо это я ошибся, приняв его за хулигана.

«Значит, все обойдется» - решил я, а затем коротко ответил:
- Бросил.
- Расскажи, как ты смог? Я раз двадцать уже бросал, но так и не смог.
- Просто взял и бросил.
- А я уже восемь лет курю. До армии не курил и не пил. В Чечне закурил и все.
«А-а! Так ты в Чечне побывал. Ну что же. Пожалуй, с тобой стоит поговорить» - подумал я.
- Восемь лет – это не большой срок. Если захочешь, то бросишь. Но курить и пить надо бросать одновременно, иначе не получится – это я тебе точно говорю.

Я посмотрел на его впалые скулы и худощавую фигуру и добавил:
- Ты, судя по всему, раньше крепкий был парень, а теперь запил и здоровье начал терять.
- Да, здоровье я не из-за этого потерял. Это после ранения в Чечне. Все думали, что мне вообще кранты. Полмесяца без сознания был.

Он вдруг откинул полу курточки, задрал футболку и показал свой худой живот. Несмотря на то, что в зале был полумрак, я увидел, что левый бок живота был весь в рваных неровных шрамах. Мужчина, что сидел со мной и внимательно слушал разговор, вдруг подался вперед и тоже коротко глянул на шрамы. Парень показал бок и ему, одернул футболку и вдруг сказал мне:
- Дай мне свою руку.
Я опешил:
- Зачем?
Он нагнул ко мне свою голову:
- Потрогай. Вот здесь. – он указал своей рукой место на голове. Я не очень-то хотел к нему прикасаться, но он взял мою руку, нагнулся и приложил к тому месту…. То, что я почувствовал своей рукой на его голове, было совершенно противоестественно – под рукой, под его волосами, на черепе были огромные ямы, сантиметра по три в диаметре. От неожиданности я даже привстал со своего места, да так и остался стоять. Как мог выжить этот человек после таких ран? Уму непостижимо! Врачи, спасшие его, совершили самый настоящий подвиг, оставив на свете этого парня!

- Ой-ё-ёй! – только и смог я выговорить. Тут со своего места встал мой сосед и, ни слова не говоря, тоже потрогал голову парня. Затем, также оставшись стоять, коротко спросил:
- Мина?
- Мина…. Попался, а под чью, так и не знаю. Мои друзья, наверное, до сих пор думают, что я уже на том свете. А я вот тут бичую теперь. Поначалу я ни ходить не мог, ни говорить. Мать меня выходила потихоньку. Да лучше бы я сдох…
    - А как же ты живешь? На что? Ты работаешь?
- Работать я еще не могу. С головой у меня не порядок. Мать выхлопотала пенсию. Да еще у нее минималка есть. Вот так и живем…. Мужики, у меня трубы горят! Дайте пару гривен!

И я, и мой сосед, с готовностью полезли за своими кошельками и вытащили оттуда по пять гривен. Я, когда доставал купюру, видел, что у меня есть купюра и в две гривны. Но меня настолько ошеломили ранения этого парня, что мне захотелось хоть как-то помочь ему. Хоть я и понимал, что эти деньги немедленно будут пропиты.  Подали парню. Тот очень удивился нашей щедрости. Это отразилось на его лице, и он залопотал слова благодарности:
  - Спасибо! Ой! Вы что, мужики! Я же две гривны просил…. Спасибо! Ой, мужики, ну спасибо! Вы, это. Если что надо, если кто тут обидит вас, вы мне скажите. Меня тут все знают! Скажите только, что Артур - мой корифан. И всё! Все сразу поймут. У меня с ними разговор короткий! Меня тут все боятся! Что надо – только скажите…

Мой сосед вдруг переменился в лице и с волнением в голосе спросил:
- Как, ты сказал, тебя зовут? Артур?…
- Да, Артур. Если что надо, ребята, любого тут спросите, где Артур. Меня из-под земли найдут для вас. Ну, бывайте, мы пойдем…

И он уже повернулся, чтобы уйти, как вдруг снова обернулся к нам, посмотрел на нас оценивающе с ног до головы и сказал:
- Да вы же военные! Офицеры! Спецназ! Как я сразу не догадался? Вы же тоже там были?

Я дипломатично промолчал. А мой сосед сказал:
- Были, но не в Чечне.
- А где? В Афгане?
- Нет. Гораздо дальше.
- Но тоже в горячей точке?
- Да. Там было очень горячо.
 - Ребята, пойдемте со мной, выпьем!
- Нет, браток! Я не могу пойти. Автобус через двадцать минут. Знаешь что? Был у меня друг. Его звали тоже Артур, как и тебя. Выпей за твоего тезку и за моего друга. Он погиб там…. Желаю тебе удачи и здоровья. Дай руку! Прошу тебя, завязывай, не бузи, береги себя.

Он крепко пожал Артуру руку. После чего Артур подал руку мне, и они ушли.
Мы молча проводили их глазами. Сосед вдруг задумчиво произнес:
- Вот так случайность!
Я вопросительно посмотрел на него, но он, ничего не объясняя, протянул мне руку:
- Владимир.
Я пожал его сухую, твердую руку и назвал себя:
- Юрий.
- Вы действительно офицер? – спросил он меня.
- В запасе.
- Понятно. Я тоже давно в запасе.

Мы сели рядом. Завязался обычный разговор. Оказалось, что мой новый знакомый ждет тот же рейс, что и я. Разговор между тем снова и снова возвращался к Артуру. Несмотря на то, что тот был скорее хулиганом и даже разбойником, нам было жалко его. Жалко его загубленной перековерканной жизни, и было совершенно ясно, что его судьба покатится все дальше по наклонной. Пока не пропадет совсем….

Подошел ночной автобус. Это был большой «Икарус». Пассажиров в нем было мало, и мы с комфортом разместились рядом. Когда автобус тронулся, Владимир вдруг открыл сумку, достал плоскую маленькую бутылку коньяку и три пластмассовых стаканчика и сказал:
- Ты знаешь, какое совпадение? Сегодня именно тот день, когда погиб Артур. А я уцелел каким-то чудом…. Это еще одно невероятное совпадение. Просто мистика какая-то! Хочешь – не хочешь, а возникают такие мысли, что эти все случайности не случайны. Давай помянем его…

Он налил в три стаканчика немного коньяку. Один подал мне, а третий поставил между сумкой и стенкой автобуса, чтобы он не опрокинулся. Мы выпили, не чокаясь, помолчали…. А потом Владимир продолжил:

- Когда этот парень, показал нам раны на животе, я подумал тогда, что наверно так бы они выглядели теперь и у моего друга, если бы он выжил. И вдруг он показывает рану еще и на голове… Примерно такую же, как у моего друга. Мы тогда попали под минометный обстрел, и он был смертельно ранен в живот и в голову….  А потом этот парень, вдобавок, назвал свое имя…. Это не простое совпадение!… - Володя затих, вдруг обхватив голову руками…. Затем взъерошил свои волосы и резко отбросил свои руки от головы:
- Ты знаешь?… Это в его образе Артур ко мне приходил…. Давай еще выпьем….

Он налил еще коньяку в наши стаканчики, добавил и в третий, и мы выпили. Я, пораженный услышанным, молчал. Володя был как бы внутри себя, постоянно что-то наблюдая внутренним взором. Я не хотел своими вопросами разрушать эту его сосредоточенность.  Помолчав так немного, Владимир вздохнул и сказал:
- Может к родителям его надо съездить, если они еще живы? Давно думаю об этом, но не решусь. Боюсь хуже им сделать – для них ведь не просто будет узнать подробности.

Помолчали…. Володя разлил остатки и задумчиво сказал:
- Знаешь, люди восхищаются японскими камикадзе, какие они отважные и самоотверженные, идут добровольно на верную смерть. Камикадзе – «божественный ветер» в переводе…. Как поэтично!... Самураи! Кодекс самураев!… Каратэ до - путь пустой руки, айкидо - путь согласованной энергиии…. Бушидо – «путь воина»!… Романтично! Стихи и песни им посвящают…. А я скажу, что они и мизинца наших простых пацанов не стоят!… Тому же Артуру с вокзала они в подметки не годятся все вместе взятые….  С шахидами впридачу….  «Почему» - спросишь? А потому, что все они - и камикадзе, и шахиды, и «воины Аллаха» - идут на смерть, твердо веря, что этим заслужат одобрение своих богов, попадут в свой «рай»…. То есть, фактически, продают свою жизнь за рай…. Из корысти…. А наш парень идет на смерть и точно знает, что никакого рая нет. А если и есть, то он точно знает, что этот рай уж точно ему не светит…. Он просто выполняет свой долг. Если не за Родину, то просто за товарищей….

Вот они – настоящие герои! А эти – просто оболваненные религиозные фанатики…. Бушидо!…Путь воина!… Как романтично!… А у наших ребят просто… без романтики… с мат-перематом… с проклятиями в адрес войны и тех, кто её организовал… и без всякого писаного мудрецами кодекса…. Не Путь воина, а Путь Человека…

….

Да! Много лет прошло с тех пор. Я живу, а Володи уж нет…. Видно ранения ему тоже даром не прошли. Жаль!…

Мы встречались с той памятной ночи несколько раз. Говорили, говорили…. Да разве может человек всё рассказать? Свою память, свою душу выложить? Сколько лет уже даже боюсь приступать к описанию. Слишком много надо всего изучить, понять, прочувствовать. Боюсь, что не готов. Не готов описать Путь Человека…. Хотя, этот рассказ мог бы послужить прологом….

Путь Человека…. На японском нет такого понятия….
Это чисто по-нашему, по-русски….


Юрий Солей
2008.06.21


Рецензии
Прекрасный и глубокий психологический рассказ.
Неуют времени, вокзала и вдруг - откровение человека. Которого нужно бояться, но в то же время - жалко.
И напрашивается вопрос про бомжей, ведь наверняка и среди них сломанные жизнью, когда-то так же героически, не напыщенно, вышедшие на стычку с ней. Нокаутированные.

Юрий, с уважением...

Владимир Рысинов   05.11.2013 04:54     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир!
Насчет бомжей... Да. У каждого из них своя судьба, своя ужасная история. Многие из них виноваты лишь в том, что родились в неблагоприятной среде. Человек, ведь, есть то, что в него вложили с молоду.... Давно известно, что Маугли, к сожалению, остаются животными.

Спасибо.
С уважением, Владимир...

Юрий Солей   05.11.2013 15:12   Заявить о нарушении
Но ведь и этот ветеран практически - будущий бомж, неужели в Чечню отправляли только детей бедняков?
Яблоко от яблони... спору нет, но происхождение не всегда предопределяет, скорее всё таки ситуация, реакции, окружение, условия. Посмотрите на детей элиты, богатство, родительская слава, для них - порча с рождения, судьбоносный нитрат, расслабление, потеря смысла существования. Европа тонет в извращениях, а ведь уровень жизни, а ведь древние развалины, музеи, памятники... Виной им не происхождение, не гены.

Владимир Рысинов   05.11.2013 16:47   Заявить о нарушении
Да, Владимир, я согласен. Я ведь в общем говорил. Стержень человека должен закладываться родителями, а потом что будет... Потом зависит от многих составляющих жизни. Не даром говорят, что человеку должно повезти три раза: от кого родиться, от кого учиться, и с кем жениться...

Очень многое определяет, кто ему стержень (мировозрение) вставит в голову. Родители часто ничего путнего не вставляют - это плохо, потому, вставят другие - либо улица, либо друзья, либо ТВ, либо религия и т.д. Потому-то мусульмане так разительно отличаются от христиан.

Мировозрение - это очень важный вопрос и государство самоустранилось фактически от формирования его. Вопрос - сознательно это или с умыслом? Но ТВ сейчас в руках наших прямых врагов, судя по содержанию передач. ТВ живет за счет рекламных денег, которые идут из-за океана. Они и заказываю музыку. Да и фамилии владельцев каналов навевают подозрение... Так же как и ФИО практически всех артистов... 5-я колонна!

Юрий Солей   05.11.2013 20:27   Заявить о нарушении
Да, Юрий. Практически, один в один - смутное время. Дело за Пожарским с Мининым.

Владимир Рысинов   05.11.2013 21:07   Заявить о нарушении
Да, Вы правы. Только очень трудно разобраться теперь, кто есть кто. Кто действительно за Россию, а кто засланец... Слова все говорят заслушаешься, а на деле...

Юрий Солей   05.11.2013 22:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.