Роман с собственной душой очерк

Титр:  Москва 1910 год
Общий план:
Показан Трёхпрудный переулок возле  Патриарших.Небольшая отчётливая фигура проходит мимо…

Д.Т.:
- Обычный московский осенний день. Молодая полная надежд гимназистка, легко парит по  Тверскому бульвару.

Общий план:
Фасад здания «типография А.И.Мамонтова»

Шумы: Ветер. Шелест бумаги.

Девушка наклоняется и спешит собрать с дороги листы.

Дикторский текст:
- В руках у неё внушительная стопка стихов, в душе – дерзость и нерешительность…

Наезд камеры на один из разбросанных ветром листов. На нём легко можно разобрать строки:
(Крупный план: )
Между полнотой желания и исполнением желания,
Между полнотой страдания и пустотой счастья,
Мой выбор был сделан отродясь - и зародясь…
М.Цветаева

Д.т. :
- Ей тогда только исполнилось 18… Немало печали, уже успела увидеть в жизни эта гимназистка, дочь Ивана Владимировича  Цветаева…

Яркий слепящий глаза свет.
Шумы: Скрип открывающейся двери… Темнота…
Больничные окна. Постель.  Разговор докторов…
Церковные колокола. Фигура женщины стоящей на коленях возле иконы.

Д.т. :
- Благополучие покинуло семью, когда Марине было 10 лет. Она заболела чахоткой.

Перрон. Гудок поезда… Отправление…

Д.т.:
- Здоровье требовало теплого, мягкого климата, и с осени 1902 года семья уехала за границу. Девочка лечилась в Италии, Швеции, Германии…




Крупный план :
Большой дом. Шум  весёлых разговоров. Комната, старый камин. Силуэт девочки стоящей у окна и смотрящей куда-то  вдаль…
Д.т.:
- Мечтательная девочка, ищущая успокоения, нуждающаяся в ласке, она редко бывала одна.  «Уединение… Уйти в себя, как прадеды в фасады» - напишет она спустя много лет и будет всю жизнь стремиться к блаженству, одиночеству; одновременно, словно стараясь уйти от него, постоянно искать общения, ненадолго обретать и терять… Как в зачарованном кругу…

Картины природы : лес – море – темно-синее звёздное небо, алый рассвет – роса на траве…
Д.т. :
- Боже! Как она хотела войти в этот малознакомый, но влекущий  мир, со своим миром, своими переживаниями, своими словами, рассказать другим то, что она пережила…

Фигура девушки. горит свеча и она что-то пишет в тетрадь.
Кр. план : - Вся моя жизнь – роман с собственной душей. Мне ничего не нужно, кроме своей души! И это была правда…

Девушка. Ветер рвёт её волосы и  развивает  платье. Она смотрит вдаль Как бы мимо неё проносится поезд, но он ни разу ещё не остановился рядом с ней на перроне.
Белые облака…1911 год Облако обретает вид лица (наложить фото Сергея Эфрона)
Д.т.:
- Цветаева не стала кончать гимназию и весной уехала в Крым. В Коктебеле жила у Волошина, старшего верного друга, давшего ей путь поэзии. Здесь она встретила Серёжу. Круглый сирота, сын революционера, младше её на год. С этого момента кончилось «трагическое отрочество» и началось  «сумасшедшая блаженная юность».
Январь, 1912 Цветаева в подвенечном наряде спускается к нему. Семейное устройство, множество встреч, уже не тайных, душевный подъем…

Дождь… на белом лепестке ромашки застыла малюсенькая прозрачная слезинка. В ней отразилась радуга. Сентябрь. 1912 год.

(детский голос)
- Сегодня день рождения нового дня и мой первый день рождения. Сегодня первый раз я увидела мамины глаза. Они очень большие, добрые и нежные. А в её руках я чувствую себя в безопасности. Когда я вырасту, я непременно напишу стихи о моей маме.
Д.т.:
У Цветае6вой родилась дочь Ариадна.

Дождь закончился. Сухая поврежденная земля.
Д.т.:
- Август 1913 год скончался Иван Владимирович. Это была очень большая утрата для  Марины. Но все же в течении этих 5-и -6-и лет, она была самой счастливой по сравнению со всеми предыдущими и последующими годами. Она писала стихи… Вдохновенная людьми, к которым питала «тайный жар».

Облака  (Сергей Эфрон – Пётр Эфрон. Брат мужа)…

Комната. Не прибранный стол. Раскиданы книги, смятая бумага. В замке стола торчит ключ…
Д.т. Её стих стал более упругим, плотным; в нём появилась энергия и ритм, которых не было прежде.
Цветаева  уже начинает сознавать себе цену и как бы видит, что её «звёздный час» пробьет не скоро, но пробьет. Обязательно пробьёт!

Голос -  разбросаны в пыли по магазинам, (где их никто не брал и не берёт!)
Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд.

Палатки с крестом . Люди в военной форме и в белом. Операция.
Д.т.:
- Роман с собственной душой! Где же ты, милый? Горячо любимый муж уже который месяц не был дома. Рискуя собственной жизнью, в качестве мед брата Эфрон сел в санитарный поезд и уехал, оставив её и маленькую Ариадну. 
Боже! Как она волновалась за него. Она не спала ночами, она ждала… вот, вот сейчас, откроется дверь, и я увижу его. Такого заросшего, небритого, но родного и очень нужного…
   
Фигура. Поезд… Облако.(лицо Блока – Ахматовой – Маяковского – Пастернака – Рильке)
Д.т.
Её славословия Блоку, « нежному призраку, рыцарю без укоризны» и Ахматовой «златоустой Анне». Это было не только восхищение, но и любовь. Так будет у Цветаевой и с Маяковским – «вопреки не взаимности», с  Пастернаком – не взирая на «вёрсты и вёрсты, и вёрсты, и вёрсты», разделяющие их . С Рильке, с которым не встретится никогда. Она любила и соревновалась, хотела быть достойной своих кумиров.

Поезд. 1917 год.
Д.т.:
- Весной для Цветаевой наступил трудный период. Она хотела жить исключительно личной, частной жизнью, а время постоянно вторгалось в эту жизнь…

( Стук в окно. Выглядывает женщина. Пусто, никого нет. )

Она стремилась уйти, просто быть собой. Писать. Писать стихи и даже не думала, что время может так диктовать ей сюжеты. Её чувству, её творчеству – просто, картинки…

(Эпизоды февральской революции)
Д.т.:
- К происходящему она относилась как бы машинально. К этому всё шло,- говорила она. Царь! Для Марины эти слова не звучали. Да, и события не затронули её души, Цветаева, как человек в них отсутствует, и стихотворения закрытые, не проникновенные…

Беременная женщина.
Д.т.
Апрель, 1917 год. Марина родила вторую дочь. она собиралась назвать её в честь Ахматовой Анной, но потом передумала: «ведь судьбы не повторяются», и назвала Ириной.

Квартира. Верёвки, на них висят распашонки.   Показан быт.
Д.т.
- В Москве безумно тяжело жить,- писала она Волошину в августе. И уже в сентябре она уехала в Крым, а её муж получил повышение – прапорщик запаса пехотного полка и в связи с этим остался в Москве.

Поезд. Гудок. Пустой перрон. Октябрь, 1917.

Д.т.
Вот она уже опять у Волошина в Коктебеле, с мужем.

Крик ребенка: Мама, мама! Где ты, мама!? Мне страшно.

Д.Т.  детей пришлось оставить в Москве. Потом она,  уже одна, возвратилась за ними, но обратного пути в Крым уже не было. С этого момента и началась долгая разлука с мужем.

(Автор читает его письмо)

Жизнь Марины была всё больше похожа на разруху. Лишения и не частые встречи с мужем. «Мой белый офицер, мой белый лебедь» - пишет она ему в гарнизон. Недостаток и нужда заставляют идти Марину на работу в Наркомат. Скука и непонимание этой работы  заставляет её уйти.
Осень 19-го года стала самой тяжелой в жизни поэтессы. Ей приходится отдать своих, горячо любимых девочек,  в  подмосковный приют.
Вскоре она забирает оттуда тяжело заболевшую Алю, а в феврале 20-го маленькая Ирина погибает в этих тяжелых сиротских условиях от тоски по маме и физического истощения. Таковы хождения женщины по мукам за эти четыре года. «Жизнь, где мы так мало можем», - пишет она в своем дневнике. Жизнь …  Зато как она много может в своих стихах! Вдохновенно, напряженно и разнообразно. Но зачем?

Здание театра, кулисы. Показана встреча  знакомства с актерами – студентами.
«Вторая студия МХАТ»
Д.Т.  здесь она стала писать свои романтические пьесы, подражая своему любимому Ростану и, отчасти, лирическим драмам Блока.
Её любовь почти каждый раз завершается разлукой….

(Голос)  Не могу, не могу больше писать! Театр, жизнь… нет, не для меня…. Народная! Русская, вот о чём я буду писать , буду говорить. Просто не смогу молчать…

(Голос мужчины, учителя)  Все больше отойти от литературности, Марина!

Марина.  Я уже не думаю о том, что было в начале, чему я хотела научиться. Теперь я уже сама … сама естественность. Простые люди, их разговоры, записи просто на улице, на дороге, чтобы помнили не на час!
Два начала, две силы, земля и небо, плоть и душа…. 
Горе потери и разлуки не лишило её энергии чувств и жизни.

Чистое небо. Пролетающие журавли и надпись : 14 июля 1921года.

Д.Т.  Весть! За долгое время молчания, за 4,5 года письмо от мужа. Из-за   границы.
Цветаева мгновенно и бесповоротно приняла решение – в путь, к мужу!
Без него она не мыслила своего существования. Увлечений в ее жизни «топливо» для творческого костра было и будет еще не мало, но любовь остается до конца дней.

Перрон. Фигура женщины. Поезд…
Облака с фотонакладкой. Встречи.

Д.Т. Стихи продолжали литься, вернее, рваться из души поэта. Напряжение росло.
Только извозчик, встретивший ее на вокзале – некий смысл рокового одиночества Марины.

Картины Берлина.

Д.Т. Берлин. Там она пробыла 2,5 месяца. Наконец-то долгожданная встреча с мужем.

Облака. (Идет накладка: Есенин – Андрей Белый- Пастернак)

Д.Т.  Опять мимолетные встречи. Сережа Есенин. Очень теплые с Андреем Белым, которому сама Марина послужила недолгой, но верной опорой и лечением его «пленного духа». И, наконец, самая главная встреча – с Борисом Пастернаком, переросшая в долгую, горячую дружбу.

Стук колес, мелькающие в окне пейзажи. Прага. 1 августа 1922год.

Д.Т. Цветаева уже в Праге. Здесь Марина выросла в поэта, которая в наши дни считается великой.

Зеркало. Тени…
Любовь… Она писала о любви. К кому? Неизвестно. Только вот, что говорят ее дневники- пол и возраст ни при чем. Любовь, такие простые слова. Влюбиться можно в ребенка, в старуху, в дом, в дерево, в собаку, в героя романа , в собственную мечту.

Больница. 1февраля 1925год.

Д.Т.  У Цветаевой родился давно желанный сын, Георгий. В семье его будут звать Мур. Марина опять путешествует. Она с семьей уезжает во Францию. Там ее знакомые отводят им комнату в тесной квартире, которую тоже снимают. Во Франции Марина заявила о себе очень быстро.

Парижский клуб. Кулисы, сцена. Порванные экземпляры книг.

Д.Т.  6 февраля 1926 года в одном из парижских клубов состоится ее литературный вечер.
Триумф, зависть, нелюбовь, независимость.

Ночь. Женщина в кровати. Сон.

Д.Т. Мысленно она не покидает поэтов, которые остались в России. Она  читала, любили читать их . Ностальгия. О возвращении на родину мечтала уже не только она. Эфрон все больше тянулся к Советскому Союзу. И, приблизительно, в начале 30-х он сделался советским разведчиком. А Марина упорно оставалась вне всякой политики.

Москва. (пейзажи)

Д.Т. В Москву Цветаева с сыном приехала 18 июня. Вся семья поселилась в поселке Большово. Но это семейное счастье длилось недолго: в августе арестовали дочь, в октябре мужа Цветаевой.

(Посещении е в тюрьме)

Д.Т.  Она с сыном скиталась по чужим углам: снимала комнату в Галицино, переменила три жилья. Ездила с передачами к Алле и Сергею. Чтобы платить за жильё подрабатывала переводами с французского, немецкого, грузинского, английского, болгарского, польского и других языков.

Ветка, с опадающей листвой.

Д.Т. 8 августа 1941года Марина с сыном уезжает в эвакуацию. В городок Егабугу, на Каме. Опять нужда, скитание. Марина устраивается на работу.

(Листок заявления.)
«В Совет Литфонда.
Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую литфонда.
26августв 1941года.»

Д.Т. Столовая открывается лишь в конце октября. Безнадежность… Что делать? Перебраться в Чистополь?


Закрывается дверь. Стук засова.

Слова автора. Воскресение, 31 августа. Дома нет никого. Она сидит на кухне, пьет горячий кофе. Здесь, у последней черты все чувства Марины достигли своего абсолюта.
Тоска полнейшего одиночества и заброшенности; мрак, ощущении собственной ненужности, страх за сына.

Беседка. Она постепенно покрывается вся вьюном. И в это же время быстро мелькает вся ее жизнь.
Крупным планом записка.
«Мурлыга!  Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але, если увидишь, что любила их до последней минуты,  и объясни, что попала в тупик».


Рецензии