С Ш Розен. Киббуц - первый дом репатрианта

Аркадий Малер

Газета «Новости недели» (Израиль), 15 марта 2001 г. Раздел «Ситуация»

     Об этом кибуце на границе с Иорданией, в пустыне Арава, в 60 километрах от Эйлата, обязательно напишу. Замечательное местечко, оазис среди мертвого песка и камня: сады, коровники, теплицы, промышленность упаковочная имеется. Водичку качают из бездонного моря под Негевом. В первозданном виде годится она для полива и мытья, но пить приходится очищенную.

     Ладно, потом о чуде.  На этот раз поговорим о людях кибуца, о «русских» его жителях, людях, как мне показалось, замечательных, с судьбой, характерной не только для тружеников сельского хозяйства нашей страны.

Бери, хватай, радуйся!  Не берут, не хватают, не рады.Вот передо мной целах папка чиновных,   равнодушных отписок.

      Несколько лет  Михаил    налаживал       электрическое хозяйство кибуца. Автоматизировал все, что только было возможно: от въездных ворот до поилок в телятнике. Сам видел, что он сотворил. Чудеса, да и только.

     Дали умные руководители талантливому человеку волю и деньги. Он и совершил  полную революцию в отдельно взятом хозяйстве.

     Поставил точку, пришел с отчетом к директору, а ему и оворят:

     - Зря ты, парень, суетился. Нам бы лучше этот миллион, тобой  на ветер выброшенный, потратить на лишний трактор.

     Вот такую награду получил человек.  А хозяйство его, между тем, продолжает успешно действовать, и приносить кибуцу солидную прибыль. Мало того, к хозяйству, Михаилом созданному,    приставили командира, «своего человечка».   

     Вот тут Тер-Казаряна и прихватило с сердцем.  И так он разобиделся, что ушел из Яхеля. Нашел работу в Эйлате,  в компьютерной фирме. Жить продолжает в кибуце. Всю зарплату,  как положено,    отдает коллективному хозяйству, и продолжает радоваться, глядя   на отлаженное им электрохозяйство.

     Добрый человек Михаил Тер-Казарян. Добрый и талантливый. Чтобы обиду в себе не нянчить, даже придумал теорию,  по которой он сам во всех своих неприятностях виноват. Характер, мол, неподходящий.

     Вот недавно новый хозяин назвал его так же,  как звали в кибуце – акшан – упрямый. Говорит, что отцово это наследство.

     Поговорил и с отцом Миши. Он мне долго рассказывал, как провести революцию       в другой области хозяйства нашей страны. Увлеченно рассказывал, недоумевая при этом, как могут другие люди не быть бескорыстными  энтузиастами в этой самой замечательной и самой важной для жизни человечества области.

     Он тоже говорил что-то о революции в сфере своей деятельности. Революцию в кибуце устроил и его сын. Маленькую,  но революцию, и тут, как известно, одни ее устраивают, а другие пользуются. Так устроен мир, даже в тишине далекой пустыни.

    Не устаю вспоминать известные слова великого человека, кибуцного, кстати, мировоззрения – Бен-Гуриона,    сказавшего о взрослых репатриантах: «Это пыль. Нам нужны их дети».

     Господи, неужели такие замечательные люди, как Дмитрий и Михаил, - пыль. Какие же «гиганты мысли и демократии», в таком случае, коренные жители Израиля?      

    


Рецензии