Психосемантика метаорганизма. Тело праны
Некоторые авторы при описании эфирного тела выделяют два аспекта его функционирования. В. Данченко (2007) при описании покрова Пранамайя выделяет в его строении два уровня. Стхула прана, или «грубая» прана соответствует ощущениям, связанным с мышечным тонусом, в то время как сукшма прана, или «тонкая» прана соответствует энергетическому телу, на уровне которого воспринимаются чакры и энергетические структуры.
Рамачарака (1904), выделяя структуры человеческого метаорганизма, выделяет астральное тело и тело праны. Астральное тело представляет собой эфирный двойник, по которому конструируется физическое тело. Прана рассматривается как универсальная мировая энергия, покидающая физическое тело после его смерти.
Циркуляция праны в эфирном теле, а также обмен праной с окружающей средой обеспечивается системой энергетических каналов, или Нади. В восточной традиции (Чиа, 2004) выделяется система меридианов, являющихся проводниками универсальной жизненной энергии Ци. Термин «Ци» используется для обозначения универсальной жизненной энергии и аналогичен понятию «прана», используемому в философии йоги.
К наиболее важным энергетическим каналам эфирного тела относятся Сушумна, Ида и Пингала (Ghosh & Mukhopadhyay, 2024). Сушумной называют центральный энергетический канал, проходящий через позвоночный столб и выполняющий функцию центрального проводника праны. Параллельно Сушумне, вдоль позвоночного столба проходят два других канала: Пингала и Ида, соответствующие мужскому и женскому началам.
Основной функцией эфирного тела, на наш взгляд, является обеспечение взаимодействия между физическим телом с одной стороны и иноматериальными структурами с другой. Именно взаимодействие посредством эфирного тела было описано, на наш взгляд, Р. Декартом (Декарт, 1989). Согласно Декарту, между мозгом и мышцами постоянно проходят животные духи, отождествляемые с мельчайшими кровяными частицами. Посредством шишковидной железы духи обеспечивают взаимодействие протяжённой субстанции, или материи, и души, принадлежащей к духовной субстанции.
На причастность эфирной субстанции к феноменам астрального тела указывается в работах Р. Штайнера (Штайнер, 2011). Р. Штайнер говорит об эфирном теле как об органе, воспринимающем жизненную силу. Из эфирного тела ощущающая душа черпает то, чему необходимо вспыхнуть как ощущению. Рамачарака, описывая феномены, осуществляемые при помощи праны, указывает в их числе такие, которые можно отнести к астральному плану. Таким образом, мы можем говорить об эфирном теле как о «посреднике» между физическим миром и иноматериальными структурами.
Библиографический список
Безант, А. (2008). Человек и его тела. Москва: Амрита;Русь.
Ghosh, A., & Mukhopadhyay, K. (2024). Importance of NADIS (Channels) and CHAKRAS (Energy Wheel) for Energy Healing. International Journal of Advanced Research in Science Communication and Technology, 4(1), Article;18780. https://doi.org/10.48175/IJARSCT-18780
Данченко, В. (2007). Принципиальные вопросы общей теории чакр и тантрическая концепция тела. Санкт;Петербург: Афина.
Декарт, Р. (1989). Первоначала философии. В: Собрание сочинений в 2 т. Москва: Мысль.
Ramacharaka, Y. (1904). Fourteen Lessons in Yogi Philosophy and Oriental Occultism. Oak Park, IL: The Yogi Publication Society.
Свияш, А.;Г. (2001). Разумный мир, или Как жить без лишних переживаний (2-е изд., доп.). Москва: РОО «Разумный путь»; ПРАЙМ;ЕВРОЗНАК.
Чиа, М. (2004). Даньтянь;цигун. Пустая Сила, Энергия промежности и Второй Мозг. Москва: София.
Штайнер, Р. (2011). Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека (2;е изд.). Москва: Амрита;Русь.
Свидетельство о публикации №210081700287