Связующая иллюзия

Отсутствие хронотопа… Без места и времени мы не можем себя идентифицировать. Мы знаем, кто мы, ибо знаем, где и когда родились, выросли, учились, живем. Мы всегда где и всегда когда. Если у меня забрать стул, на котором я сижу, комнату, в которой я нахожусь, оставив лишь вакуум… если я не буду знать, день сейчас или ночь, или сколько мне лет, - я не буду знать ничего. Я перестану существовать для самой себя.
Место и время всегда идут рядом. Но может ли так случится, что что-то одно из них вдруг исчезнет? Я могу представить эти деревья, дома, улицу, людей в статике, они не двигаются, не дышат, с ними ничего не происходит. Для них времени нет. Оно остановилось в какой-то момент и исчезло. Но может ли быть наоборот – что исчезли люди, дома, деревья, а что-то происходит, т.е. идет время? Нет. Для времени нужен объект. И хотя оно зависимо, не вечно и не постоянно, но оно первично и является обязательным условием.
Пусть так: мы привязаны ко времени больше, чем к месту. Я делаю такой вывод не только исходя из голых теоретизирований, основывающихся на логических умозаключениях и сомнительных философствованиях. Посмотрите вокруг: люди могут поменять место жительства, но могут ли они поменять его время? И вопрос не только в особенностях физики нашего мира, вопрос в обременительности такого действия и его последствиях. Я могу пожелать стать моложе, или переместиться на 5 веков в будущее, но это создаст намного больше проблем, чем если бы я переехала жить на соседнюю улицу или в Зимбабве.
А единицы измерения времени? Меня они не устраивают. Какие-то придуманные и сомнительные секунды, минуты, часы… Годы, века… Можно ли исчислять время как-то иначе? Теми единицами, которыми ты его ощущаешь? Количеством встреч, плохого настроения, просмотренных фильмов, вдохов и выдохов? И обязательно ли ощущение времени вообще? Обязательно ли для всех? И каково оно? Когда ты его ощущаешь, то всегда по-разному – возможно ли классифицировать время, разделить его на типы и подтипы, выделив характерную эмоциональную окрашенность или приуроченность к событиям? А если ты не чувствуешь времени, значит ли это, что его нет, нет вообще или конкретно сейчас, или оно есть, но скрыто от тебя? Или его проявление настолько многогранно и необъяснимо, что оно и есть и его нету – одновременно?
Последнее время я чувствую что-то странное, не постоянно, а наплывами. Эти ощущения накатывают и затопляют меня, но я не могу в них разобраться. Они такие простые - я не ощущаю себя на свой возраст. Но намного моложе или старше? И на сколько? Три года, пять лет или восемь? Не знаю… Но это не связано ни с моим телом, ни с моими знаниями или взглядами. Это не отсутствие зрелости или, наоборот, глубокая мудрость, и не нежные формы, гладкая кожа или болезненный взгляд и усталость не по годам. Я просто не в своем возрасте, точнее, ни в каком возрасте. Я не чувствую, как время меняет меня. Я меняюсь, но не из-за времени, как другие люди. Я меняюсь по каким-то другим причинам, из-за каких-то других, протекающих где-то во вселенной, процессов, но не из-за того, что идет время.
Это страшно – не понимать, сколько тебе уже лет и сколько осталось. Будто у тебя за спиной нету того времени, которое ты уже прожил, будто ты обернешься, и не увидишь там ничего, или увидишь бесконечность, заполняемую как захочется. А впереди такая же дорога без конца. Тысячи дорог, и все неподвластны никому, и все в твоей власти.
Я живу безвременно. И это ощущение сопричастно вечному. В любой момент я могу сделать то, что захочу, или то, что необходимо. У меня всегда на все есть время, и поэтому Оно потеряло для меня всякий смысл – просто перестало существовать.
Перестало существовать, но, тем не менее, существует. Его нет, но я его вижу. Я вижу, как меняются вещи вокруг, как они стареют и умирают, как появляются новые, как приходят и уходят люди, времена года сменяют друг друга, а солнце пытается догнать луну. Я наблюдаю время рядом с собой, но не ощущаю его в себе. Оно не властно надо мной, лишь время от времени напоминает о том, что оно есть, тем, что заставляет меня ждать кого-то, или опаздывать куда-то, задерживаться или торопиться.
Но, возможно, другие люди живут и ощущают точно также? Даже если не задумываются над этим? Возможно они видят, как меняюсь и ухожу я, камни под их ногами, солнце и звезды, а сами остаются вне? Возможно, время – лишь иллюзия, связывающая всех нас и дающая нам спасение от одиночества и бесконечности смерти?


Рецензии