И. Крамской. Неизвестная

«Неизвестная».  1883 год.

Так же, как и «Христа в пустыне»,  Крамской долго писал «Неизвестную».  А  началось с того, что однажды, когда у Крамского в гостях был Репин,  раздался сильный звонок, и в квартиру ввалилась ватага артельщиков-художников с холодом мороза на шубах;  они ввели в зал красавицу.  Репин просто остолбенел от  дивного лица, роста и пропорций тела черноглазой брюнетки!

В общей суматохе быстро загремели стулья, задвигались мольберты, и живо общий зал превратился в этюдный класс. Красавицу усадили на возвышение в кресло незатейливой архитектуры. Кругом  мольберты, художники с палитрами…  Репин сконфузился,  хотел  уйти, но что-то  его удержало. Оправившись,  стал смотреть из-за спин художников.

Журавлев увеличил  красавице глаза, сузил нос, смуглое лицо  подбелил –– вышло не то и хуже, несмотря на явное желание приукрасить.  У художника М. выходило этюдною, без жизни и цветисто. У Шустова красиво и очень похоже, но эскизно, не нарисовано.

Наконец Репин добрался и до Крамского. Да, это она! Крамской  не побоялся верной пропорции глаз с лицом: у нее небольшие глаза, татарские, но сколько блеска! И конец носа с ноздрями шире междуглазья, –– какая прелесть! Вся эта теплота, очарование вышли только у него. 

Но оригинал неисчерпаем... Засмеялась, что-то сказала  Шустову... Какие ослепительные зубы! Как красиво растягиваются крупные пурпуровые губы!.. 
Летом 1873 года  Крамской находился в Ясной поляне, писал по просьбе Третьякова портрет Льва Николаевича Толстого. Толстые были очарованы талантом и интеллектом  художника, Софья Андреевна говорила:  «Вот умен-то и все понимает!» А Лев Николаевич впоследствии вывел Крамского в «Анне Карениной»   художником Михайловым. 
 
О романе «Анна Каренина», который только еще вызревал в мыслях Толстого, писатель говорил много: он  был полон его образами. Крамской узнал, что пять лет  назад в Туле Лев Николаевич познакомился с дочерью Пушкина, Марией Александровной, чья породистость и полурусская красота настолько его восхитили, что он  предал  Анне Карениной ее внешность. И  возраст Анны, примерно двадцати семи лет,  был возрастом   Марии Александровны.
–– Она вошла в залу в черном кружевном платье. Легкая походка несла ее довольно полную, но прямую и изящную фигуру.  Мы сели с ней за чайный стол и долго говорили.

Что-то схожее было в описании Толстым  Марии  Александровны  с той незнакомой  женщиной, которая однажды позировала для артели художников.
 
В 1883 году Крамской представил Петербургу свою  «Неизвестную». Художник усадил Неизвестную в пролетку, тем самым как бы подняв ее над другими.  Взгляд Неизвестной полон достоинства. Право на такой взгляд дает не пол, не возраст, а душевная высота.
Роман «Анна Каренина»   уже вышел в свет, и многим посетителям выставки казалось,  что «Неизвестная» –– портрет Карениной. Вспоминали момент из романа, когда Анна, презираемая  высшим светом за свою  честную, чистую любовь к Вронскому,  явилась в театр, бросив вызов мелким душам, которым  Господь не дал  любви,  ибо она   для них непосильна.

Нашлись, конечно, и хулители, называли  «Неизвестную» исчадием больших городов. 
Участь картины оказалась легендарной. В копиях и репродукциях «Неизвестная» разошлась по всей России. Что-то было в ней такое, что притягивало к себе и не желало отпускать. Возможно, душа красавицы, которую  художник не скрыл от зрителя. Больше всего русский человек ценит душу. Можно показывать ему какие угодно роскошные  полотна, но если в них не живет душа, он останется безучастен. 
 


Рецензии
Очень заинтересована рассказами о художниках. Включаю Вас в список избранных авторов, чтобы не потерять и почитывать )))

Елена Ханен   17.01.2014 20:32     Заявить о нарушении
Я рада, Елена, что Вам понравилось и интересно. Что же еще нужно автору, чтобы быть счастливым?

Нина Бойко   18.01.2014 20:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.