И. Репин. Иван Грозный и его сын Иван

«Иван Грозный и сын его Иван» –– 1881-1885 годы.
               
На Тринадцатую передвижную выставку, открывшуюся в Петербурге 10 февраля 1886 года,  Илья Ефимович представил страшное по своему содержанию полотно: отец  убивает сына. Волнение охватывало всех, видевших это произведение: сановников, студентов, мастеровых.

«Это всероссийская сенсация! Петербург взволнован, можно сказать, потрясен, все разговоры около «Грозного и его сына», около Репина.  Восторги, негодование, лекции, доклады. Тысячи посетителей, попавших и не могущих попасть на выставку. Конный наряд жандармов», –– сообщал художник Нестеров своей сестре в Уфу.

На картине –– злодеяние обезумевшего царя. Ужас охватывал зрителей: событие совершалось как будто въявь. Потоки крови, коей художник залил картину, вызывали патологическое ощущение истерики.

По некоторым источникам, в жарко натопленных кремлевских палатах  ходили не менее  чем в  трех рубахах –– так было заведено исстари.  Беременная жена  царевича Ивана  задыхалась и, сняв с себя рубахи, кроме одной,  находилась в своей светлице, когда вошел царь. При виде ее зазорного вида, он с  гневом обрушился на бедную женщину, и она от страха  лишилась чувств. Царевич вступился за жену. В диком порыве отец проломил ему голову скипетром.

Репин увидел в этом трагическом событии  царя-ханжу, которому не смей перечить никто, даже собственный сын. Вот он,  опомнился перед ним, окровавленным,  не знает, что делать,  держит трясущимися руками голову умирающего,  и  безумная жалость к родному ребенку, отчаяние, раскаяние  сотрясают его!
 
«Работая усердно над картиной, и будучи страшно разбит нервами и расстроен, я заперся в своей мастерской, приказав никого не принимать, я сделался невидимкой для петербургского общества. А между тем слухи о моей картине проникли уже туда, и многие  желали ее видеть, я же принял меры, чтобы раньше времени праздные зеваки не могли удовлетворить своего любопытства и мешать мне работать, –– рассказывал Репин. –– Я работал как завороженный. Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. На моих друзей она производила то же впечатление. Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал над нею».

Когда она  была выставлена, Лев Николаевич Толстой сказал:
–– Грозный –– самый плюгавый и жалкий убийца, какими они  и должны быть, –– и красивая смертная красота сына.  Хорошо, очень хорошо! Художник сказал вполне ясно. Кроме того, так мастерки, что не видать мастерства.
Критик  Стасов тоже увидел в сцене убийства неограниченное тиранство Грозного, увидел, что Репин противопоставил  припадочному царю его сына –– любящего, кроткого,  умирающего без малейшей ненависти к отцу.
 
Однако же многие зрители  картину не приняли. Считали, что Грозный не был плюгавым царем, он  был –– Грозным! Он присоединил к России Урал и Поволжье, Казанское и Астраханское ханства, и никогда не унижал побежденный народ. При Грозном  Ермак присоединил к России Сибирь, был создан первый Стоглавый Собор, основан Архангельский порт, появились первые на Руси типография, регулярное стрелецкое войско и артиллерия. Грозный создал государство, с которым вынуждена была считаться вся Европа!

Репин  понял свой промах. Пытался оправдаться: «Я выступаю здесь как живописец по мере сил своих.  Полагаю, что меня надо не ругать, а благодарить».  Но ему отвечали, что картина оскорбляет  русское достоинство. Кроме того, некоторые  историки заявляли, что Грозный никогда не убивал своего сына, что это злобная выдумка одного из дьяков, попавшая в архив.  Выступил против Репина и обер-прокурор Святейшего синода: «Эту картину нельзя  назвать исторической, так как этот момент... чисто фантастический».

(По результатам вскрытия царской гробницы в 1963 году, последние годы жизни Иван Грозный был парализован; совершить убийство сына он не мог. Казни многочисленных русских воевод и государственных деятелей, о которых говорится в исторических книгах, во многом нелепы. По росписям Разрядного приказа после своей смерти жертвы продолжали ходить на службу, командовать полками, жениться. Так, например, дважды казненный Михайло Воротынский через три года после второй (!) казни составил первый в истории устав пограничной службы («Боярский приговор о станичной и сторожевой службе»), а отравленная, удушенная дымом и утопленная в Шексне Мария Старицкая через год после своей казни уехала в Европу в качестве жены датского принца Магнуса).

Волна протеста поднялась не только против Репина, но против Стасова и Толстого. Кое-кто  пытался  примирить враждующие лагери: «Грозный» –– картина многоплановая; здесь не только осуждение жестокости, но и раскрытие душевных переживаний царя-преступника: позднее раскаяние, страх, боль, беззвучный крик отчаяния…»

И все же картину  увезли в Москву в галерею Третьякова. Павел Михайлович рассудил так: история историей, а живопись живописью –– в «Грозном» полет чисто художественный. По распоряжению царя  московский полицмейстер взял с Третьякова подписку, что он не повесит ее в  галерее.  «Она будет спрятана в одной из жилых комнат моего дома, –– написал Павел Михайлович Репину. –– Потом сделаю специальную для нее пристройку к галерее».

Но особой комнаты не потребовалось, было получено разрешение на показ  картины. 
В Москве на «Грозного» тоже ополчились.

В 1913 году молодой иконописец, старообрядец, сын крупного мебельного фабриканта, Абрам Балашов, бросился на картину и исполосовал ее сапожным ножом. Узнав об этом, поэт Максимилиан Волошин сказал: «Жаль, что ее совсем не изрезали».  Удары были настолько сильны, что повредили и центральную перекладину подрамника. Репин был совершенно раздавлен свалившейся на него страшной бедой!
–– Будто по телу ножом! –– Он был уверен, что картина истреблена безнадежно.
Попечитель Третьяковской галереи, живописец Игорь Грабарь,  поставил перед собой задачу:  восстановить полотно в прежнем виде. Это казалось немыслимым, так огромны были раны. Но талантливый реставратор при участии Грабаря  применил особые, строго научные методы, и  картина возродилась к новой жизни.   


Рецензии
Нина! Замечательно, что Вы затронули эту тему, да еще и с такими подробностями, некоторые я и не знала. Я также думаю на тему убийства Иваном Грозным своего сына, считаю его вымышленным. Ни одного упоминания у современников об этом не было. Этот "фейк" появилося при Романовых, много лет спустя. Да и странно: младшего сына Дмитрия кто-то убил, старшего - будто бы сам отец, все жёны Грозного умирали одна за другой. В то время это легко было устраивать, а кто-то не дремал. Уж если сейчас откровенно и Скрипалей, и других... Фальсификация истории в то время шла уже полным ходом. Да, и жертвы. Если сейчас солженицины пишут о ста миллионах репрессированных, почему бы и тогда им не врать. А тогда было намного проще.
И до сих пор висит эта картина в Третьяковке. Что ж, всё течёт, всё изменяется, кроме особых внутренних векторов нашей многострадальной. Они неизменны.

Маргарита Каранова 2   22.01.2022 02:17     Заявить о нарушении
Павел Михайлович рассудил так: история историей, а живопись живописью –– в «Грозном» полет чисто художественный. Так и осталась она в его галерее. Хорошо, если знаешь историю картины, она и воспринимается тогда правильно. А если не знать -- как раз будет еще один русский варвар, достойный проклятья на века.

Нина Бойко   22.01.2022 13:11   Заявить о нарушении
Четыре оставшиеся в издательстве книги о Лермонтове я выписала для себя, вчера оплатила заказ, но цена за один экземпляр гораздо выше той, когда я заказывала в марте. Как-то противно это... Не в деньгах дело, а совесть людская потеряна.

Нина Бойко   22.01.2022 13:14   Заявить о нарушении
Всё нормально! Нина, вот так и наглую ложь солженицына можно оправдать вдохновением. Я не виню ни художника Репина, ни Толстого, ни Третьякова - они не знали истории. Но мне в принципе не нравится, когда такие кровавые сюжеты стремятся превратить в искусство.

Маргарита Каранова 2   22.01.2022 18:24   Заявить о нарушении
Много кровавых сюжетов в живописи 19 века. Не знаю, чем руководствовались художники. Может быть, внутренним протестом против насилия.

Нина Бойко   23.01.2022 13:05   Заявить о нарушении
Солженицын, студент, пишет письмо Решетовской: "Да! Забыл написать, что я уже несу почетное бремя старосты, тяну лямку в ожидании лучших времен --стипендии, которая что-то молчит. Чёрт знает, когда я получу причитающиеся мне с Пахана тысячи?"
Это выродок думал, что Сталин (Пахан, как он называет его) чем-то ему обязан. Но не Пахан, а народ содержал на свои деньги будущих ученых, необходимых стране.

Нина Бойко   23.01.2022 13:15   Заявить о нарушении
http://rospisatel.ru/boiko-vish.htm

Это ссылка на сайт "Российский писатель", где несколько лет назад была помещена моя статья "Обделённые и обиженные" -- я много там написала о Солженицыне, поскольку знала о нем от своей преподавательницы, а она с ним в юности дружила

Нина Бойко   23.01.2022 13:35   Заявить о нарушении
Я хотела открыть, но там сказано, что есть угроза. А нельзя другим путём?

Маргарита Каранова 2   23.01.2022 23:57   Заявить о нарушении
Можно. Я вечером на эту страницу поставлю.

Нина Бойко   24.01.2022 13:18   Заявить о нарушении
Хорошо. Спасибо. А книга пришла, но там, по адресу Г-22, заперто.

Маргарита Каранова 2   24.01.2022 17:48   Заявить о нарушении
Маргарита, что значит по адресу Г-22? И почему заперто? Я не поняла, никогда не сталкивалась.

Нина Бойко   25.01.2022 10:09   Заявить о нарушении
Я поняла, в чем дело. Вам отправили не по городской почте, через сбербанк. Появилась такая услуга. Пооткрывали в городах свои точки, потом закрыли, так как не оправдывают себя. Недавно я не могла получить посылку из соседнего города! 22 дня нервы мотали. Звонила, ругалась... Наконец получила через центральный сбербанк. Уточните всё это дело, иначе книга будет где-то болтаться. Я сегодня получила свои 4 экземпляра, но в заявке предупредила, чтобы никакими услугами СБЕР-почты даже не пахло!

Нина Бойко   25.01.2022 10:16   Заявить о нарушении
И сегодня муж ходил туда утром и после обеда. И без толку. Трек-код дали, но в почте отслеживания пишут, что он неправильный. да и мне странно, там не только цифры, но и значки (= и т.д.).
Выходит, надо идти в Сбербанк?


Маргарита Каранова 2   25.01.2022 16:35   Заявить о нарушении
Нина! Книгу сегодня получили. Был неправильно указан адрес. Г-22, 4. Я уточняла у К.Н. : 4 - это номер кваритры?. Да, квартиры. И такая квартира, действительно была, но всегда заперта. А потогм он дал мне номер телефона, я позвонила и сердитая дама сказала, что "4" означаетр не номер квартиры, а 4 буквы названия конторы. Сказала ориентир, хотя это в том же доме.
Так что обошлос. Но 5 походов муж совершил. Я на такие подвиги не способна.
Нина! Сейчас я отчаянно занята, через неделю освобожусь, займусь книгой и, надеюсь, поделюсь с Вами впечатлениями. Лермонтов с раннего детства мой самый любимый поэт.

Маргарита Каранова 2   26.01.2022 22:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.