И. Левитан. Осенний день

 В Московском  училище живописи  бедностью  удивить было трудно –– неимущих студентов хватало, но бедность пятнадцатилетнего Исаака Левитана была  несравнима  ни  с чем.  О его в полном  смысле  бродяжничестве  знали  все.   Порой  ему  негде  было  ночевать,   он прятался  в  классе за  какой-нибудь мольберт,  за штору, чтобы не попасться на глаза сторожу.
Сторож Землянкин,  прозванный учениками «нечистой силой», обходил на ночь все здание, и Левитана, по настроению, брал либо к себе в каморку и поил чаем, либо выгонял на улицу и захлопывал дверь.«Не  имею   никакой   возможности   внести  за  право  учения…» ––  обращался Исаак в училищный совет. И часто в  галерее Третьякова, где художники копировали полотна, смотрел на «Тройку» Перова так, словно написана эта картина  была о нем самом.

Семья Левитанов жила поначалу на станции Кибартай, дед был раввином,   отец служил на железной дороге, одновременно давая уроки французского языка в частных домах. Заботясь о детях, решил, что надо ехать в Москву, где они смогут развиться лучше.  Но в Москве большая семья впала  в  бедность. Уроки отца по частным домам не спасали, и все-таки он не перечил, когда Исаак решил поступать в Училище живописи, ваяния и зодчества.  Вскоре умерла мать, а  ровно через три года  умер от тифа  отец.
Исаак обучался в пейзажном классе Саврасова, и Алексей Кондратьевич вместе с художником Поленовым хлопотал о помощи осиротевшему Левитану. Исаак  стал получать небольшое  пособие, краски и холст, а затем, как один из лучших учеников, был выдвинут на стипендию генерал-губернатора Москвы.
На 1-й ученической выставке Исаак представил два пейзажа.  Газета «Русские ведомости» опубликовала заметку о нем: «Пейзажист господин Левитан выставил две вещи: «Осень»  и  «Заросший дворик». Написано мастерски, во всем проглядывает чувство художника, его бесспорно жизненное впечатление от природы. Судя по этим двум картинам, нет сомнения, что задатки господина  Левитана весьма недюжинного характера».
«Господину Левитану»  было семнадцать лет.

Весной Исаака трудно было застать в мастерской. Алексей Кондратьевич, обводя глазами учеников, спрашивал:
–– Где Левитан, давно его нет. Он,  очевидно, в  Сокольниках.
Возвращаясь из похода, Исаак признавался однокурснику Косте Коровину:
 –– Как ни пиши, а природа  все  равно лучше. ––  И  слышалось  в  его  признании  неверие в возможность  передать на холсте тонкость живого пейзажа.
Случалось, в Сокольники ходили вместе.
–– Смотри,  ––  показывал  Исаак,   ––   смотри…
Потухала  заря, и  солнце  розовым цветом  клало яркие пятна на стволы больших сосен, бросая  в лес синие тени.
–– Я  не  могу,  как  это  хорошо! Это –– как  музыка. Но какая грусть в последних лучах! –– Левитан  плакал.
Коровин  не выносил слез.
–– Довольно реветь, Исаак!
–– Я не реву, я рыдаю! ––  отвечал он.

Коровин  любил солнце, цветы, раздолье. Однажды  у  пригорка, где   цвел шиповник, горя на солнце, предложил  другу:
–– Давай поклонимся шиповнику, помолимся?
И оба  встали на колени.
–– Шиповник! –– улыбаясь, начал,   Левитан.
–– Радостью славишь ты солнце, –– продолжил  Коровин.
–– Ты даришь нас красотой весны своей…
–– Мы поклоняемся тебе…
Друзья запутались в импровизации, и, посмотрев друг на друга,   расхохотались.

На старших курсах, кроме Коровина, товарищем Исаака стал художник Николай Чехов.
–– Я бы   расстался  даже  с  любимой  женщиной, если она равнодушна к природе, –– говорил  ему Исаак. ––  Этот  тон,  эта синяя дорога, эта тоска в просвете за лесом, это  ведь   ––   я, мой  дух!   


ОСЕННИЙ ДЕНЬ. СОКОЛЬНИКИ

Левитан часто впадал в меланхолию от полунищенского своего положения. Один и тот же потертый пиджак и такие же брюки, из которых давно уже вырос, приводили его в отчаяние.   Вроде   бы,   все   толкало  его   на    дорожку   горя  и  обиды,  но  он  выбрал иное.   Ощущение   высшей  красоты   не   позволяло  сводить   счеты с  кем бы то ни было. Все, что   замечают в  природе   люди  в  минуты   душевных   волнений,  когда  рождается    потребность   выразить  это   именно  так,  не  отходя  ни  на  полшага  от себя,  стало  его   сутью.  И  у  предшественников  Левитана, особенно у Саврасова,  природа  несла  человеку  свое сердце, но только он делал это так доверчиво, от  всей   своей  нежной сути,  так интимно.

В 1879 году Исаак окончил картину «Осенний день. Сокольники». Облачное   серое  небо, уходящая  вдаль дорожка, пожелтелые липки и   высокие темные  сосны, ––  одиночество  и  тоска.  Художник ли смотрел на природу или она на него? Может быть, это он отражался в ее широко открытых глазах.
   
Николай Чехов посоветовал другу:
–– Пусти по дорожке человека. Мотив одиночества будет  подчеркнут. 
Левитан считал, что и так все понятно. Но Николай настаивал, и Левитан согласился.  Чехов вписал в картину Исаака  фигуру женщины в темном платье, картина получилась откровенней. Она, пожалуй, самое   большое высказывание  Левитана   о  своей   жизни. 

И все же, он терзался сомнениями: «Хорошо  ли  я сделал, может быть, никого  не надо  было  на   холст?  Может,   пусть остался  бы  просто   пейзаж?» Он   хотел,   чтобы   «он сам был слышен», не   оставляла  надежда   быть  услышанным. Странно переплетались в нём тоска одиночества, страх перед жизнью и жажда жизни.
Картину купил Павел Михайлович Третьяков, своей  покупкой открыв для Левитана широкую дорогу. Восемнадцатилетний  художник  почувствовал  почву под ногами, понял, что его талант востребован, и что бедность  и  страх   перед жизнью наконец от него  отступят.

Левитан и Николай Чехов жили в одной гостинице, названной каким-то шутником «Восточными номерами». На самом деле это были захудалые меблированные комнаты, где у «парадного входа», чтобы плотней закрывалась дверь, были приспособлены на веревке три кирпича. К Николаю приходил брат Антон, публиковавший свои рассказы в газетах. Сразу к Антону  являлись какие-то студенты и начинали горячо с ним спорить.
–– Если   у   вас   нет  убеждений, –– нападали они  на Чехова, ––  то  вы не можете быть писателем.
–– У меня нет убеждений, –– отвечал он.
Студенты были, очевидно, недовольны им. Они хотели управлять, поучать, влиять, руководить. Они  знали  всё  ––  всё  понимали.  А  Чехову это было  скучно.
–– Кому нужны ваши рассказы?.. –– кричали студенты.  ––  К  чему  они   ведут? В них нет ни оппозиции, ни идеи! Развлечение, и только.
–– И только, –– соглашался  Чехов.
Чтобы  не   слушать  их,  он   уходил  с  Левитаном,   Коровиным    и  братом Николаем  на прогулку за город.
–– Антон, –– говорил ему Левитан, ––  Вот у меня тоже так-таки нет никаких убеждений… –– Он в это время  был занят обдумыванием новой картины, но  о живописи Левитан  говорил  так  же  мало,  как  Чехов о литературе: он скучал,  когда  о   ней    говорили.

    


Рецензии
Это практичеки единственная картина у Левитана, которую я не принимал из-за чуждого ей (на мой взгляд) образа. Одиночество, изображенное на картине, имеет "надполый" дух, а тут - женщина. Почему?
Теперь для меня многое прояснилось. Не надо было слушать Николая Чехова.

Теймураз Твалтвадзе   06.06.2011 16:30     Заявить о нарушении
Многие воспринимают "Осенний день" так же, как Вы. Мне тоже дамочка не особо импонирует. Но что было - то было, у картины два автора и оба юные, влюбленные в жизнь и живопись.

Нина Бойко   06.06.2011 22:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.