Сибирский характер

                Недовольство собой есть необходимое      
                условие разумной  жизни. Только это
                недовольство побуждает к работе над
                собой.
                Л.Н. Толстой


       Резкая телефонная трель вывела Василия из медитативного состояния. Уже более трех лет он ежедневно в восемь утра вставал в позу лотоса и занимался самоанализом и самовнушением. Для такой сложной работы над собой требовалась полная тишина, но сегодня он, видимо, забыл отключить на это время телефон и тот, словно пулеметная очередь, вбивал в голову Василия фальшивую электронную мелодию. Тяжело вздохнув, он поднял трубку и на шведский манер негромко произнес:«Василий Богатырев».
-Привет, Васечка,-услышал он знакомый женский голос.
-Нин, ты, что ли?-растерянно спросил он.-Я сейчас медитацией занимался, ты прямо как снег на голову. Ты из Минска звонишь? Что-нибудь случилось?
-Из Стокгольма я,-весело защебетала Нина,-на экскурсии здесь. У дворца нас высадили. До шести свободное время. Приходи, посидим в каефешке, поболтаем. Или мне вместе со всеми по магазинам прошвырнуться? Хотя, положа руку на сердце, мне ничего не надо.
    Голос бывшей жены, которую Василий не видел уже пять лет, возбудил в нем целый вихрь воспоминаний. Ему почему-то вспомнилось детство в Сибири, о чем он не- однократно рассказывал ей в перерывах между запоями, которые организовывал почти ежедневно с друзьями-инженерами  и прекращал на короткое время после очередного скандала с Ниной.
-Я понимаю, что ты  из Сибири,- скорбно поджав губы, говорила она.-Но неужели там нет непьющих?
-Есть, конечно,-неохотно, как на экзамене, отвечал Василий.-Но что ты хочешь, если по  воскресеньям да и на все праздники собираются друзья, родственники? Крепко выпивают, а нам, мелюзге наливают бражку вместо пепси-колы. Да ее тогда еще и в помине не было.
-Детям бражку?-возмущалась жена.-Да в своем ли уме твои сибиряки?
-Не знаю, в своем или не в своем, да только эту традицию не нарушал никто. В Сибири непьющий человек подозрителен. Ему даже сочувствуют. Это как пальма, посаженная среди наших сосен. Все равно захиреет и загнется.
-Но не все же спиваются, Вася,-укоризненно говорила жена.-Многие свою норму знают и держатся, а тебе как бутылка в руки попала, так ты не успокоишься, пока всю ее не выхлещешь. Ведь ты же образованный человек. Ты же техникум и институт закончил. Неужели и там так беспробудно пили?
-В техникуме мальчишки друг перед другом красовались. Настоящих мужиков из себя корчили. Выпивали уже тогда по пол-литра водки на каждого. Или считай, что вечеринка не состоялась.  В институте каждые два три-дня зенки заливали, а  уж по праздникам или выходным, как сейчас поет Тимур Шаов;«у мужиков критические дни.»
-Да уж,-сердилась Нина,- богатая у тебя практика. Впору кандидатскую диссертацию писать, вместо той, с которой ты сейчас возишься.
-Алле!-услышал он снова ее звонкий голос в трубке.-Ты уснул  там, что ли, или не хочешь со мной пообщаться?
-Хочу-хочу,-встрепенулся он.- Вспомнилось кое-что, вот я и задумался. Я к тебе примерно через полчаса подъеду. Ты постой около часового, там, где автобусы останавливаются, а я тебя там сразу же найду..
-Хорошо,-удовлетворенно проговорила она и отключила телефон.
       Он взглянул на часы и, решив не завтракать, быстро оделся и побежал к станции метро. «Чего это я-удивился он сам себе,-тороплюсь, как на первое свидание? Ну, разбежались и разбежались. Пять лет не виделись. У меня уже другая жена да дочь растет. Кончай суетится»,-одернул он  себя и перешел на шаг.»
      Василий вошел в метро и в ожидании электрички задумался. Ему вспомнилось, как погибла первая жена и двое маленьких детей нежданно-негаданно свалились на его голову. Ежедневная забота о  них и еще не полностью пропавшее чувство ответственности заставили его сначало бросить пить, но, как только родители и женщина, с которой он и раньше поддерживал отношения, начали ему помогать, он начал пить снова, убеждая себя в том, что теперь имеет полное право, потому  что с горя. В те редкие дни, когда по каким-то причинам в доме нечего был выпить, он становился злым и раздражительным. Василий начал с ужасом осознавать, что не может жить без водки, что она его расслабляет, делает жизнь более радостной.
-Ты совсем уж превратился в алкоголика,-как-то в минуту его просветления сказала новая жена.-Я прочитала объявление. Там написано, что за десять дней отучат от пьянства и вернут к нормальной жизни. Не дешевые курсы, но по твоей зарплате и не дорогие.
-Так ведь деньги от души отрываю,-попробывал отшутиться Василий.-Ты представляешь себе, Надюша, сколько я бутылок на эти деньги смогу выпить?
-Все, хватит!-рассвирепела Надежда.-Шутки хороши, когда все нормально. В общем так: либо ты идешь на курсы, либо я от тебя ухожу.
-Ну, хорошо,- мрачно согласился Василий,-я пойду, но, если не поможет, я не виноват.
     Ничего ему не ответив, Надежда ушла на кухню, сунув в руки Василию сорванную со столба объявление с адресом.                Кляня себя за то, что дал уговорить, Василий спустился в подвальное помещение, недавно подвергнутое косметическому  ремонту, заплатил неизвестно откуда выскочившей женщине названную  сумму и, получив квитанцию, прошел в небольшую комнату, все стены и потолок которой были выкрашены в белый цвет.
-Прямо морг какой-то,-с неприязнью подумал Василий.-И какого черта я с ними связался?
    Руководитель курсов любезно указал ему на свободный стул и произнес прятным усыпляющим баритоном:                -Сядьте поудобнее и расслабьтесь.
    Первое занятие Василию понравилось, и он решил взять себя в руки и не пить, по-крайней мере, пока не закончится курс. Увидев, что муж не пьет, Надежда сходила в церковь, принесла святой воды и окропила все углы в квартире. «Слава, Богу! Господь услыхал меня»,-шептала она, переходя из одной комнаты в другую.
    Василий возвращался домой после заключительного занятия и вдруг с удивлением обнаружил, что прошел мимо магазина, торгующего спиртными напитками, и даже не взглянул в ту сторону. Он помнил, что за поворотом стоит огромная бочка с пивом, рядом с которой всегда кучкуются алкаши, и у него никогда не хватало силы воли, чтобы пройти мимо, не выпив кружки пива, которую нередко в знак особого уважения ему наливали без очереди. В этот раз очереди не было. И только несколько завсегдатаев сдували пену со своих кружек.
-Присоединяйся,-пригласил его театральным жестом толстый мордастый мужик, похожий на Тараса Бульбу.-Видишь, продавщица скучает. Пиво только что привезли. Совсем свеженькое,-и он блаженно закрыв глаза, облизал кончиком языка усы.
    Василий невольно сделал шаг в сторону бочки и внезапно остановился. Он не почувствовал привычного непреодалимого желания. Более того, ему даже сам запах разложившегося пива, напоминавшего запах мочи, пропитавшего вокруг бочки всю землю, показался таким отвратительным, что он чуть слышно буркнув какие-то слова благодарности, почти бегом направился домой.

      Почти год он не притрагивался к алкоголю.  Друзья в изумлении пожимали плечами, когда он отказывался выпить с ними по случаю праздника. Однако, помня в каком он находился состоянии, никто ни разу не сказал ему обидного  «не уважаешь.» Даже на работе его медленное продвижение по карьерной лестнице резко ускорилось, и вскоре ему вскоре предложили занять высокооплачиваемую должность руководителя одного из наиболее ответственных отделов. То ли лечение, то ли сила сибирского характера оказались настолько крепкими, что на свадьбе дочери он не притронулся к спиртному и  после этого даже зауважал  себя.
    Увидев подошедшую электричку, Василий вошел в раскрывшиеся двери, сел в кресло и задремал под монотонное покачивание вагона. Однако его мысли все время работали в одном направлении, и ему приснилось, как он решил усовершенствоваться и пошел на курсы духовной психологии в институт духовных наук.
-Зачем тебе это?-испугалась Надя.-Ведь и так все хорошо, Вася. От добра добра не ищут.
-Неужели тебе не интересно?-удивлялся он.-Это же практическая психология. Если ее освоить, нам будет легче жить. Человек умел все это, только увяз в грехе и растерял свои возможности.
-Какие возможности, Вася?-не унималась жена.-Не пьешь-и слава Богу.
-Ну разные,-пытался он объяснить ей.-Например, читать и передавать мысли на расстоянии или летать. Реализация основополагающих принципов различных духовных школ-это же безумно интересно.
-Летать,-как сомнамбула повторила Надежда.-Ты бы сходил к психиатору. Они теперь чудеса делают.
-Зачем мне психиатор?-рассмеялся Василий.- Я на практике видел, как это делается.
-Мне страшно!-с отчаяньем выкрикнула жена.-Лучше бы ты пил. Тогда бы ты не стал колдуном.
-Ну  что за глупости ты говоришь?-расстроился муж.-Хочешь, я буду учить тебя тоже?
-Нет, не за что!-в панике закричала Надежда.-Давай расстанемся. Я боюсь. Мне страшно за себя и детей. Когда узнают на заводе, чем ты занимаешься, тебя выгонят оттуда в три шеи. Остановись, Вася пока не поздно! Навлечешь беду на себя и на нас.
-Да ты что?-рассердился он.-Пророчишь, как пифия. Прямо средневековье какое-то.
     Вскоре они разошлись, и Василий организовал собственную школу духовной психологии и курсы изучения иностранных языков. Со своей новой женой он познакомился там. Она пришла на курсы и сразу же своим прилежанием и выдающимися способностями завоевала его внимание. Ему приснилось, как, показывая принцип какой-то медитации, он придвинул женщину к себе и их губы встретились. Ощущение было настолько явственным и сильным, что он проснулся. Встряхнувшись и подняв голову, Василий увидел, что электричка подъезжает к Слюссену.
-Ничего себе задремал,-подумал он,-чуть не проехал мимо.
      Взглянув на часы, он выскочил на платформу и быстрым шагом направился к дворцу. Нина стояла недалеко от будки часового и, увидев его, бросилась к нему навстречу. Она тесно прижалась к Василию, и их губы встретились.
-Вот уж сон наявау,-пронеслось у него в голове.
-Пойдем, посидим где-нибудь,-признесла Нина завораживающим низким голосом,-а то прохладно.
     Он взял ее под руку. Пройдя вниз вдоль дворца, они повернули налево и вошли в одно из кафе, бесчисленное количество которых расположенно на  туристических улицах старого Стокгольма, своей шириной  и обликом похожего на таллинский Вышгород.
-Хорошо тут у вас,-наконец произнесла она,-красиво и очень чисто. Мне нравиться.
-В гостях везде хорошо,-поддержал ее Василий,-что будешь пить?
-Возьми по рюмахе, выпьем за встречу. Столько лет не виделись.
-В этом кафе спиртного не продают. Только пиво.
-Пиво так пиво. И чего-нибудь поесть,-сказала Нина, садясь за свободный столик.
   Он встал в очередь и через некоторое время вернулся с подносом, на котором стоял бокал светлого пива, две чашки кофе, два кебаба с жареным картофелем и блюдца  со взбитыми сливками.
-А тебе пиво?-берясь за свой бокал, спросила она.
-Я не пью.
-Даже пиво?-изумилась она.
    Он молча кивнул головой.
- Кстати, ты мне так и не рассказал, почему твои курсы прикрыли,-выпив несколько глотков пива, произнесла она.-После твоего отъезда какие-то люди приходили, тобой интересовались, но я сказала, что мы разведены и о тебе ничего не знаю.
-Отцепились?
-Сначала  обыскали всю квартирк. Убедились, что твоих вещей у меня нет, потом ушли. Там был такой маленький, плюгавенький мужичок, похожий на крысу без усов. Все глазки мне строил. «Вы ведь законопослушный человек, Нина Семеновна,-говорит.-Если вдруг ваш бывший муж объявится, то будьте уж так великодушны, сообщите по этому телефончику.» Так уж и ты будь так великодушен, сообщи мне, пожалуйста, зачем ты им понадобился и что они у меня искали?
-Дело в том,-тщательно пережевывая мясо, сообщил Василий,-что я исследовал выступления и поведение перед экраном батьки Лукошенко и написал в Интернете, что у него паранойя и психическая неуравновешенность. Это тот случай, когда психология переходит в сферу психопатологии, и в любой момент можно ожидать от него неадекватных действий. Как видишь, ничего особенного.
-Да уж, действительно, ничего особенного,-прихлебывая пиво, повторила она.-Между прочим за подобное исследование Сталин Бехтерева отравил. Так что ты еще отделался легким испугом. Расскажи, как ты здесь живешь.
-Хорошо,-кивнул он головой,- попробую по порядку. Прилетел я в Швецию, политический беженец, пострадавший от батьки. Вид на жительство дали почти сразу, и вдруг оказалось, что никто меня здесь не ждал и никому я не нужен. И работы нет, и языка не знаю. И назад путь отрезан.
-Ну, я смотрю, ты со своим сибирским характером и нечеловеческой пробивной силой не попал,-констатировала  Нина.
-Как сказать,-усмехнулся Василий.- Начался у меня от всей этой неприкаянности дикий стресс, и запил я по-черному, еще хуже, чем раньше.
-А  чего ты  к психологу не сходил,?-спросила она.
-К какому психологу?-пожал он плечами.-На каком языке я бы с ним изъяснялся? Я сейчас-то по шведски через пень-колоду говорю.
-И как же ты выкрутился?-с неподдельным интересом спросила она.- Ты  ведь сам профессиональный психолог. Вспомнил бы, чему людей учил.
-Нет ничего более простого, чем давать советы, и нет ничего труднее, чем самому же их исполнять. Я увидел, что лечу в пропасть. Я еще понимал и, если можно так сказать, трезво оценивал сложившееся положение. Я вспомнил, что ты всегда хвалила меня за сибирский характер, и тогда я сказал себе:«Василий или прекрати, или вешайся. Сам перестанешь мучиться, и никто о тебе не вспомнит». И так мне стало обидно. Прожил целую жизнь и хорошей памяти о себе не оставил. С того дня я и завязал. Но, знаешь, как  трудно одному?. В Минске я опирался на единомышленников и семью, а здесь таких людей надо было еще найти.
-К тому же необходимо, чтобы они говорили по-русски,-с восхищением и жалостью глядя на него произнесла Нина.
-Конечно,-подтвердил он.-Я полез в Интернет и нашел сайт анонимных алкоголиков в Швеции на русском языке. Я созвонился с ними, и мы встречались каждую неделю.
-Это же счастье, что это несчастье затронуло и Швецию,-скаламбурила Нина.
-Вот именно,-подтвердил он.-Ребята поделились своим опытом выхода из стрессовых ситуаций, но они какие-то пассивные. Занимаются только собой. Это, конечно, здорово, но не мой масштаб.
 -Давай снова поженимся,-неожиданно прервала она его, подумав о том, что есть шанс зацепиться за Швецию,-нам, правда, всегда было вместе тесно, а врозь скучно, но за столько лет, надеюсь, мы оба поумнели и даже помудрели.
-Я женат,-виновато опустив глаза, улыбнулся счастливой улыбкой Василий,-у меня дочь родилась.
-Рада за тебя,-с напускным весельем произнесла Нина,-по такому случаю  грех не выпить.   
-Я же сказал, что совсем не пью,-отказался Василий, пытаясь придать своему голосу уверенность и строгость.
-Да, что ты как баба?-недовольным тоном произнесла бывшая жена.-Что тебя развезет от одной рюмки?
   Она встала, подошла к стойке бара, принесла и поставила на стол два стакана. Воровато оглянулась, открыла сумку, вынула пластмассовую бутылку с коньяком и плеснула янтарную жидкость в оба стакана.Он неуверенно взял всей пятерней стакан, понюхал, проглотил набежавшую слюну и снова поставил его на стол.
-За счастливую семью!-бодрым голосом провозгласила Нина и опрокинула стакан в рот.
Василий глубоко вздохнул, страдальчески сморщился, взглянул на стакан, поежившись, протянул к нему руку, и последовал ее примеру. Ему вначале показалось, что коньяк обжег  ему все внутренности, но потом по телу разлилось знакомое расслабляющее тепло, и немного закружилась голова.
-Совсем отвык,-пьяно ухмыльнулся он.
-Может еще по одной?-предложила Нина,-Да я уже пойду, мне совсем не светит опоздать на автобус.
-Не знаю,-свистящим шепотом пробормотал Василий.
   Не слушая его возражений, она снова достала бутылку и налила коньяк в стаканы, они чекнулись, выпили и Василий почувствовал, что ему не встать. Он безвольно откинулся на спинку стула и закрыл глаза. Нина поднялась, с усмешкой взглянула на него, и, оставив недопитую бутылку на столе, вышла. С улицы она взглянула в витринное окно кафе, и сразу же заметила, что Василий, не скрываясь, вылил оставшийся коньяк в свой стакан. Удовлетворенно покачав головой, она проследила за его рукой, опрокидывающей в рот очередную порцию алкоголя, и, мстительно вскинув голову, не- спеша пошла к месту сбора их экскурсионной группы.      


Рецензии
Михаил ! Разве иные темы не увлекли бы Вас,хотя данный рассказ и интересен, но как-то Х А Н И Н и вдруг...ПИТЬ??? Странно... Эстер Долгопольская, поклонница Левочки , представляете СЕБЕ , тоже Ханина! ...Посмотрите , какой чудесный Ханин -иной -есть здесь , на этом замечательном сайте ...

Эстер Долгопольская   31.12.2010 15:04     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.