Какое все-таки г это ваше ЕГЭ!

или о том, как я сдавал госэкзамены


Знакомые принесли мне компьютерную программу, именуемую «Сдаем Единый экзамен». Мне стало интересно  на самом ли деле ЕГЭ настолько страшен, как о нем говорят, попытавшись решить задания Единого госэкзамена 2008-го года.

Данной программой пользуются сейчас школьники для тренировки перед ЕГЭ. Тест по каждому предмету состоит из трех частей (А, В, С), которым соответствует сложность заданий. Но при расчете итогового балла в данном случае не учитываются задания типа «С», так как пока еще не существует эффективного автоматизированного способа проверки этих заданий без участия экспертов.
 
Сдавать я решил экзамены, необходимые для поступления на специальность «экология и природопользование» (так как на тот момент являлся студентом 5-го курса этой специальности – прим. автора). Предметов выбрал 4: русский язык, математика, география, биология (кстати, из четырех экзаменов, установленных Министерством образования РФ, вузы   имеют право по своему усмотрению выбрать три, то есть для поступления на данную специальность биологию сдавать не нужно).

 
Ух, могучий и великий!!!
 
Тщательно ознакомившись с одиннадцатью советами испытуемому (если честно, это слово – испытуемый – мне как-то сразу не понравилось) приступил к сдаче экзаменов. Начать решил с русского языка. В первой части заданий вопросы показались легкими, задания на знание основных правил русского языка (правописание слов с двойным «н» и т.д.), проверка знаний по морфологии, синтаксису, пунктуации и фонетики. Все довольно просто, лишь надо чуть поднапрячь мозги. И, думаю, для чего поднимают вокруг ЕГЭ такие «стаканные» бури?
 
Но далее понял выражение «великий и могучий русский язык!» В небольшом тексте предлагается найти синтаксический параллелизм, индивидуально-авторские неологизмы и проч. Мой мозг мучительно пытается вспомнить эти понятия, но в скором времени приходит к выводу, что встретился с ними впервые (как не стыдно это признавать). А правая рука тем временем тянется к словарю, дабы расшифровать увиденное глазами. Но левая рука одергивает правую, так как пользоваться чем-нибудь еще, помимо собственной памяти и знаний, запрещено. Из следующего теста становится ясно, что это - средства выразительности в русском языке (хотя особой помощи новое открытие не оказало).
 
Чем дальше в лес, как говорят, тем больше дров. Несмотря на то, что еще не дошел и до опушки того леса, мозг потихоньку начинает плавиться. Приводится предложение: « Поэзия – высшая форма организации языка, когда содержательно все важно: и глубина значения слов, и ритм, и рифма, и полная смысла музыка звуков». И необходимо ему дать верную характеристику. Предлагаются варианты: а) сложное с союзной подчинительной и бессоюзной связью, б) сложноподчиненное, в) сложное с союзной сочинительной и бессоюзной связью, г) сложносочиненное. Делаю запрос в память: «характеристика предложения». Память выдает: «сложносочиненные, бессоюзные, сложноподчиненные». Ничего похожего на что-то другое там нет. Захотелось выть.
 
Далее органы зрения уже с искажением считывают информацию, среди извилин мозга легкое недовольство перерастает в забастовку, а руки следуют десятому совету испытуемого «Угадывай!», начиная беспорядочно отмечать варианты. Но наткнувшись   на третье задание второй части экзамена, организм впал в ступор, а мозговая программа попросту зависла: «Из предложений 12 – 13 выпишите подчинительное словосочетание со связью беспредложного управления».
 
Не в силах дальше мучить организм, нажимаю на кнопку «Готово», и машина выдает результат: «удовлетворительно». Еще никогда в своей жизни я так не радовался «тройке»!

 
Про картофель, интерполяцию и питерские гидротурбины
 
Вторым экзаменом для себя сделал географию. В школе, а потом и в вузе, география была моим любимым предметом. Ну, думаю, здесь уж маху я не дам.
 
По правде сказать, задания по географии мне представлялись немного иначе. Да, конечно, с момента моего школьного выпуска школьная программа могла поменяться, но не на столько же?! Я никак и представить не мог, что в школьный курс по географии включаются вопросы по ресурсоведению, геологии, почвоведению, метеорологии, картографии и некоторых других, то есть тех предметов, которые преподают в вузах.
 
Пример. На рисунке интерполированная карта, на основе которой необходимо построить профиль рельефа местности по линии А–В. Что-то подобное мы проходили но не по географии, а картографии, и не в школе, а в институте. 
 
Далее «лес» начал плавно переходить в непролазные джунгли, подбрасывая под ноги коряги, мешая двигаться дальше, и хлестать по щекам упругими ветвями знаний. Вопрос: «Какие из перечисленных стран являются лидерами по сбору картофеля?» Причем приведенные варианты -   Бразилия, Китай, Россия, Индия, Швеция, Мексика - необходимо расположить в порядке возрастания.   Это ж насколько надо любить картошку, чтобы знать, где и в каком количестве ее собирают? А если вдруг неурожай, скажем, в Мексике, что делать тогда? Как определить «картофельного лидера»? Да и к тому же я всегда считал, что страна-лидер по сбору этого корнеплода – Белоруссия.
 
Но в полнейший тупик меня поставил следующий вопрос: «Чем объяснить размещение производства гидротурбин в г. Санкт-Петербурге? Укажите не менее двух причин». Да я даже не подозревал, что в Питере производят гидротурбины! Жаль, нет у меня телефона Валентины Матвиенко, а то уж самому интересно стало, почему гидротурбины производят в культурной столице.
 
После питерских турбин у меня, похоже, начались галлюцинации. Истерзанный разум стал показывать разные образы, а потом перед взором появился Максим Галкин (вопрос, видимо, показался из разряда известной телеигры) с ехидной ухмылкой и добил меня вопросом:   «Фабрикой погоды» называют: атмосферу, стратосферу, тропосферу или… службу погоды?!»
 
…Когда я очнулся время, отведенное на сдачу экзамена, уже истекло, а компьютер выдал оценку: «неудовлетворительно». Вот так вот, дожил: по любимому предмету получаю «неуд».

 
В ходе гаструляции и органогенеза
 
Но отступать я не стал. Следующим предметом для собственной экзекуции выбрал биологию. Прочитав тесты, я пришел к выводу, что разработчики ЕГЭ считают, что из школ должны выпускаться уже готовые академики с глубокими познаниями в генетике (вопросов по этому разделу биологии больше всего).
 
Например: «У дрозофилы рецессивный ген желтой окраски тела находится в X-хромосоме. В лаборатории получено потомство от скрещивания гомозиготной серой самки и желтого самца. Серая самка из этого потомства скрещивается с серым самцом. Каковы будут потомки от этого скрещивания?» Во втором совете испытуемому «Торопись не спеша!», говорится: « Перед тем как записать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется». Клянусь вам: перечитал шесть раз. Не помогло.
 
Скажу честно и без лести: мой школьный учитель по биологии – Александра Яковлевна Кормишина – заложила в умы не одного поколения выпускников нашей школы отличные знания по биологии. Даже заядлые двоечники по ее предмету получали «пятерки». Но каким багажом знаний по биологии надо обладать, чтобы просто понять вопрос (не то, что ответить на него): «Чему в ходе гаструляции и органогенеза эктодермальный слой бластулы дает начало?» Из всего предложения я понял только «чему в ходе» и «дает начало». Тут уже плюнул на все запреты и заглянул в словарь. Оказывается, гаструляция – это процесс в раннем зародышевом развитии многоклеточных животных, заключающийся в сложных перемещениях групп клеток, приводящих к образованию гаструлы. Органогенез - образование зачатков органов и их дифференцировка в процессе онто- или филогенеза. Бластула - стадия развития зародыша многоклеточных животных в процессе бластуляции - заключительной фазе периода дробления яйца. А эктодерма - наружный зародышевый листок многоклеточных животных… Словарь полетел в неизвестном направлении… (А   на следующий день соседи спрашивали меня, что за вой доносился из нашей квартиры).
 
Как ни странно, но этот тест сдал на «хорошо». Жаль, что биология, по сути, для поступления была и не нужна.

 
Логарифмическая гильотина
 
Сдачу последнего экзамена – по математике – я откладывал, как мог. В последнее время все, что связано с цифрами у меня вызывает некоторую неприязнь. Посмотрев задания, неприязнь переросла в боязнь, так как волосы на голове стали шевелиться без видимой на то причины. Производные, области определения функции, области ее значений, косинусы, синусы, логарифмы, логарифмические уравнения… К моему величайшему стыду, все, что мы проходили в школе, а потом в институте, я благополучно забыл всего за пару лет. Даже что-то попробовать решить мне не представлялось возможным, тем более без средств помощи (калькулятора, например, так как на настоящем экзамене даже им пользоваться запрещено). И мне все больше и больше начал нравиться десятый совет испытуемому. Попытался угадать: а вдруг прокатит? Но по мере «решения» заданий путем угадывания верного ответа, стал замечать, как логарифмическая гильотинка потихоньку начинает сползать вниз. А по окончании сдачи ЕГЭ по математике от лезвия топора мою шею отделяла лишь пара сантиметров, которые представляли собой два верно угаданных ответа из 26 возможных. «Неудовлетворительно» - вынес приговор компьютер…
 
Закрыв программу и выключив компьютер, еще несколько минут сидел в полной тишине. Проверка на прочность моих знаний пошла на пользу – она заставила задуматься о многом. В итоге, получается, что если бы я сейчас поступал в институт путем сдачи ЕГЭ, то не только до пятого курса, но и до порога вуза  не смог бы добраться. Но к моей громадной радости, школу я закончил пять лет назад.

март, 2009 год


Рецензии
не так это страшно..можно изловчиться

а вот нивелирование личности..вдалбливание только знаний убивает человека

Исабэль   02.07.2015 07:21     Заявить о нарушении