В. Васнецов. Снегурочка

 В 1881 году Савва Иванович Мамонтов решил поставить на домашней сцене пьесу Островского «Снегурочка», предложив Виктору Михайловичу сделать эскизы костюмов и написать декорации.

Сказку о девочке-снегурочке  Васнецов знал с детства, но лишь взрослым понял,  как много вложено в этот нехитрый  сюжет.   Начать с того, что Дед Мороз и  Николай  Чудотворец ––  одно и то же лицо.  Почитание Николы Чудотворца пережило многие столетия; простодушие русского народа перенесло на Николу черты Деда Мороза из древних славянских верований –– и так сложился единый  образ.  Сама же Снегурочка  –– это, пожалуй, одушевленная народной фантазией елочка  в зимнем  лесу, где вместо коряг –– медведи;  елочки как боярышни в  шубках и шапочках; вокруг –– избушки, снеговики, зверушки… И по этому сказочному миру  бриллиантовые  россыпи.

Но пьеса Островского ничего общего не имела с известной народной сказкой.  Здесь Снегурочка –– девушка, которую  отец Мороз, не доверяя легкомысленной матери Весне, сам воспитывает  в  лесу. Однако же слышит Снегурочка нежные песни пастушка Леля,  слышит смех парней и девушек из Берендеева посада, и любопытно ей.
 
Весна упрекает Мороза: «С людьми Снегурочке  жить надо.  Играть в горелки с подружками,  гулять с ребятами  до полуночи. А там –– полюбится один. На свете все живое должно любить!» 

Но  именно этого Мороз боится.  Полюбит дочь и сгорит в любовном огне. Уж лучше пусть остается в лесу,  играет  с белками и зайчатами, прядет  снег,  бобровою опушкой тулупчик свой и шапки обшивает...  Однако Весна настаивает, и Мороз отпускает Снегурочку. Познает Снегурочка и  человеческую тоску, и ревность, и  пламя  любви.

Виктор Михайлович долго раздумывал, сможет ли он написать декорации. Не представлял, как расстелет огромный холст в мастерской и будет малярными валиками и кистями изображать природу. Но подлинное искусство предполагает в творческой личности не только талант, а и сильный характер, без которого ничего не будет, все пройдет впустую.  Васнецов обладал тем и другим, и принялся за дело.  Написал к спектаклю четыре декорации.  Как удалось, и сам не понимал.
И вот –– поднялся занавес.  Зрители глянули, и дыхание перехватило.  Нежная зимняя лунная ночь, искры инея на сугробах, влажный ветер на деревьях…  От засыпанной снегом коряги отделилась странная фигура, и все тотчас поняли –– Леший.

Через четыре года в Частной опере Саввы Мамонтова была поставлена опера Римского-Корсакова «Снегурочка». Эскизы декораций и костюмов выполнил Васнецов. Следуя за пьесой Островского, по которой было написано либретто, он создал изумительную галерею древнего русского народа во всем его чудесном и красивом облике. Спустя полвека, художник Грабарь скажет: «Рисунки к «Снегурочке», находящиеся в Третьяковской галерее, в смысле проникновенности и чутья русского духа, не превзойдены до сих пор, несмотря на то, что целых полстолетия отделяет их от наших дней».

Постановка имела исключительный успех у московской публики. А милый образ Снегурочки  еще много лет не покидал Васнецова.  В 1899 году он  написал  картину «Снегурочка». Опушка леса, чуткая ночная тишина,  под горой  река, а за ней огни Берендеева посада. Манят Снегурочку эти огни, хочется  к людям, но…  словно чувствуя,  что ей суждено погибнуть,  не вернуться  в свои холодные   края,  она  прощается  и со снегами, и с елочками; и сама она, как елочка в пышной шубке,  украшенной  тончайшими узорами.  И столько в ней естественного, застенчивого, что…  поистине –– это образ России, жемчужины на земном пространстве, где «тысячи переливов, звуков нежных, неброских, но завораживающих настолько, что не отвести глаз».



   


Рецензии
Задушевно рассказываете...
Спасибо, Нина!

Оксана Радчик   28.12.2010 22:55     Заявить о нарушении