Воспоминания о будущем

Раньше я мог видеть сны о будущем. «Вещие сны» – так это, кажется, называется. Я не какой-нибудь пророк, нет. В моих снах не было ядерных грибов, вырастающих на горизонте, или армий фанатиков, дотла выжигающих целые города. Я видел сны исключительно о своем собственном будущем, и ничьем больше. Ничтожные события, имевшие огромное значение в моей жизни.

За несколько лет до того, как у меня появился компьютер, и даже до того, как мы переехали на новую квартиру, мне приснилось, как я играю во что-то на этом самом компьютере в этой самой квартире. В другой раз я увидел, как сдаю вступительные экзамены в свою альма-матер. Еще один сон почему-то поведал мне о первой лекции по истории отечества. Сновидения эти  касались и личной жизни. Давным-давно я видел во сне свою первую девушку. И нынешнюю тоже видел когда-то. Сами сны я ни разу не запоминал. Все они улетучивались из памяти сразу после пробуждения, но непременно всплывали в сознании позже, когда вещи, виденные во сне, осуществлялись наяву. Наверное, нечто подобное бывало с каждым. Хотя бы раз в жизни. Французы называют это явление «DejaVu» – ощущение того, что происходящие события уже имели место когда-то в прошлом. Вот и я, впервые сидя в аудитории, знал, что когда-то уже присутствовал на этой лекции. Или уже сидел когда-то с этой девушкой на этой скамейке, в такой же погожий весенний день, с этой же самой розой в руках. Воспоминание о некогда виденном сне словно бы выскакивает из глубины  подсознания, на какое-то время сменяя настоящее картинами далекого прошлого. Вы как будто видите прошлым. Слышите им, и находитесь в нем, не покидая при этом настоящего. Дежавю не случается просто так. Оно как шпион – откликается только на кодовую фразу. Кодовой фразой чаще всего служит какой-то звук. Например, чья-то случайно оброненная фраза, возможно даже совершенно к вам не относящаяся. Фраза эта за долю секунды запускает у вас в голове скрытый механизм, вытягивающий сон из глубин памяти. Иногда мне казалось, что весь мир, как в одной старой видеоигре, заполнен потайными дверьми, ключом от которых может служить вкус любимого блюда, или же давно забытая, но теперь отчего-то всплывшая в памяти песенка. Захлопываются эти двери неожиданно, и подчас остаются открытыми всего лишь пару секунд. Но и этого вполне достаточно, чтобы утянуть вас в далекое прошлое. Или даже в параллельную реальность. А может, мы все в этом мире просто ходим по кругу, снова и снова проживая одну и туже жизнь, словно герои любимого фильма, пересматриваемого нами раз разом? И на самом деле мы никогда ничего не забываем по-настоящему. Память бережно хранит все, что с нами происходило, или будет происходить. Прячет воспоминания где-то очень глубоко, в самых темных своих закоулках. И все, что нам нужно – это найти тот самый закоулок, в котором притаились знания о прожитых жизнях. 
 
Раньше я много об этом думал, но ни к какому определенному выводу прийти так и не смог. В конце концов, никто в наше время и в нашей реальности не способен дать четкий ответ на вопрос «что же такое дежавю?». Но одно я знаю точно. Воспоминания о будущем, всегда приходившие в период наиболее важных событий моей жизни, не посещали меня уже очень давно. То, что в английском языке обозначается исключительно фантастическим словом «flashback», не происходило со мной на защите или получении диплома. Ничего не всплывало в памяти, когда я шел из военкомата с заветной красной книжицей в кармане. Возможно, дежавю – это не та вещь, которую нужно ожидать, или стараться призвать каким-то образом. Но я и не пытаюсь этого сделать. Я всего лишь констатирую факт. И на ум мне приходит лишь одно объяснение: не видит вещих снов лишь тот, у кого нет будущего.


Рецензии