Сдержанность - основа контроля желаний

Каждому человеку хочется научиться контролировать свои желания, чтобы быть хозяином самого себя, но мало у кого это получается. Почему? Эмоции оказываются сильней разума. Мы живем ради того, чтобы удовлетворять свои желания, но очень часто оказывается, что несдержанность в чувствах идет нам во вред, и мы никак не можем противиться своим желаниям…. «Я хочу съесть «гамбургер», он мне нравится, почему я должен отказывать себе в удовольствии? А если еще под водочку, то вообще красота». «Но ведь это отвратительная, с точки зрения полезности для организма, пища, зачем ты ее ешь»? «Черт, не работает разум, желание оказывается сильней. Что делать, как совместить несовместимое, чтобы и желание удовлетворить, и не пострадать при этом»? Еда является одним из сильнейших источников удовольствия, невозможно отказаться от желания постоянно получать удовольствие от употребления вкусной пищи. Попытки запретить себе «вредную», но вкусную еду, ни к чему не приводят. Примером могут служить полные люди, которые даже под страхом потери здоровья и даже смерти, не могут отказать себе в удовольствии вкусно поесть. Попробуем копнуть проблему чуть глубже. В норме, разум должен контролировать любое желание, чтобы обезопасить меня от принятия необдуманных решений. Ко всему я должен относиться сдержанно и спокойно. Почему же я придал сверхзначимость «гамбургеру», игнорируя разум, который меня защищает? Потому что чрезмерно доминирует мое ЭГО, которое во всем видит только свой интерес. Вот я хочу, и все, и плевать мне на последствия. По той же причине я буду курить, пить, потому что «я так хочу», и никто мне не указ. Я хочу получать одни удовольствия от жизни, хочу жить «здесь и сейчас». Но это не правильно. А если я буду все делать «правильно», то жизнь станет скучной и неинтересной. Зачем тогда вообще жить? Дурак, ты, дурак. Да, молодости хочется утверждать себя во всем, чтобы вырваться на свободу от родительской опеки и почувствовать себя самостоятельной личностью, но этот отрезок самоутверждения через ЭГО надо пройти как можно быстрее и не зациклиться на нем на всю жизнь. Когда человек слишком громко кричит: «Я так хочу», - это значит, что он, таким образом, пытается убежать от страха. Страх подчиняется только человеку сдержанному, уравновешенному, который на все реагирует спокойно. Он не запретит себе жестко вредную для него еду, а просто постарается не принимать ее в пищу, найдя альтернативные варианты. Ну и что, что «гамбургер» вкусный, зато он вредный. В конечном итоге я проиграю намного больше, чем выиграю, так зачем мне наносить вред своему здоровью? Но я смогу совладать с собой только в том случае, если психика моя будет уравновешена, и я к любой еде буду относиться спокойно. Равно, как и ко всему остальному. Это не сделает меня равнодушным к пище, наоборот, я стану эстетом, но, в то же время, не я позволю возбуждению, завладеть моим разумом. От чего же так хочется усилить позиции ЭГО, неужели потому, что я пытаюсь таким образом обрести силу и побороть страх? Мотивация такая есть, но чрезмерное усиление ЭГО, это попытки справиться со страхом не через его осмысление, а через подавление, а это не победа над страхом, а поражение. Победить страх, подавляя его, невозможно, от этого он будет только усиливать свои позиции. Все, кто культивируют ЭГО, теряют человеческие качества, а вместе с ними и устойчивое равновесие, являющееся основой гармонии. С помощью усиления ЭГО человек будет стремиться удовлетворить свои низменные страсти – вкусная еда, комфорт, положение в обществе, обретение власти, фальшивые чувства и шмотки. Люди, превратившие ЭГО в фетиш, начинают жить только для себя, купаясь в самолюбовании и пытаясь купить здоровье и счастье за деньги. А ведь эгоизм, это внутреннее одиночество, которое никогда не сможет сделать человека счастливым. Взор надо обращать не внутрь себя, а наружу, в мир, и видеть не только свои, но и чужие интересы. Переплетение эгоизма и альтруизма выгодно человеку, потому что их сотрудничество дает гармонию, которую за деньги не купишь. Когда вы сдержаны, у вас нет возбуждения в голове, а потому вы способны контролировать любые желания для своей же пользы. Это не подавление желаний Подавление еще более вредно для здоровья и психики, чем несдержанность, потому что нарушается механизм саморегуляции. А сдержанность, наоборот, сохраняет чувства и наполняет их энергией. Они напрасно не расходуются и задействуются там, где надо, и насколько надо, не ограничивая себя при этом. Примером сдержанности может служить обученная овчарка, а не сдержанности – уличная дворняжка, шавка, которая не контролирует своих эмоций. И вы не скажете про овчарку, что она подавляет свои эмоции. Просто она видит и контролирует ситуацию, а потому понапрасну не суетится. «Сдержанность» и «подавление» ничего общего между собой не имеют. «Подавление» основано на страхе, а «сдержанность» – на контроле разумом реальности. Вы курите, и хотите бросит курить (пить, употреблять наркотики, снизить вес).Почему вам так сложно избавиться от вредной привычки? Потому что вы усиливаете свое ЭГО, за счет подавления страха. Это создает сдвиговый ритм, одностороннюю направленность мышления. Поскольку страх подавляется, то не работает критическое «Я», и вы не можете из-за этого осмыслить проблему. Надо активизировать сломанный механизм саморегуляции, при котором страх и агрессия взаимно уравновешивают дуг друга. Вы и подломили свое сильное «Я», которое противостоит страху, и страх, который вас защищает и предупреждает об опасностях - подавили. Заставьте себя увидеть проблему, посмотрите ей в глаза. Тогда вы ужаснетесь от осознания того, что вы с собой делаете, у вас возникнет протест и активизируется ваш сильное «Я», которое начнет противостоять страху. Не бойтесь видеть то, что вас пугает. Это как если бы на вас напал дикий зверь, а вы взяли и отвернулись, подставив ему свою спину и представив, что никакой опасности нет. А если посмотрите ему в глаза, то не потеряете контроль над реальностью и будете знать, что в каждый данный момент надо делать. И силы, когда страх не подавляется, прибавляются, а не убывают, как при подавлении страха. Представьте себя маленькой букашкой, которой надо выжить в этом не простом мире. Мир для вас ужасен и страшен, потому что не предсказуем и несет в себе многочисленные угрозы. Вас может затопить ливень, унести в неизвестность ураганный ветер, да мало ли что. Со всех сторон вас атакуют раздражители, многие из которых смертельно опасны. Вы можете создать внутри себя на основе эмоционального опыта защитный мирок – ракушку, и всю информации пропускать через него. Но такая защита будет мало эффективна, потому что будет выстроена исключительно на эмоциональном опыте, который действует на очень ограниченном информационном пространстве и не объективен. Но можно пойти и другим путем – начать всматриваться в мир и осмысливать его не с позиций одного своего ЭГО, а целостно, всесторонне, видя свои и его интересы и, сочетая, их друг с другом. Тогда вы станете частью целого, сохраняя при этом свою индивидуальность, и реальность будет пронизана взаимосвязями, что позволит воспринимать ее целостно, а не разрывно. Разрывно, это когда доминирует какое-нибудь чувство, например, страх, и, вследствие этого, нарушено равновесие. Чтобы осваивать и осмысливать реальность, надо не протаскивать всю информацию через мир страха, а воспринимать реальность напрямую, для чего надо направить на нее свое внимание. Когда я вижу - я понимаю. Когда я пониманию - я ничего не буду делать себе во вред. 19.08.2010 г.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.