Ренессанс

Эпоха Возрождения поражает силой, интенсивностью, новизной культурного созидания. Со времен классической древности никогда не прорывалось так сильно и широко стремление к знанию, воля к творчеству, никогда не являлось, почти одновременно, такого множества ярких, выдающихся, великих и величайших талантов – писателей, мыслителей, живописцев, скульпторов, архитекторов. Их творения захватывают своим совершенством, гармоничностью и, одновременно, идейной насыщенностью. Впервые после тысячелетнего безраздельного засилья религии было выработано новое мировоззрение, исходной точкой которого стал не Бог, а человек.
 
Конечно, люди всегда знали, что они люди, но в разные эпохи они смотрели на себя по-разному. В центре средневековой культуры стояло божественное начало, находившееся за пределами конечного людского бытия. Главенство во всех областях духовной жизни принадлежало тогда церкви. Для мыслителей Возрожденья (хотя они  не были атеистами и оставались глубоко верующими людьми) Бог перестал быть главной проблемой. В системе нового мировоззрения центральное место занял человек. Оно перестало быть теоцентрическим, но сделалось гуманистическим (от латинского humanitas — человечность). Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к высказываниям лишь некоторых мыслителей этого времени. Леон  Баттиста Альберти писал: «Природа, то есть Бог, сотворила человека отчасти божественным и небесным, отчасти же превосходящим все смертные существа красотой и благородством; она наделила его строением и членами, превосходно приспособленными к любым движениям, дала способность  рассуждать и судить, дабы познать необходимые и полезные вещи…» Ему вторил неоплатоник Марсилио Фичино: «Ни небо не представляется для него (человека) слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким. А так как человек познал строй небесных светил и как они движутся… то кто станет отрицать, что гений человека… почти такой же, как у Самого Творца небесных светил, и что он мог бы некоторым образом создать эти светила, если бы имел орудие и небесный материал». В знаменитой «Речи о достоинстве человека» Пико делла Мирандола вкладывает в уста Творца такое обращение к человеку: «Образ прочих творений определен  в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определяешь свой образ по своему решению, во власть которого Я тебя предоставляю. …Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные».

Итак, отправным моментом культуры Возрождения становится гуманизм, включающий в себя некоторые принципы христианского гуманизма, но в целом качественно новый. Внимание, интерес, любовь художников все больше сосредоточивались на человеке и на всем том, что его окружает. Открытие человека неизбежно повлекло за собой открытие античности. Именно античность дала форму вновь возникшему гуманистическому искусству. Особенность мировоззрения и культуры Ренессанса были настолько родственны Античности, что наличие античного наследства делало естественным опору на него, учение на его образцах. Переориентация всей культуры, ее переворот от трансцендентного к реальному предопределило светский характер культуры в целом, при всех частных исключениях. А из обращения к реальности и стремления к ее познанию вытекала еще одна черта Ренессанса  - рационализм как уверенность в силе человеческого разума и его безграничной способности к познанию вселенной.

Гуманизм стимулировал развитие науки. Однако исторически в Италии главным руслом бурной творческой активности Ренессанса стала не сама по себе мыслительная деятельность, а изобразительное искусство. Именно в художественном творчестве новая культура  реализовала себя с наибольшей выразительностью. Никогда ни до, ни после  человечество  не переживало эпохи, когда изобразительное искусство играло бы в культурной  жизни такую исключительную роль. И это понятно. Ведь по-новому ощущать мир – значило по-новому его видеть. Человек, «возродившийся» к новому бытию, хотел освоить мир как реальную арену своих действий. Наука не была к этому пока готова. Жажда познания раньше всего  вылилась в форму художественного познания, где аналитическая мысль и непосредственная эмоция не рассматриваются, а взаимопроникают. Первым каналом познания стало ясное, трезвое видение, постигающее природу вещей. Наука нового времени начала свой путь в союзе с искусством, зарождаясь как бы внутри него.

Изображать так, как мы видим, как «изображает» поверхность зеркала, - вот исходное стремление ренессансных художников. Между тем мы видим вещи не изолированно, а в единстве со средой, где они находятся. Среда пространственна, пространство имеет глубину, предметы, располагаясь в пространстве, видятся в сокращениях. Затем – наше зрение стереоскопично: мы видим предметы рельефными, осязаемыми, круглящимися. Осознание двух этих моментов привели к двум величайшим открытиям изобразительного искусства, положившим начало современной живописи: пространственной перспективы  и пластичности изображения, позволяющим добивается  иллюзии объема на плоскости.


ИСКУССТВО РАННЕГО РЕНЕССАНСА. Эпоха Раннего Ренессанса – триумфальный период в истории мировой культуры. Поражает щедрость, переизбыточность художественного творчества, вдруг неожиданно проявившего себя и словно хлынувшего из рога изобилия. С другой стороны, обстановка богатой, процветающей Италии оказалась чрезвычайно благоприятной для явившихся во множестве художников, скульпторов и архитекторов. Никогда еще, со времен Античности, искусство не было так востребовано обществом. Художников высоко ценили, им покровительствовали, их охотно обеспечивали заказами. Яркий пример тому - члены семейства Медичи, фактически властвовавшие во Флоренции. Многие из них были меценатами и неподдельными ценителями  искусства, особенно Косимо Медичи и его внук Лоренцо  Великолепный. Римские папы, герцоги, иностранные короли оспаривали друг у друга честь  приглашения итальянских художников к своему двору. Все это способствовало быстрому расцвету всех видов искусства. Отталкиваясь поначалу от древнеримских образцов (прежде всего скульптуры), итальянские мастера очень быстро превосходят своих учителей.  Одним из важнейших достижений той поры стала разработка учения о перспективе. Источники единодушно утверждают,  что впервые применил ее в двух написанных им видах Флоренции основоположник архитектуры Раннего Ренессанса Филиппо Брунеллески. Его ближайшим последователем в живописи стал Мазаччо, а в скульптуре - Донателло.

ИСКУССТВО ВЫСОКОГО РЕНЕССАНСА. С конца XV века центр культурной жизни перемещается из Флоренции в Рим, что знаменует собой новый подъем творческой активности итальянского гения. На первую треть XVI столетия приходится зенит эпохи Ренессанса – одна из абсолютных вершин мировой культуры, время, быть может, наивысшего  во всей истории человечества  подъема  пластических искусств. Высокий Ренессанс стал естественным продолжением Раннего, однако было бы заблуждением думать, что искусство этой поры –  то же искусство, что и прежде, только «в полном блеске проявлений». Разница заключается в самом понимании сущности человека. Ранний Ренессанс – это анализ, поиски, находки, это свежее, сильное, но часто еще наивное мироощущение. Высокий Ренессанс – это синтез, итог, умудренная зрелость, сосредоточенность на общем и главном. Весь  опыт, все поиски предшественников сжаты у мастеров Высокого Ренессанса в грандиозном обобщении. Нужно ли говорить, что в жизни трагического всегда было достаточно, но у мастеров предшествующей эпохи  оно почти не отражалось: взгляд художника не замечал его или обходил. Иного искал он в жизни и искусстве. «Обнаружение» трагедии в жизни, смелость открыто сказать о ней – завоевание Высокого Ренессанса. Знание гуманиста обострилось, и он уже не может обманываться: человек соткан не из одних только достоинств, у жизни есть изнанка. Только в творчестве  корифеев XVI века идеальный человек  предстал сложным, неоднозначным, но таким мудрым, могучим и прекрасным, о каком  Ранний Ренессанс мог только мечтать.

ИСКУССТВО ПОЗДНЕГО РЕНЕССАНСА. Эпоха Высокого Ренессанса длилась совсем недолго. Уже Вазари, впервые издавший свои «Жизнеописания» в 1550 г., ясно сознавал, что время высочайшего развития искусства осталось позади. Упадок вызван был прежде всего тем, что новое поколение художников, будучи не в силах сравниться с «божественным» мастерством своих предшественников, перестало  подражать природе. Перед ним уже не стояла проблема познания действительности, так остро волновавшая Леонардо и Микеланджело. Свое вдохновение художники черпали не столько в жизни, сколько в творениях прежних мастеров. В центре их внимания оказалось искусство, принципы и практические приемы которого они старались установить. Из-за своего пристрастия к манере эти художники получили в истории  обобщенное прозвание маньеристов. 
Искусство маньеристов  часто наполнено ощущением смятения и тревоги. Но эта тревога особого рода, поскольку реальному миру они предпочитали мир своих фантазий. Для них так же было характерно нарочитое искажение пропорций человеческой фигуры, отвлеченность цвета. Опираясь на технику старых мастеров, маньеристы часто поражали своей «вычурностью». Однако нельзя забывать, что в основе их искусства лежало высокое художественное качество и незаурядный интеллект. Главным очагом маньеризма в середине XVI века делается  Флоренция. Отсюда он быстро распространяется по всей Италии. Но господство его не было подавляющим. Так верность идеалам Высокого Ренессанса продолжали хранить венецианские художники. Центр итальянской культуры в эпоху Позднего Ренессанса постепенно перемещается из Рима в Венецию.

Ренессанс http://proza.ru/2023/01/19/241


Рецензии
Я с интересом читаю Все ваши рубрики, Константин. Узнал много нового. Но где продолжение сказки? Его все нет....

Арам Яврумян   10.09.2010 18:00     Заявить о нарушении
Увы, Арам, писать сказки (вернее, фэнтези - жанр я сменил, следуя Вашему совету), это ведь не компиляцией заниматься. Никаких готовых решений. И все детали должны очень точно сходиться. Вот сижу и "сочиняю" свой мир с его физикой, космологией, религией, геологией и т.д. и т.п. Как обычно в таких случаях, появились новые идеи. Пришлось подкорректировать сюжет и по-новому расставить акценты. Но я решил не двигаться вперед, пока все для себя окончательно не проясню, вплоть до костюмов и музыкальных инструментов. Так всегда бывает в первых главах новой вещи. Помнится, я сидел над первой главой "Ватсьяянаны" месяца полтора, каждую фразу переписывал по 10-15 раз,пока наконец "не увидел" древнюю Индию эпохи Гуптов. А все остальные главы "пририсовались" потом довольно легко.

Константин Рыжов   10.09.2010 18:18   Заявить о нарушении
Да, все верно... Но зато и удовольствие от всего этого потрясающее.. Не знаю ничего интереснее, чем придумывать свой мир. Так что могу пожелать только одного - ВДОХНОВЕНИЯ... Буду ждать продолжения Вашей фэнтези...

Арам Яврумян   10.09.2010 18:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.