Ситуация

                Стремись не  тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы 
                твоя жизнь имела смысл.
                Т. Карлейль


    Сергей не считал себя диссидентом. Просто он всегда стремился исправить ситуацию. Не то чтобы он ненавидел советский строй, но он полагал, что, не вступив ни в комсомол, ни в партию, он его в какой-то мере его ослабляет и влияет на общую ситуацию в стране.
   Сергей видел, что в Прибалтике жизнь в значительной степени отличается от жизни на остальной территории Советского Союза, и он, чтобы исправить ситуацию, женился на латышке. Будучи порядочным человеком, он заботился о ней, старался, чтобы в доме был достаток, но детей у них не было, и любви он к ней не испытывал.
   Начавшаяся перестройка перевернула все привычные представления. Сергей решил, что в России начнется новая жизнь и ему найдется применение в соответствии с его реальными возможностями. Отсутствие работы и резко возросший национализм вкупе с российским паспортом  вынудили его принять меры для исправления ситуации, и он, прощаясь с женой, сказал ей:
-Знаешь, Анна, я поехал к отцу в Астрахань. Встану там на ноги-вызову тебя, а пока обойдись здесь сама как-нибудь.
-Ладно,-покорно согласилась жена,-буду ждать от тебя  весточки.
     Однако через небольшое время они стали гражданами разных государств, и без того не очень желанная совместная жизнь окончательно распалась. Сергей опять исправил ситуацию. Он подал в суд заявление на развод и прислал Анне свидетельство о расторжении брака, чтобы не мешать ей выйти замуж за латыша и быть счастливой.
   Приехав в Астрахань, где он родился и прожил всю жизнь, Сергей попытался устроиться на работу, но это было абсолютно нереально. Ему предложили работать перевозчиком черной икры и объяснили, что эта работа чревата большими неприятности. 
-Расскажи поподробнее,-попросил он приятеля детства Андрея, занимавшегося  полулегальным браконьерством.
-Всех в долю не возьмешь,-объяснил Андрей.-Есть свои люди в рыбнадзоре. Служба там не пристижная, и их мало. Те, которые с нами, предупреждают, когда можно выходить на лов, и мы с ними рассчитываемся либо икрой, либо деньгами. Еще надо иметь своих людей на заводе. Они продают банки, в которые входит девятьсот граммов икры и крышки к банкам. А дальше начинается твой этап пути. Надо перевезти икру в Москву и продать там. Кое-кого из тех, кто принимает икру, мы знаем и телефон тебе дадим.
-Так в чем проблема?-не понял Сергей.-Взял банки, отвез, получил деньги, расплатился. Схема предельно простая.
-Это так,-вздохнул Андрей,-только за одну ходку нужно  тащить двадцать банок. За них надо заплатить  сразу. Милиция шныряет по всему городу и может остановить кого угодно, если увидит человека с большой сумкой. Обнаружив банки с икрой, отправит прямым сообщением в суд, и огребешь пять лет тюрьмы, а то и больше. В Москве поезд Москва-Астрахань встречает наряд ОМОНа. Если проскочишь, то могут задержать и в городе, но там только отберут половину икры-и все. Мы с тобой давно знакомы, и я от тебя ничего не скрываю.
-Но люди же возят,-возразил Сергей.-Не все же попадаются.
-Не все,-согласился Андрей,- но многих уже нету.
-Значит, нужно исправить ситуацию,-предложил Сергей.-Нужно посмотреть подступы к нашему вокзалу, съездить в Москву, найти нужных людей и приниматься за дело.
-Будь осторожен,-посоветовал Андрей.-Такой работой занимаются от безысходности. Уже и Витька, и Вовка, и Колька сидят, а у всех семьи.
-Понятно,-кивнул  Сергей.-Лезли напролом-вот и попались.
    Тщательно изучив, как милиция проверяет вагоны, он  понял, что банки следует раскладывать в несколько сумок, что лучше, чтобы сумки были разными и по цвету, и по размеру. Ехать можно только в плацкартных вагонах, которые проверяли реже, чем купейные, тем более, что в купейном вагоне от проверяемых сумок отказаться  невозможно.  В плацкартном вагоне сумки рекомендовалось забрасывать на третью полку, чтобы в случае необходимости можно было бы от них отказаться. Более того, Сергей нашел в Москве необходимые связи и каждый раз поражался тому, как скупщики безбоязненно входят в вагон, берут сумки, спокойно проходят  через оцепление ОМОНа, укладывают сумки с икрой в импортные автомобили, открывают банки, проверяют качество икры и расплачиваются.
  Исправив ситуацию, Сергей стал часто ездить в Москву, но каждый раз он был предельно осторожен и никогда не попадался. Он обнаружил, что по другую сторону платформы останавливается электричка, приходящая из пригорода Астрахани. С этих пор он на автобусе ехал в пригород, потом  в электричке  прибывал в Астрахань и пересаживался в поезд, не сталкиваясь с милиционерами, дежурившими у входа на перрон  со стороны вокзала.                Однажды он сел в вагон, где кроме него и миллиционера, никого не было. Тот без особого интереса взглянул на сумки Сергея и отвернулся к окну, решив, что если понадобится, то эти сумки проверит наряд , контролирующий перрон, с которого отправляется поезд на Москву. Сергей тоже поглядывл в окно, с нетерпением ожидая, когда же наконец электричка прибудет в Астрахань.
  Он уже думал о том, что пора заканчивать заниматься этим опасным промыслом и все время чувствовать себя преступником. Словно в ответ на его решение скупщики в Москве, которых он заранее предупредил о своем прибытии, не пришли. Сергей ехал в последнем вагоне и несколько раз выходил на перрон, высматривая встречающих, но они так и не появились. Оставшись один в вагоне, Сергей решил в очередной раз исправить ситуацию. Он взял сумки, прошел в конец перрона, спрыгнул на пути, перешел к другой платформе, у которой стояла пригородная электричка и вошел в вагон. Выйдя на первой остановке, он пересел в автобус и, приехав в Москву, пришел к своему дальнему родственнику. Ему открыла дверь  дочь хозяина. Он приветливо поздоровался с ней и попросил разрешения ненадолго положить в холодильник банки с икрой, потому что в летнюю жару она могла испортиться. Увидев сколько банок он кладет в холодильник, девушка занервничала.
-Дядя Сережа,-со слезами в голосе сказала она,-вы не должны это делать. Маму недавно выпустили из тюрьмы за спекуляцию, и если это у нас обнаружат, то ее посадят снова.
-Не переживай, Леночка,-успокоил ее Сергей.-Через час или самое большое два. я приеду и заберу все банки. Клянусь тебе.
-Хорошо,-сдерживая слезы, кивнула  Лена,-я вас буду ждать.
   Сергей попытался дозвониться до людей, которые всегда принимали у него икру, но они не отвечали. Тогда он поехал к ним в офис. Увидев его, главарь группы удивился.
-Ты чего?-набросился на него Сергей.-Почему никого не было? Я  вам звонил. Ты  подтвердил, что встретишь.
-Подтвердил,-хмуро согласился главарь.-В ОМОНе руководство сменилось. Времена пошли другие. Так что ты на время притормози.
-Ладно,-согласился Сергей.-Но я привез партию икры, как обычно. Возьмете?
-Возьмем,-обрадовался тот.-Давай через час встретимся у рынка. Там недалеко от входа под деревом лавочка есть. Там сиди и жди.
   Сергей вернулся к родственнице, сложил в сумки банки, поблагодарил ее и, протянув ей несколько сотен, сказал:
-Тебе на конфеты, Леночка. Спасибо за помощь.
   Он пошел к рынку и сразу же увидел раскидистый дуб и скамейку под ним. Засунув сумки под скамейку, он сел и раскрыл оставленную кем-то газету. В это же мгновение подъехала милицейская машина, и из нее вышел вооруженный  милиционер.
-Господи, пронеси,-взмолился Сергей.-Что же за напасть сегодня?
   Но милиционер без особого интереса окинул  взглядом Сергея и направился к джипу, в котором сидели мужчины с типичной восточной внешностью. Он что-то сказал им, и они сразу же  уехали. Через некоторое время отбыл и страж порядка. Сергей набрал полные легкие воздуха, задержал его, а потом резко выдохнул.
-Провались все пропадом,-пробормотал он.-Так же невозможно жить, все время оглядываясь и вздрагивая.
   Вскоре недалеко от него остановилась красная машина, в которой его неоднократно увозили от опасного вокзала. Главарь помахал ему рукой, приглашая подойти. Сергей поднял сумки и, обессилив от пережитого волнения, с трудом поволок их к машине. Получив деньги и попращавшись с людьми, с которыми пропаботал несколько лет, он сел в метро и поехал на вокзал, чтобы больше никогда уже не заниматься этим промыслом.
   Сергей надеялся, что с уходом коммунистов, которых он ненавидел, в стране произойдут знчительные перемены, но для него все стало еще хуже. Большая часть денег, добытая с отчаянным риском, была вложена в недоброй памяти, фирму «МММ» и пропала вместе с фирмой. Никакой надежды на лучшую жизнь уже не было, и тогда он решил исправить ситуацию.
-Мне душно в этой стране,-сказал он Андрею.-Я, молодой мужик, не могу найти себе достойного применения, кроме криминала. Но я не хочу сидеть в тюрьме, а такие дела рано или поздно все равно этим кончаются.
-Что ты предлагаешь?-поинтересовался Андрей, дела которого тоже шли под гору.
-Поеду за границу,-ответил Сергей.-В Швецию, например.
-Там тебя ждут не дождутся,-усмехнулся приятель.-Ты хоть и вечно выступал против, да без документов никто тебе не поверит, и наша страна теперь считается демократической. Шансов у тебя совсем мало. Да и как ты туда попадешь?
-Все, что ты говоришь, правильно,-подтвердил Сергей.-Только нужно владеть ситуацией и исправлять ее по мере надобности.
-Исправляй,-вздохнул Андрей, поднимаясь.- Если тебе повезет,  про меня не забудь.
    Сергей выяснил, что рыболовный сейнер, арендованный финской рыболовной фирмой, должен был отправится в Финляндию через два дня. Он пришел к капитану, знакомому еще с детства, и предложил свою помощь.
-Команда уже укомплектована,-ответил капитан,-к тому же мы не успеем оформить тебе визу. Я знаю, что ты хороший моряк, только ты пришел слишком поздно.
-Федор,-задушевно начал Сергей,-возьми меня сверх штата. Лишний человек тебе не помешает, а в Финляндии или в Швеции я сойду.
-Там же таможня и пограничный контроль,-засомневался капитан.
-Заправиться водой или выпустить команду на берег можно в любом порту,-напомнил Сергей,-а за вынужденную остановку я тебе заплачу.
-Ладно,-подобрел капитан,-спрячешься в трюме в бочке, но если тебя обнаружат, я сделаю большие глаза.  Тогда не обижайся Я своим местом рисковать не стану.
-Конечно,-согласился Сергей.-Выйдем в нейтральные воды, и я вылезу. Вся команда новая. Большинство не знают друг друга. Я буду нести вахту, как все, а в порту прибытия смоюсь-и все. Меня в штате нет-значит, у тебя и проблем нет. Теперь, слава Богу, замполитов нет, и никто тебя не продаст и с работы не выгонят.
    В нейтральные воды они вышли без приключений. Таможеник, спустившись в трюм, без всякого интереса взглянул на пахнущие рыбой бочки и сразу же поднялся на палубу.
-Счастливого пути,-пожелал он капитану, подписывая документы.- Надо и мне вновь в море, а то я здесь совсем закис.
   Перегнав корабль в Стокгольм, капитан отпустил команду на берег.
-Спасибо, Федор,-сказал на прощание Сергей.-Век о твоей помощи не забуду. На, держи обещанное.
    Он протянул капитану конверт с долларами.
-Сколько здесь?-спросил тот.
-Тысяча,-ответил Сергей.- Клянусь тебе, больше нету.
   Федор открыл конверт, отсчитал пять банкнот и протянул их Сергею.
-Возьми,-сказал он.-Во-первых, ты здесь работал, а во-вторых, тебе эти деньги очень понадобятся на первое время.
-Спасибо, Федя,-растрогался Сергей.-Если представится случай, сочтемся.
    Они пожали друг другу руки, и Сергей сошел с корабля. Он уничтожил паспорт и другие документы, дав себе зарок никогда не возвращаться на родину. В иммиграционном комитете он объяснил, что у него большие противоречия с политическим строем страны и он там более не хочет жить. Сергей сказал, что бежал из России, оставив все документы в Астрахани, где проживал в последнее время. Ему вежливо объяснили, что на рассмотрение его дела уйдет некоторое время и он должен набраться терпения. Поблагодарив, Сергей направился к выходу и в дверях столкнулся с лысым полным человеком, загородившим ему проход.
-Сергей! Какя встреча!-зловещим голосом воскликнул мужчина.-Каким ветром тебя сюда занесло? Может у тебя проснулась совесть, и ты принес свой должок?
    Сергей поежился, как от плохого предчувствия. Он сразу же вспомнил, что перед ним бывший майор милиции, которому он не заплатил его долю за икру, и тот обещал подельникам Сергея, что найдет его и закопает живьем.
-Еще никому не удалось безнаказно обмануть Свинцова,-похвастался он.
   Видимо он тоже кому-то не додал или так нарушил закон, что его не смогли прикрыть  высшие чины. И он, пользуясь своим положением, удрал на Запад и, конечно, представил документы о том, как его великого правдоискателя преследовали на родине. Освоив шведский язык, он получил работу в иммиграционном комитете и теперь, как проклятье или как Дамоклов меч нависал над Сергеем.
-Товарищ майор,-подавленно произнес Сергей.-Клянусь, я отдам. У меня есть. Я отдам все.
-Ты мне предлагаешь взятку?-оскорбленным голосом загремел Свинцов.-Да еще при свидетелях. Я знал, что ты вор, но что ты такой идиот даже представить себе не мог.
-Может быть как-то договоримся?-умоляюще произнес Сергей.
-Здесь я представлю закон,-отрезал бывший взяточник.
-Что он хочет?-спросил Свинцов ассистента на шведском языке.
-Он говорит, что его преследуют на родине и он бежал, даже не успев захватить с собой документов.
-Я его лично знаю,-жестко произнес Свинцов,-он вор и контрабандист. Он никогда не занимался политикой.  Все его нарушения уголовные, а поэтому вызови полицейского, и депортируйте его обратно в течение двадцати четырех часов.
-Я должен доложить шефу,-неуверенно возразил ассистент.
-Здесь мало своих уголовников?-пожал плечами Свинцов.-Я напишу в его деле, кто он на самом деле, и нечего терять время на этого проходимца.
-Ладно,-с усмешкой согласился ассистент.-Твой соотечественник. Тебе виднее.
    Сергей не понял, о чем шла речь на непонятном ему языке, но догадывался, что скорее всего о нем и, когда в комнату вошел полицейский, потребовал, чтобы он протянул  руки и надел на него наручники, арестованному стало ясно, что Свинцов слов на ветер не бросает и  жестоко отомстил ему за обман. 


Рецензии
Интересное стечение обстоятельств, Михаил... я из Латвии, недавно год провела в Швеции, а вообще живу в Лондоне, и многое, из вами описанного, испытала на себе, но мне всегда помогал Бог.
Будьте благословенны!
Можете зайти и на мою страничку прозы :-)
Кристи Пэт.

Кристи Пэт   12.10.2010 02:27     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.