Капитализм обанкротился

К годовщине «капиталистической революции»


«Капитализм обанкротился», – таково было мнение социалиста Эрнеста Эвергарда, героя романа Джека Лондона «Железная Пята» (1908). Столетие тому назад пятеро рабочих выпекали хлеб на тысячу человек, один человек изготавливал хлопчатобумажной ткани на двести пятьдесят, шерстяной – на триста и обуви – на тысячу. Отсюда следует, что при умелом управлении американец образца 1908-го года должен был жить немного лучше, чем до промышленной революции.

Однако люди лучше с этого жить не стали – тогда, в Америке, сто лет тому назад. Почему же? Причина стара, как мир, – капиталисты преступно плохо ведут общественное хозяйство. Но это были те - американские - капиталисты, рокфеллеры и ротшильды, заботившиеся только о своём кармане, в чьи хитроумные головы никак нельзя было вбить и толику социальной ответственности.

Вбили. Октябрьским переворотом в России, пожаром Рейхстага в Германии.

И когда слепота и жадность европейских таниных-распотаниных превратила цивилизацию в бойню, заокеанские форды и морганы соблаговолили поделиться с избирателем: профсоюзы получили реальную власть, банкирам запретили отбирать землю у фермеров, в каком бы залоге она не находилась, появилось – наконец! –  социальное обеспечение. Государство начало действительно строить дороги, линии электропередач, больницы и школы, а не сетовать на глобальный – 1929 года – кризис или приводить лукавые цифры годового, разворованного на все четыре стороны, бюджета.

Правда, произошло это только в 1933 году. И во многом благодаря политическому гению Ф. Д. Рузвельта, сумевшему донести простую мысль Дж. М. Кейнса до заскорузлых воротил бизнеса. Кейнс, будучи женат на русской балерине, трижды бывал в Советском Союзе, и этого «счастья» от товарища Джугашвили не пожелал бы даже лютому своему врагу. «Лаборатория жизни» так называл он большевистский эксперимент. Потому и предложил английский экономист Америке срединный путь между капитализмом и социализмом – так, чтобы государственное управление сельским хозяйством, оборонной промышленностью и строительством жилья сочеталось с частной собственностью, мелким и средним предпринимательством.

Олигархов и тогда хватало уже, куда их?

Но посмотрим на героя Джека Лондона – героя романа, предупреждающего и нас с вами, дорогие мои соотечественники, что будет, когда власть олигархов окончательно уничтожит демократические институты, задавит предпринимательство – зачем им новые капиталисты?.. буратины поделили страну сказочных доходов между собой – и установит диктатуру, получившую впоследствии название фашистской.

Эрнеста Эвергарда поражала крайняя вульгарность жизни голиковых ксюшек-толстушек, где за внешним гламуром преобладала эгоистичность и обыденщина. Поражало его и полное отсутствие каких-нибудь умственных интересов: ни науки, ни образования, ни эстетики на худой конец. Да и медицина в стране, из которой их родня доходы качает, тоже им была не надобна. Его прямо-таки поражала интеллектуальная тупость класса дерипасок того времени.

Он нашёл, что господа жизни, как мужчины, так и женщины, – самые грубые материалисты, несмотря на то, что строят великолепные церкви и старательно оплачивают проповедников Евангелия. Хотя они и болтали что-то об идеалах и мещанских добродетелях, о здоровье тяглового населения и национальных проектах, но помимо этой болтовни преобладающим интересом их жизни был всепоглощающий меркантилизм. Реально обязывающей морали у них не было – той морали, что проповедовал Христос, и о которой теперь давно забыли. Эти люди молились в храмах и раздавали приказы, чтобы силой «мундиров голубых» разгонять несогласных, посмевших заявить о своём несогласии. Этих людей возмущала грубость профессиональной борьбы в цирке, страсти корриды, но они в то же время получали откаты со своих «черкизонов», фальшивых лекарств и продуктов, которые убивали столько людей, что подивился бы сам кровавый Ирод.

Благообразные директора шахт и заводов – из тех, где ещё такие сохранились, – участвовали в деле обворовывания вдов и сирот; иные платили дань звероподобным чиновникам из мэрии и губернаторского штаба. Интеллектуально они были жалки, нравственно и духовно – отвратительны.

Ныне губернаторы летают на вертолётах, пока города стоят в одной большой пробке. С омерзительной улыбкой эти нарциссы советуют автомобилистам пересаживаться на воздухоплавательный транспорт. И журналисты, вывезенные пару раз на танцы-шманцы в Куршавель, готовы подписаться под чем угодно, чтобы с октябрятским задором поведать о перерезанных ленточках на приватных предприятиях.

Как не прискорбно, но следом за героем-социалистом столетней давности приходится констатировать: капитализм обанкротился. Шманцевы преступно плохо ведут общественное хозяйство – не умеют и не желают его вести, не умеют и не желают «оказывать услуги» населению, хищническими методами хозяйствования ввергая нас в нищету.

Так случилось, что вместо светлого европейского будущего мы оказались в дикой, бесплодной пустыне торгашества, где царит невежество и бездарность – бездонное, жадное, чёрствое и очерствляющее делячество. Приходится спасать свою жизнь – вернее, то, что от неё осталось: нельзя же загубить её всю до конца оттого, что какая-то часть загублена окончательно.


19 августа 2010 г.


Рецензии
Олег,всё правильно в ваших замечаниях,в капитализме народ бесправен и пользуется лишь подачками,но к сожалению и в социалистической стране бюрократы,хапуги и подхалимы гадят и наживаются за чужой счёт,ведь нагадив в одном месте,его переводят на другое,а не мешало бы отправить в дворники,вот тогда и был бы порядок.

С уважением.

Юрий Симоненков   28.06.2022 06:22     Заявить о нарушении
Да, Юрий, социализм тоже никакая не альтернатива. Плановая экономика это полный швах. Выход обыкновенно в золотой середине. Частная собственность на средства производства, но при социальных гарантиях государства.

Олег Кустов   30.06.2022 15:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.