Инна Гулая. Эпизод из моей жизни

Получилось так, что фильмы "Тучи над Борском" и "Шумный день" я посмотрела практически одновременно, с интервалом, помнится,  в два-три месяца. И, конечно, обратила внимание на актрису, исполняющую главную роль  в фильме  "Тучи над Борском" Олю Рыжкову - и не потому, что это была главная роль, а потому, что было в этой молодой актрисе нечто, что  выделяло её  и откладывалось в памяти.

В "Шумном дне" она играла строгую старшеклассницу Фиру. Помните, как к Олегу (Олег Табаков)  приходят две одноклассницы, и он подсовывает в книжку одной из них (Вере) записку с признанием в любви? Узнав об этом, против Олега ополчилась Верина подруга Фира. То ли в ней взыграла ревность, то ли она была слишком идейная, но она отчитала Олега по полной программе, на что он "родил" цитатный шедевр: "Все Фиры и Веры глупы без меры!"

В-общем, эта молодая актриса не просто мне запомнилась, но и запала в душу. Красивая, умная, талантливая, неповторимая и в главных ролях и в эпизодах.
Советская система цензуры, не терпящая ярких и одарённых личностей, не пощадила ни Инну, ни её мужа Геннадия Шпаликова. Она смяла и раздавила их – сначала морально, потом и физически.
Специально я не смотрю фильмы, в которых снималась Инна Гулая, но иногда она мелькает в эпизодах других советских кинокартин, и память сразу же выдаёт мне воспоминание о случайной встрече с этой актрисой.

Я тогда только начинала свой трудовой путь, подрабатывая в одной из районных библиотек в должности библиотекаря. Библиотека находилась в московском районе  с народным названием "Черёмушки", район был густо населён общежитиями, в которых жили студенты и молодые семьи. Библиотека располагалась на первом этаже одного из таких общежитий. Работа мне очень нравилась – много книг, много людей, много общения… Народ в то время не был избалован покупными книгами, домашних библиотек не имел и за чтением приходил в библиотеки.

В тот день я пришла на работу  задолго до открытия библиотеки.  Занималась своими привычными обязанностями, готовясь к открытию библиотеки в 14 часов. Где-то в районе одиннадцати тишину внезапно нарушил  звонок у входной двери, и тут же в дверь громко и требовательно постучали. Я увидела через застеклённую часть двери голову  незнакомой блондинки и крикнула ей, что "закрыто, приходите в два часа". Она меня не услышала и продолжала стучать, хотя расписание работы библиотеки висело прямо на двери. Рассердившись от такого бесцеремонного нарушения библиотечных правил и тишины, я напустила на себя строгий вид (я всё же официальное лицо!) и открыла дверь, приготовившись дать отпор наглой посетительнице.

Я открыла дверь, женщина в этот момент смотрела в сторону, но услышав, как щёлкнул замок, резко повернулась. Она прижимала к груди стопку книг, и я (до сих пор не знаю почему) вдруг молча и безропотно посторонилась. Она вошла и направилась в зал обмена книг,  а я пошла за ней.
 
Женщина была чуть выше меня, спутанные светлорусые  волосы небрежно стянуты сзади резинкой, на ногах низкие туфли-лодочки. На ней было светлое, цвета топлёного молока, пальто.., я тогда ещё неприязненно подумала: "на улице теплынь, а она всё ещё в пальто ходит …"

Я почему-то очень хорошо запомнила это пальто. Может быть, потому, что оно было дорогое, явно заграничное, из фактурной ткани, похожей на вязанную шерсть.  Пальто выглядело стильно и элегантно, но было сильно поношено и кое-где даже с тёмными пятнами и разводами.  Было похоже, что хозяйка совсем его не берегла, и мне, живущей тогда на одну стипендию, это было неприятно.

Наверное, не надо мне писать такие подробности, но сейчас, думаю, важна любая мелочь, дающая представление о характере человека и его душевном состоянии.

Я заняла своё рабочее место за столом,  женщина поставила на него стопку принесённых книг и взглянула на меня. И вот тут я её узнала.

Эта была Инна Гулая – не на экране кинотеатра или телевизора, а живая и настоящая.  У неё было такое же лицо, как фотографиях, но не улыбающееся и усталое. Прядка волос выскочила из-под резинки и висела надо лбом.  Актриса подвинула  книги  поближе ко мне и ещё раз взглянула на меня.  Её взгляд был быстрый и короткий, она тут же пригасила его ресницами, но я помню его по сей день.

Теперь, вглядываясь на фотографиях в красивые глаза актрисы, я вспоминаю тот взгляд. Я много раз пробовала найти слова, чтобы наиболее точно обрисовать своё впечатление, но всякий раз слова подбираются разные. Поэтому скажу только одно – этот взгляд полоснул  меня по сердцу, в груди стало больно, и я совсем сникла.

Инна ушла в зал и стала бродить между стеллажами, перебирая книги на полках, а я наблюдала за ней со своего места и переживала разные чувства. С одной стороны – восторг от того, что я наедине с известной актрисой, с другой – чисто по-женски (несмотря на молодость!) я нестерпимо её жалела. Ведь известно, глаза – зеркало души, а в её душе было очень неспокойно, и мне от этого было не по себе.

Много позже я узнала, что Инна Гулая пережила страшную семейную трагедию, последствия которой отразились на её душевном состоянии. И во время нашей встречи она, по всей вероятности, пребывала в том состоянии.

Инна выбрала нужные книги, я их записала, она ушла, я закрыла за ней дверь. Мы не сказали друг другу ни одного слова. Больше я её не видела – ни в библиотеке, ни в новых фильмах, ни… в жизни.
Остались в памяти её глаза, спина, пальто и  прядка на лбу.  Мне бы поговорить с ней тогда ....

Юрий Никулин, вспоминая об актрисе, сказал: "До того, как встретиться с Инной на пробах, я уже видел ее в кино, но в жизни она на меня произвела неизмеримо более сильное впечатление. Короче говоря, просто потрясла. Очень талантливый человек. Репетировать с ней было до безумия интересно. Она умела захватывать так, что забывалось обо всем на свете. И ее огромные, чистые, пронизывающие душу глаза! В том, что такую актрису ждет только великое будущее, никто не сомневался. Не знал человека, который мог бы не любить ее. И я был лишь одним из многочисленной армии почитателей".

Я видела Инну всего каких-то полчаса, и не в самый лучший момент её жизни, но эта короткая встреча помнится мне очень ясно, несмотря на прошедшие с той поры годы.


Рецензии
Очень благодарна Вам, уважаемый автор, за этот эпизод! Инна для меня - родная душа, неимоверно много выстрадавшая,измученная предательством людей. Да, заговорить бы с ней тогда! Она очень мало общалась с хорошими людьми после семейной трагедии и краха в кино. Я люблю её бесконечно! В жизни ни разу не видела , но бываю на её могилке. Приезжаю из Питера в Домодедово и нахожусь там целый день.

Наталия Березина 2   15.11.2015 17:02     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Наталия, за благодарную память об Инне Иосифовне. Я уверена, что она чувствует нашу Любовь, и от этого её измученной душе тепло и приятно.

Мита Пе   15.11.2015 18:17   Заявить о нарушении
Вот также мне говорит мой новый знакомый Володя, с которым я познакомилась 28 с.г. на кладбище. http://www.stihi.ru/2014/11/02/3748 - мои стихи памяти Инночки и Гены Шпаликова. Их несколько. Вы даже не представляете, как я трепетно отношусь к подобным воспоминаниям, связанным с Инной или Геной. В интернете часто такие гадости встречаются и клевета, что диву даёшься. С уважением, Наталия

Наталия Березина 2   15.11.2015 21:25   Заявить о нарушении
Простите, а Вы не помните, какой именно литературой интересовалась в то время Инна?

Наталия Березина 2   14.01.2016 17:27   Заявить о нарушении
Точно не помню, их было четыре книги, четыре томика, похоже, классика, одна из них, кажется, Иван Тургенев, помню белый переплёт с фамилией писателя (позолоченный автограф). К таким книгам полагалась супер-обложка, но на той супера не было, это точно. К сожалению, на книги мало обратила внимания, больше на саму Инну.

Мита Пе   14.01.2016 18:50   Заявить о нарушении
Было бы интересно хотя бы чуть-чуть заглянуть в её внутренний мир...? Мне она представляется очень содержательным человеком. Даша писала, о богатой библиотеке некогда у них дома, что Инна увлекалась импрессионистами, дружила с Марком Шагалом, который называл её Великой русской актрисой. Он дарил ей свои произведения, с которыми ей пришлось расстаться, когда совсем было нечего есть. Вот и Великая, а никто не думал тогда, что артисты без работы умирают...

Наталия Березина 2   14.01.2016 19:37   Заявить о нарушении
Я думаю, что многие книги Инне пришлось продать ... а без книг она, как тонко чувствующий человек, не могла, поэтому и ходила в районную библиотеку ... Всё объяснимо, помимо физического, люди испытывают и духовный голод.

Мита Пе   14.01.2016 21:29   Заявить о нарушении
Да, Вы правы, конечно. Еще Даша писала, что во времена запоев Геннадия, книги из домашней библиотеки исчезали быстро... Думаю, что в трудное для Инны время, когда уже и друзей-то рядом почти не было, а лишь " наблюдатели", то утешение она находила в книгах. Спасибо Вам огромное! С уважением и расположением, Наталия

Наталия Березина 2   15.01.2016 06:54   Заявить о нарушении
Наталия, эти Ваши слова
" ...в трудное для Инны время, когда уже и друзей-то рядом почти не было, а лишь " наблюдатели", то утешение она находила в книгах" разбередили мои незажившие мысли-раны.

Я много об этом размышляла, и меня до сих пор терзает осознание того, что люди, которыми восхищаешься, боготворишь, поклоняешься, которые над всеми нами блаженствуют в чертогах Славы, всеобщего Признания и народной Любви, в своей жизни могут испытывать страдания, лишения и страшное чувство одиночества.

Всегда себя спрашиваю: "А где я тогда была, почему не пришла, не ободрила, не поддержала ..." Понимаю, я была молода и мало что могла в те годы, но нуждающемуся человеку в нужный момент дорого любое доброе внимание (доброе слово и кошке приятно) и даже малая материальная помощь (сейчас я, не задумываясь, отдала бы Инне всё свою стипендию, на которую тогда жила).

Помните слова Раневской "как много друзей и поклонников, которые меня любят, а в аптеку сходить некому". Наверное, это от того, что мы возводим объект нашей Любви на высоченный пьедестал, то есть САМИ ставим между собой и Великим человеком преграду (типа, кто я, и КТО он!), и не осмеливаемся её разрушить.

Испытываю чувство вины...
Помню взгляд Инны, когда она осматривала полки с книгами у меня над головой. Тогда я подумала, что он отрешённый (даже затравленный), а сейчас думаю, что он был просто ищущий. В книгах классиков она искала сочувствие и утешение, которые не находила в живых людях.

Мита Пе   15.01.2016 14:28   Заявить о нарушении
Боже мой! Подобные размышления мне тоже уже давно " лезут" в голову и не дают покоя. Если бы в то время был интернет и мы знали о ней! А ведь Инне нужна была не просто материальная помощь, а работа, в которой она могла бы, как сейчас говорят, " реализоваться", но ей закрыли все пути в профессию власть имущие и на верхах, и на её уровне. Такие грандиозные таланты не нужны, иначе посредственности останутся за бортом навсегда. Артистический мир очень коварен, подл, несправедлив. Инна и Гена были необычайно честными людьми, Ведь именно благодаря таким людям мы и поверили в " шестидесятые", а ведь это просто миф... Простите меня... Я разбередила Вам душу.

Наталия Березина 2   15.01.2016 17:25   Заявить о нарушении
Я где-то прочла, что если мучает вина перед каким-то человеком, то надо молиться за упокой души и всем будет легче: и нам, и ей. Я молюсь.

Наталия Березина 2   15.01.2016 17:31   Заявить о нарушении
Обязательно надо. Я тоже помолюсь за Инну и за Гену.

Мита Пе   15.01.2016 23:23   Заявить о нарушении
Как славно! А я- за Ваше здравие! Я только что закончила интересное чтиво Александра Торика " Флавиан. Восхождение" и на душе стало светло и спокойно.

Наталия Березина 2   16.01.2016 18:16   Заявить о нарушении