Исторические портреты. Путь Коммуниста
Данный материал возник из сомнения. Сомнение – это маленький червячёк, заставляющий человека думать, искать. Противоположная сторона – убежденность, бескомпромисность, решительность. Контраст. Прямые параллельные линии. Возможно ли пересечение. Где-то в бесконечности, вероятно, есть точка пересечения близкая к истине. Мы, живущие в начале ХXI века оцениваем события более чем 80 летней давности на основе современных знаний и системы ценностей. Нам трудно понять человека того времени, объективно оценить его поступки. Ибежать при этом распространенных штампов и стереотипов. И самое главное – не изображать все в черном цвете. Хотя это сделать сложно.
В 20-30 ые годы ХХ века происходит смена эпох и элит, взглядов и ценностей. Великие цели на пути, где жизнь конкретного человека – маленького винтика, казалась такой незначительной. Миллионы человеческих жизней были принесены в жертву некой мифической идее всеобщего счастья и равенства, так и не случившегося. Что при этом ощущал этот винтик? К чему стремился, о чем мечтал? Время идеалистов-романтиков слепо веривших в правоту идеи, и самозабвенно строивших новую жизнь. Относясь негативно к эпохе в целом, свой негатив переносим и на этих людей. Тем самым вычеркиваем, или недооцениваем тысячи человеческих судеб. Имеем ли на это моральное право? Убежден, что нет!
Наша история обезличена, в ней мало места для рядовых. Источником этих знаний могли бы быть документы, воспоминания, мемуары, письма, фотографии. Но, к сожалению, по словам белорусского историка Н. Улащика «В белорусской историографии мемуары почти не используются, говоря точнее, они используются лишь в исследованиях, посвященных отечественной войне. Главной причиной, по которой историки редко используют мемуарную литературу, ученый считал слабое знакомство с этим видом источников, отсутствие работ, «в которых было бы обращено внимание, как на наличие мемуаров, так и на их ценность»1. Именно поэтому и публикуется данный материал. Главная цель автора – донести до читателя дух времени и показать его действующих лиц.
Однажды в клубе коллекционеров, перебирая старые открытки, я наткнулся на кипу писем. Посмотрел на даты, отправителя и адресата. Долго вертел в руках, сомневался. Продавец отдал их в довесок к открыткам за символическую цену. Письма долго лежали в коробке. Ждали своего часа. Однажды я набрался терпения и за пару вечеров перечитал хрупкие от времени листки из далекого прошлого. Начал писать, трудно и долго. Знающий человек посоветовал: « Ты должен определить своё отношение к герою. Симпатичен он тебе или нет, и тогда все выстроится, ты все поймешь». Как понять, если не знаешь, не чувствуешь, не переживаешь. Конечно, можно кое-что прочитать, посмотреть документы. И составить для себя представление о человеке, о времени. К сожалению, я практически не застал таких людей, как герой нашего повествования. Цельная натура, с несгибаемой волей и безграничной верой в правоту идеи всеобщего счастья. Даже если придется пожертвовать собой во имя её достижения. Первое, что пришло на ум после прочтения писем - сравнить героя повествования с Губановым из одноименного фильма «Коммунист». Этот фильм я помнил с детства. Мне было лет семь-восемь, когда актер Урбанский, воплотил образ Коммуниста. По словам жены актера, он сыграл своего отца – старого партийца.
Итак, в основу материала легла переписка 1928-1946 гг., которую вел уроженец Беларуси, Алексей Иванович Горидовец - коммунист с большим стажем партийной работы, проживающий в Москве, со своим племянником, крестьянином из Западной Беларуси – Хвядосом или Федосом. Судьбы двух разных людей разворачиваются на фоне событий первой половины ХХ века.
20-30 ые годы - сложное для страны время. Граница разделила белорусский народ на Советский Восток и Польский Запад. Время коллективизации, уничтожившей, ограбившей деревню. Разрушается привычный уклад жизни. Традиционные крестьянские ценности – земля, собственность, православие, патриархальный уклад семьи сменяются идеями далекими и сложными для понимания. Простой лозунг «Земля крестьянам», который с воодушевлением восприняла деревня, на деле оказался обманом. Крестьянство на долгие годы стало безраздельной собственностью государства. Ограбление деревни путем искусственного занижения закупочных цен на продовольствие, дало мощный толчок для индустриализации. Невероятных масштабов строительство заводов, фабрик с использованием опять же рабского труда миллионов «врагов народа». Разворачивается молох сталинских репрессий, унесший миллионы человеческих жизней. Страх, безысходность, нищета стали уделом миллионов. И, тем не менее, это было время больших надежд и свершений. Тем ценнее для нас взгляд человека, непосредственно участвующего в описываемых событиях.
Аккуратно вскрытые конверты На конверте со штемпелем отправления Москва 13.4. 41 года, марка с изображением советского летчика. Номинал 30 копеек. Конверт сделан из рыхлой бумаги зеленого цвета. Тексты написаны красными и черными чернилами, вероятней всего чернильной ручкой на плотной бумаге. Интересно, что качество бумаги ухудшается со временем. За восемьдесят лет чернила практически не выцвели. Крупный, хорошо читаемый почерк человека привычного к написанию различного рода документов. Выдержки из писем приводятся с сохранением авторского стиля.
К сожалению, мы не знаем всего полотна, можем восстановить лишь отдельные фрагменты жизни Алексея Ивановича Горидовца. Родился наш герой в 90 ые годы ХIХ века в деревне Моховичи, тогдашней Виленской губернии Вилейского повета Российской Империи. Выходец из многодетной крестьянской семьи. Получил начальное образование. В ранней юности в поисках «лепшай долі», Алексей Горидовец отправляется в далекую Америку. Вначале учеником, затем слесарем он работает на одном из металлообрабатывающих заводов. Возвращается в Россию. Работает на заводах Москвы, где примыкает к большевикам и вступает в партию. Вацлав Солский польский социалист, член минского Совета рабочих и солдатских депутатов очень точно сказал о революционных лидерах тех лет: «Таких было в то время много. Революционная волна захватила людей, не занимавшихся раньше политикой. Они открывали в себе подлинные таланты руководителей масс и одновременно находили себе жизненный путь, удовлетворяющий их гораздо более, нежели прежняя деятельность». 2 Дальнейшую судьбу нашего героя, вплоть до гибели у стен Москвы зимой 1941 года, проследим по письмам. Интересно, как со временем меняется адрес получателя. В переписке практически отсутствуют бытовые темы. Алексей Иванович пытается разъяснить своему племяннику позицию коммунистов по вопросам собственности на землю, создания колхозов, новой идеологии. Позднее, в письмах второй половины тридцатых годов чувствуется некая недосказанность. Вероятно, автор опасается политической цензуры. Опосредовано, через реплики Алексея Ивановича Горидовца получаем некоторую информацию о событиях в Западной Белоруссии 20-30 годов.
Первое письмо датировано 02.03.1928 г. На конверте адрес получателя: Польша, Виленская губерния, Вилейский повет, почтовое отделение Мядель, деревня Моховичи. Надпись на конверте сделана на польском языке. Письмо на трех листах. «Не правильно у вас объясняют( в деревне Моховичи Западная Белоруссия), что Коммунисты это такие люди, которые должны работать на бедных и отдавать свою последнюю одежду бедным. Не таким путем они стараются изжить имеющееся зло и собрать, как ты пишешь, все богатство в один мешок со всего света. Это верно, что они стремятся захватить всё богатство во всем мире, чтобы оно принадлежало не кучке паразитов, а находилось в ведении Государства, которое и распределяло по потребностям каждому…
Вся земля у нас принадлежит Государству и сдается в пользование крестьянам. Значит, у нас нет частной собственности на землю, т. е. крестьяне свою землю продать не могут. Как и фабрики и заводы. Следовательно, все важные отрасли находятся в руках государства. Государство устанавливает заработную плату рабочим и цены на продукты так, чтобы ни рабочим, ни крестьянину не было обидно..
В том же письме. «Несколько слов о себе. Я раньше был судьей, а уже год помощником прокурора, по старому – товарищем прокурора. Чин большой, по-вашему, а у нас этот чин не имеет такого значения, как это было раньше. Правда считается ответственная Государственная Служба, но оплачивается меньше чем некоторые рабочие профессии. И если бы я работал по своей квалификации, тот получал бы больше. Но так как я являюсь членом Коммунистической Партии, то нужно работать не там , где хочу, а там где скажут. В этом месяце высылаю вам денег 8» долларов». Интересно, что человек не имея специального юридического образования и опыта практической работы, занимает столь ответственную должность. На первый план в то время выходят не профессиональные качества, а личная преданность существующей власти. «Нашему суду нет необходимости прибегать к лицемерию перед законом. Когда этого настойчиво требуют интересы трудящихся или государства, он откровенно может пойти дальше, чем гласит буква закона», говорилось в наказе, разосланном в 1927 году Гражданской кассационной коллегией Верховного Суда РСФСР. Советская судебная система зависела от партийных органов, обслуживала их интересы, что и считалось справедливым». 3 Дореволюционные кадры были уничтожены, а на подготовку новых требовалось время. Вот и шли работать в органы юстиции слесари, токари с низким образовательным уровнем. Труд рабочего оценивался государством выше, чем труд судьи и прокурора. Вероятно, эти профессии не имели высокого престижа. В конце письма приписка о денежном переводе. Автор высылает американские доллары.
Письмо 1929 г. Дата неразборчиво. Адрес получателя значится: Западная Белоруссия, бывшая Виленская губерния, Вилейский уезд, Мядельской волости, деревня Моховичи. Адрес отправителя: г. Москва 44, Дубровский пос. дом 8, кв. 319 «Приходиться сожалеть, что в течение уже 19 лет я вас всех не видел. Будем надеяться, что когда-нибудь увидимся. Теперь несколько слов про свою жизнь. Я с судебной работы ушел уже больше года и работаю опять по своей квалификации т.е по металлу, на такой же работе как и в Америке, только с некоторой разницей»
Письмо от мая 1930 года – разгар коллективизации. Партия посылает в деревню тысячи организаторов из среды рабочих, роль которых сводилась к пропаганде колхозного строя в деревне. Историк Н. Улашчик считал, что «наряду с низкой степенью механизации в сельском хозяйстве, испытывался настоящий дефицит людей со специальной подготовкой. Нужны были не просто агрономы, а скорее организаторы, которые бы умело и добросовестно заботились о государственной собственности». 4 Для подготовки таких специалистов требовалось время. Но необходимо было создавать хозяйства нового типа. В рядах рабочих-коммунистов на Северный Кавказ отправляется Алексей Иванович Горидовец.
« Я нахожусь на Северном Кавказе. Меня послали для работы в коллективных хозяйствах. В помощь крестьянам из городов, особенно из Москвы, посылают рабочих как организаторов, так как крестьяне сами никакого опыта как работать, сообща не имеют. Эта местность, где раньше жили казаки. Они и сейчас живут, но как крестьяне, а раньше они почти сами не работали. Я не знаю, какой вы сейчас хлеб кушаете, хватает до нового года или нет. Но мне кажется вы живете также бедно, как и раньше. Хлеб ели черный с разной мякиной и того с пасхи не хватало. А о масле и сале Вы только думали по великим праздникам и не всегда. А здесь и раньше жили хорошо и теперь не плохо. Хлеб кушают пшеничный и самый чистый. Сало и масло постоянно. А когда я им рассказываю, как в других местах живут, рассказываю про вашу местность, то они не верят. У меня с ними постоянная ругань. Они меня и я их. Словом, работа у меня эти месяцы очень тяжелая…
Налоги у нас крестьяне тоже платят иначе чем у вас. Бедные совсем освобождаются, а остальные незначительно, кажется от 3-5 копеек с рубля дохода. Словом налог крестьянству не обременителен...
Главное, что побуждает (заставляет) переходить к другим формам обработки земли – это то, что современные машины выживают лошадей и волов и крестьяне единолично обрабатывающие свои «клинья» нищают или же обречены в скором будущем на обнищание, потому, что лошади не в состоянии обрабатывать столько, сколько обрабатывают машины. А, кроме того политика Советской власти ведет к тому, что бы построить крупные сельские хозяйства. И поэтому, можете быть уверенны, что и у вас и везде когда-нибудь так будет, потому что другого выхода нет»
В письме от 2.9. 1930 автор говорит об идеологии атеизма. Политика советского государства была нацелена на полное разрушение института церкви. Новому обществу был нужен человек, не обременённый христианскими ценностями, готовый вести бескомпромиссную борьбу против, указанных партией «врагов народа», не задумываясь при этом, что это мог быть близкий родственник, коллега по работе и т.д. Культивируется жестокость, безропотное подчинение, доносительство. Всё это не укладывается в традиции христианства. Поэтому разрушаются церкви, уничтожаются священнослужители. Идеологический вакуум заполняется простыми и доступными лозунгами. «У нас почти никто в городе и редко в деревне когда женятся идут в церковь. Идут в сельский совет или отделение милиции расписываются, а просто сойдутся и живут. Вам это покажется на первое время очень удивительно и даже страшно, а некоторые скажут, что все равно как скотина. А я вам должен сказать, что ничего от церковного брака нет кроме как старых привычек, которые требуются для темных людей, чтобы они чего-то боялись, а чего именно, то они и сами не знают. А разводятся тоже очень просто. Если я не хочу дальше жить со своей женой, то я могу просто уйти и больше ничего. Но если я вздумаю жениться с другой, то должен непременно написать заявление о разводе с первой в отделении милиции или сельсовете. Развод дается бесспорно, то есть в независимости от согласия другой стороны. И, несмотря на такой порядок, у нас разводов не больше чем в других странах, где венчаются с Богом и ставят всякие рогатки к разводу.
«Я после многих ответственных работ, занимаю должность техника при постройке большого завода. Несколько слов о работе. У нас почти нет безработных. Не работают те, кто не хочет...
Письмо от 27 октября 1931. На конверте из хорошей немецкой бумаги марки с изображением Людендорфа. Штемпель отправления - Берлин. Внутри черная калька, вероятно, для того, чтобы письмо невозможно было прочитать, просветив. Разгар индустриализации. Алексей Иванович Горидовец, как специалист знающий производство и языки направляется на Запад с целью приобретения оборудования для строящихся заводов. Новый этап в партийной биографии. «Руководство партии делает ставку на одну категорию кадров - «партийных работников». Именно им могли поручить различные должности: директоров заводов, руководителей профсоюзных организаций, дипломатов, министерских и военных чинов, в любое время отзывать их, перебрасывать на другие участки работы, в другие местности. Поэтому для «партийных работников» не имело значения образование как таковое, особенно специальная подготовка в определенной отрасли профессиональной деятельности. Старые дореволюционные кадры еще сохраняли в учреждениях определенный уровень профессионализма, как по образованию, так и по опыту работы»4 «Сообщаю, что я с женой и сыном в начале сентября выехал из Москвы в Америку. По дороге остановился по некоторым делам в Берлине. Там получил распоряжение из Москвы в Америку не ехать, а остаться на постоянной работе в Берлине. Эта постоянная работа у нас называется, когда посылают на продолжительное время, то есть на год, два или больше. Мне часто приходится разъезжать по Германии, и может случиться, что поеду в Англию или Францию. Моя работа заключается главным образом в закупке разного рода машин для Советского правительства. Наша страна покупает очень много разных машин в разных странах. Главным образом в Германии.
Я читал в газетах, что в вашей местности очень многие переходят границу в Советскую Россию, и что было очень много убито при переходе границы и ранено, а также арестовано. В числе убитых были и солдаты, потому что люди оказывали сопротивление. Написали об этом Немецкие и Английские газеты».
Письмо от 1.12.1939 БССР, Вилейская область, почтовое отделение Мядель, деревня Моховичи. 17 сентября 1939 года после вручения ноты польскому послу В Москве, Красная армия перешла границу с Польшей и «взяла под свою защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии» На территории бывшей Западной Белоруссии в начале декабря 1939 года было ликвидировано прежнее административное деление и образовано пять областей – Барановичская, Брестская, Вилейская, Пинская и Белостокская. « То, что вы мои письма получили спустя два месяца показывает на сколько ваша деревня находится в глухом месте, а потому и не удивительно, что и наша Красная армия не смотря на то , что вы « устроили Браму у весцы з квят, вывесили чырвоны сцяг, а она не проходила через вашу деревню. Напиши, как у вас встретили новую власть. Я вам со всей силой рекомендую, не поддаваться таким вражеским голосам и решительно ведите борьбу с такими врагами.
Я белорус. Языка не знаю, но мне кажется, что ты им хорошо владеешь. Где ему учился?»
Письмо от 9.5 1940. «Ты пишешь, что крестьяне уже разделились на большинство и меньшинство и что некоторые уже подготовились к вступлению в колхоз путем убоя или продажи скота. Это значит, что враги Советской власти там у Вас действуют, а те которые убивают скот сознательно идут за ними. Настоятельно рекомендую не поступать так, а как честный Советский гражданин сохраните все и вступайте в колхоз немедленно. Я думаю, что это тяжело для вас. Но старому нужно положить конец, придется пройти через некоторые трудности».
Письмо от 13.4.41 г. «Мы живем в такое время, и в такой международной обстановке, что нужно работать лучше чем вчера, но и работать так, чтобы примером своей хорошей работы тянуть и других за собой , чтобы и они работали хорошо. Я великолепно знаю, насколько это тяжело переломить в себе мелкособственнический дух мелкого буржуа. С ним ты должен вести самую отчаянную борьбу. Ты пишешь, что стали меньше на демонстрациях аплодировать, чем это было раньше в 1939 г. просто объясняется тем, что дух мелкого собственника, дух буржуа еще крепко сидит у крестьянина.
Ты хочешь знать чем я занимаюсь. Я работаю на заводе, где изготавливают станки. Жена моя тоже работает на другом заводе. Сын наш в прошлом году окончил школу и уехал в Ленинград в Артиллерийское училище где должен проучится 3 года и выйти старшим лейтенантом».
Последнее письмо написано женой нашего героя. Датировано 10.12.1946г. « Я так и подумала, что ты больше писать не будешь, и вообще кому я теперь нужна, после того как не стало у меня моей семьи. Ты просишь, чтобы я тебе сообщила о дяде Алексее и сыне Владимире. Дядя Алексей ушел через ополчение на защиту Родины 5.7.1941 года и последнее письмо я получила от него 9.11.41 года, извещений о его смерти я не получала, но и вестей тоже никаких нет. Я подала недавно на его розыски, но ответа пока нет. Сын Владимир погиб на фронте, возле Либавы 27.1.45 года, на него мне прислали извешение, и также прислал письмо его товарищ, который видел все. И так я осталась одна. .Ты спрашиваешь – может быть я вышла замуж. Нет, Хвядос! Замуж после 24 летнего замужества, имея такую семью, как имела я, никогда не выйду, хотя женихи были и очень хорошие. Такую семью как была у меня , я себе не создам, а другой семьи мне не надо. Я работаю на одном из заводов Москвы, правда, тяжело живется, но ничего не поделаешь, такая видно моя судьба.
Будь здоров, пиши, не забывай».
Трагедия, людей беззаветно преданных делу служения идеи в том, что идея никогда не станет реальностью. То, что создавалось миллионами, в одночасье стало собственностью десятков. На смену одним лозунгам пришли другие. Люди, которые положили свои жизни, получили лишь жалкие подачки от государства. Но в любом случае это были люди своей эпохи. Сильные духом, истинные патриоты. Мне кажется, что сегодня нам не хватает беззаветного служения Родине, чести, совести и веры. Именно на этом фундаменте еще возможно построить здоровое общество.
Материал будет доработан автором.
Свидетельство о публикации №210082001082
Экскурсовод, молодая дама, научный сотрудник института истории НАН Беларуси назвала Великую октябрьскую социалистическую революцию "переворотом", после которого из усадьбы пропала мебель.
Видимо нашей белорусской кто то науке основательно промыл мозги.
Если так как наши "историки" сегодня трактуют исторический процесс, пойдет и дальше, то мы скатимся даже не к феодализму, а куда подальше...
Андрей Бухаров 17.03.2021 21:09 Заявить о нарушении