Записи мыслей по разным поводам
Давайте не будем сносить памятники!
Ведь любой памятник – это веха истории, это возможность изучать историю. Очень жаль, что мало памятников, у которых есть поясняющая надпись. Я бы обязательно восполнила этот пробел. Ещё я бы оставила место на памятной доске для того, чтобы последующие поколения могли сделать свои коментарии к памятнику по мере пересмотра общественного отношения к увековеченному в скульптуре человеку или событию. Тогда памятники станут действительно отвечать своему названию по смыслу. Они станут исторической памятью общества, скульптурной памятью. В крайнем случае, памятник можно переместить, если этого требует развитие города, но только не сносить. Если принять законодательно решение «сносить нельзя», то никогда не будет бесплодных дискуссий «сносить или оставить?».
Давайте не воздвигать памятников живущим!
Не имеет значение, какой деятельностью занимается этот живущий.
Я задумалась над проблемой сноса памятников именно в тот момент, когда стала свидетелем сноса памятника Ленину в Риге. Да, действительно этих Лениных такое множество. Но это факт истории, это так красноречиво говорит об эпохе, о людях, об условиях существования 1\6 части суши земного шара, о навязанной идеологии и культуре, о том, как безропотно, а то и радостно, принимали некоторые власть поддерживающие эту идеологию и устанавливали памятники-монстры.
Нет, пусть стоят и эти истуканы в назидание потомкам. У литовцев была идея создать музей памятников Ленину и свезти туда всех Лениных Литвы. Вот это был бы Ленин-град!
2. Зависть.
Не знаю, есть ли люди, которых никогда не посещала зависть. Для того, чтобы рассуждать на какую-то тему, сначала необходимо чётко определить предмет рассуждения. С.И.Ожегов в «Словаре русского языка» определяет зависть, как чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого. А мне кажется, что это самое чувтсво досады появляется у людей не только от чужого благополучия и успехов, а гораздо чаще. Поэтому у меня есть более простое определение, которое, по-моему, годится на все случаи.
Зависть – это чувство, которое возникает от мысли «у Х есть, а у меня нет, и я тоже хочу» или « у Х есть то, что непременно нужно мне».
«Я тоже хочу» может означать, что я согласен на такое же.
«То, что непременно нужно мне» может означать, что я готов присвоить это. Присвоение – это грех против библейской заповеди «не желай дома ближнего твоего, не желай жены его, ни раба его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего». Но если возжелавший не собирается присваивать себе ничего из принадлежащего ближнему, но хочет иметь то же, а иногда и лучше того, грех ли это? Мне кажется, что это не только не грех, но может в некоторых случаях оказать вполне положительное воздействие.
Положительное воздействие зависти возникает, если человек способен рассуждать и найти правильный ответ, у кого есть и почему есть, и почему нет у меня.
Решение этих вопросов способствует развитию личности, развитию карьеры, поддержанию физической, спортивной формы и внешнего вида.
Если же человек не способен задать себе эти вопросы и найти правильный ответ, у него начинаются муки зависти или пессимизма (мир несправедлив и мне его не исправить). Муки зависти, вот это уже - порок. Так же, как и пессимизм. А порок ведёт к деградации личности, упущению карьеры, потере здоровья, к интригам и даже к преступлению.
Всё зависит от личности, испытывающей зависть, и отношения этой личности к предмету зависти.
Если у человека нет мук зависти и отношение к Х положительное, то зависть остаётся просто, как констатация факта, или имеет положительное воздействие.
Если у человека отношение к Х отрицательное, то тогда возможно отрицательное воздействие зависти.
Чувтсвительный человек со строгими моральными принципами при отрицательном воздействии зависти чаще всего теряет здоровье.
Если человек паталогически завистлив, то это чувство или сжигает его или заставляет «идти по трупам». Не дай Бог, иметь такого человека в своём окружении и вызвать у него зависть.
3. Прощение.
Говорят, простить значит понять. А я с этим не согласна. Можно простить, не поняв. А можно поняв, не простить.
Нельзя ни понять, ни простить жестокости, расчётливого убийства, издевательства, особенно над детьми.
Кого мы прощаем, не поняв? Своих детей? Родителей? Друзей?
Кого мы не прощаем даже, если поняли причину поступка? Если считаем, что причина и поступок не соизмеримы? Если последствия поступка непреодолимы?
Что значит простить, не иметь претензий?
4. Гордыня.
Какой сложный этот богатейший своими оттенками русский язык. Гордость и гордыня, одно ли это понятие по смыслу, синонимы ли это? Ожегов называет гордыню непомерной гордостью и указывает, что это слово устаревшее.
А я считаю, что это два разных по смыслу слова.
Гордость, по-моему, обязательно чем-то вызвана. Гордиться можно достижениями, успехами, способностями (своими или чужими), родителями, детьми, друзьями и ещё много чем.
Гордыня же – это свойство характера, брать на себя большую ответственность, требовать от себя больше, чем от других, умалять свои достижения, успехи и способности. Это свойство характера, непозволяющее пользоваться помощью, требующее поисков выхода из затруднительных положений самостоятельно. Казалось бы, прекрасное качество, но оно может привести человека, охваченного гордыней, в тупик, к полному унынию.
Во Фразеологическом словаре русского языка нашла вдруг то, что давно искала и не могла найти в Библии, перечисление семи смертных грехов:
1. зависть
2. скупость
3. блуд
4. объедение
5. гордость
6. уныние
7. гнев
Как видно, в этом списке есть и гордость (а, по-моему, здесь уместнее гордыня) и уныние. И зависть, которая была тоже поводом моих письменных размышлений.
Страшный вывод: я во власти 6 смертных грехов из 7. Я ещё только не блудила. И теперь, наверное, могу только поблудить (в смысле, поблуждать) по лесу. Хотя заблудиться могу, выходя из магазина. Выходя из мало знакомого магазина, никогда не знаю, в какую мне сторону.
Свидетельство о публикации №210082001141