Судьба

                Напрасны страх, тоска и ропот,
                когда судьба влечет во тьму;
                в беде всегда есть новый опыт,
                полезный духу и уму.
                ГУБЕРМАН Гарик
 
Море. Море помнит всё. Его недра до сих тор хранят следы тех великих сражений, где честь и предательство сливались воедино. Где те немногие отчаявшиеся и гонимые всеми люди, смогли сохранить остатки достоинства и восстали против нападок жестокой и алчной Испании. Это было время рыцарей и негодяев, это было время флибустьеров…      
Шли последние дни октября 1720 года. Английский сорока четырёх пушечный фрегат «Императрица» обогнул мыс Негрил. Капитан корабля граф Эдмон де Валь-Тер, француз по отцу и англичанин по матери, стоял на носу фрегата в форме офицера королевского флота, вдыхая солёный воздух. На его поясе висела длинная шпага, подаренная ему губернатором Порт-Рояла за успехи в борьбе с пиратством. Эдмон всегда гордился своим мундиром и всячески доказывал, что достоин его:
- Корабль на горизонте!- с мачты крикнул матрос.
Де Валь-Тер снял с пояса подзорную трубу и посмотрел на корабль:
Чёрный тридцати пяти пушечный фрегат дрейфовал недалеко от берега. Зоркий глаз Эдмона разглядел внушительную трещину в его фок-мачте. На корме золотыми буквами было написано «Морской дьявол», а на грот-мачте развивался пиратский флаг.
«Ну и ну, пиратский корабль у берегов Ямайки! Они видно совсем обнаглели. Вот непутевые! Флаг хотя бы сменили! - усмехнулся Эдмон.
Увлечённый своими размышлениями де Валь-Тер не заметил, как к нему подошёл его лейтенант Джеймс Хоринс - высокий худощавый англичанин с длинными руками и желтоватым лицом. Он всегда был рядом с Эдмоном и тот полностью доверял ему, считая своим другом:
- Скорее всего, его загнал к нам сюда недавний шторм, - предположил лейтенант.
- Это та да. Вот взгляни! Это пиратское судно, - сказал де Валь-Тер, протягивая ему подзорную трубу.
Хоринс принял трубу и несколько секунд разглядывал корабль, а затем спросил:
- Пушки к бою?
- Определённо, - улыбнулся Эдмон, и лейтенант ушёл отдавать распоряжения.
«Интересно кто же командует этим кораблём»,- подумал де Валь-Тер, возвращая трубу на пояс,- Определённо удачный день!» 
И он направился к штурвалу, потирая ладони ещё даже не догадываясь, что этот день изменит всю его судьбу.
  Тем временем, когда на «Императрице» полным ходом шла подготовка к бою на «Морском дьяволе» царил полный хаос. Пострадавшая от шторма команда теперь едва могла насчитать сто человек. Оставшиеся матросы выкидывали за борт погибших товарищей и осколки реи разбитой фок-мачты. Капитан корабля храбрый корсар Рене Барт стоял на квартердеке, рассматривая готовящейся к бою английский фрегат.
  « Дьявол!- про себя выругался Барт,- Я забыл сменить, чёртов флаг. Теперь эта ошибка будет стоить нам жизни. Ну что ж мы всё равно не сдадимся без боя.
- Пушки к бою!- приказал Барт, и его команда зашевелилась ещё быстрее.
Начался бой. Барт прекрасно понимал, что у него только один залп, а дальше будь что будет. Однако и де Валь-Тер это понимал и поэтому «Императрица» сделала поворот в оверштаг, дав залп из носовых орудий. Ядра попали на пушечную палубу «Морского дьявола», выведя из строя несколько орудий. На что Барт громко выругался и наслал на голову капитана «Императрицы» все проклятья, какие только знал.
-Зарядить картечью,- крикнул Эдмон канонирам. 
Затем, убрав несколько парусов, де Валь-Тер пошёл на «Морского дьявола», готовясь дать убийственный бортовой залп. Тут нервы у корсаров не выдержали, и они в пустую, разрядили пушки левого борта, проделав только небольшую дыру в баке «Императрицы». Барту словно дали под дых. Покрасневший от злости он прокричал канонирам:
- Да я вам всем уши поотрубаю, - затем повернулся к сторожевому фрегату,- Ну давай возьми меня, если сможешь!
Он громко рассмеялся, выхватывая пистолеты. На это заявление « Императрица» развернулась и дала бортовой залп. Большая часть экипажа, находившаяся на палубе, погибла на месте. Сам Барт чудом избежал смерти, укрывшись за бортом. Затем, де Валь-Тер резко повернув штурвал, протаранил фальшборт «Морского дьявола». Солдаты Эдмона дали мушкетный залп и на время палуба пиратского судна скрылась в пороховой завесе. Сам де Валь-Тер из пистолета снёс шляпу с головы капитана корсаров, на что тот поклялся, что оторвёт ему голову. Но когда дым рассеялся, остатки корсаров кинулись просто в самоубийственную атаку, желая теперь только одного – подороже продать свою жизнь. Барт и де Валь-Тер скрестили шпаги. Они оба имели абсолютно равные шансы на победу. Оба одинаково хорошо владели оружием, но Рене невольно зауважал ум и силу этого молодого человека, так же как и Эдмон проникся уважением к его храбрости и не сокрушимой воле. Но вскоре сопротивление корсаров было сломлено и обезоруженного де Валь-Тером Барта окружили десятки сабель и поэтому, не видя смысла сопротивляться Рене, сдался в плен. Посадив в трюм Барта и двадцать выживших корсаров, де Валь-Тер послал на борт «Морского дьявола» призовую команду численностью в пятьдесят человек, а сам отправился к себе в каюту. Рассчитав, что до Порт - Рояля чуть больше суток пути.
Около часа Эдмон заполнял судовой журнал, а затем, решив, что настало время для беседы с капитаном Бартом, спустился в трюм. Матрос, стороживший корсаров чуть завидев де Валь-Тера, вытянулся по стойке «смирно» и, подчиняясь немому приказу Эдмона, открыл дверь. И снова Рене поразил де Валь-Тера. Даже закованный в кандалы он не терял чувства собственного достоинства. Только теперь Эдмон смог как следует его разглядеть:               
На вид ему было лет тридцать. С черными аккуратно причесанными волосами и карими глазами. Некогда хорошая рубашка тетерь была порвана. Но даже всё это не могло уменьшить того достоинства с каким он держался. 
- Моё имя Эдмон де Валь-Тер. А ваше? – наконец спросил де Валь-Тер
- Рене Барт. Приятно познакомиться, - спокойно ответил Барт, лениво потягиваясь,- Пришли посмотреть на живого мертвеца,- он рассмеялся,- Ну что же вот тан я!
- Вы меня не так поняли мсье Барт,- улыбнулся Эдмон,- Я пришёл, чтобы спросить, нет ли у нас желания, которое я мог бы для вас выполнить? 
Мысленно де Валь-Тер уже приготовился услышать типичный для пиратов ответ: «Отпусти меня», но всё равно этого вопроса требовала его совесть и доброе сердце. 
Подумав несколько минут Барт сказал:
- Есть одно желание, но мне бы не хотелось подвергать вашу жизнь смертельной опасности из-за живого трупа.
- И что же это за желание?- настаивал Эдмон.
- Мне бы хотелось провести эту ночь у себя в каюте на «Морском дьяволе»,- ответил Рене.
Немного подумав де Валь-Тер, взвесил все за и против, а затем решил:
- Ждите меня в полночь,- бросил Эдмон уходя.         
Весь остаток дня де Валь-Тер провёл на «Морском дьяволе», а в назначенное время выполнил просьбу Барта, причём тот не сказал Эдмону ни слова. Он просто взял два стакана и, наполнив их ромом, протянул один де Валь-Теру. Тот с благодарностью принял его и быстро усушив, оставил Барта наедине с его воспоминаниями.
В полдень «Императрица» бросила якорь в гавани Порт-Рояля. Отправив Хоринса сопровождать пленников, Эдмон стал дожидаться его на борту «Императрицы». Он вернулся через полчаса вместе с комендантом форта. Де Валь-Тер встретил их на шкафуте с широкой улыбкой на лице:
- Добрый день мистер…- начал Эдмон.
- Вы арестованы капитан! Попрошу вашу шпагу!- прочеканил комендант.
Де Валь-Тер вдруг почувствовал, что у него земля уходит из-под ног:
- В чём меня обвиняют?- хрипло спросил Эдмон
- В государственной измене и пособничестве пирату,- с призрением ответил комендант.
-Это недоразумение!- воскликнул де Валь-Тер, отдавая шпагу, он умоляюще взглянул на своего лейтенанта- Скажи же им Джеймс!
Хоринс довольно усмехнулся, а затем грозно сказал:
- Нет, Эдмон!
Он взял кандалы и, подойдя к Эдмону, посмотрел на его бледное лицо:
- Ты даже представить себе не можешь, как давно я мечтал об этом,- прошептал Джеймс, заковывая руки Эдмона.
- Ах, ты…- Взвыл де Валь-Тер и подался вперёд, желая задушить предателя собственными руками, но его остановил пистолет, который Хоринс держал в руках.
- Прошу тебя дай мне повод пристрелить тебя как собаку. И кстати можешь поздравить меня с повышением.
- Пошёл к чёрту!
- Можете уводить его.   
      Через несколько минут Эдмона бросили в тюремную камеру. В это поистине ужасное место. Сырые каменные стены, по которым во время дождя стекала вода, наверное, никогда не просыхающие лужи, особенно в углах, мокрый пол, спёртый воздух и ни единого просвета и ни какой надежды на спасение…
        Что можно было делать в этих стенах двум совершенно незнакомым людям, более того, двум врагам? Только лишь вспоминать прошлое, о будущем же думать уже не приходилось. Де Валь-Тер и Рене Барт разошлись в разные углы камеры и, облокотившись на сырую стену ( садится на этот грязный вонючий пол было ниже их достоинства, и это единственное, что объединяло их в данную минуту), каждый задумался о своём.
         Эдмон стоял и вспоминал свой родной дом, друзей – всё то, что было ему так дорого и что сейчас казалось таким далёким. Перед глазами его проплывали парки, аллеи, дворцы, запахи свежескошенной травы у отцовских прудов и тончайший аромат маминых роз … Всё это слилось сейчас для де Валь-Тера в единое целое. Он не думал о смерти как таковой и не боялся её, но он понимал, что ему больше не суждено увидеть  всё то, что он любил и ради чего жил, всех тех дорогих ему людей, ради которых он бы отдал,  не задумываясь, свою жизнь, и это наводило на Эдмона ужас.
      - Вот и всё, - думал он про себя. Всё то, что я делал, что успел в своей жизни, оказалось напрасным. Напрасным… Из-за одного мерзавца я заканчиваю свой, такой по сути короткий путь, здесь, в этих мерзких стенах, как последний разбойник. А тот, кто предал и подставил меня, будет жить и ходить по этой земле. Справедливо ли это? Конечно, нет. Будет ли он когда-нибудь наказан? Да вряд ли. Если только небесная кара не настигнет его, вот только я об этом уже не узнаю, если только на том свете нет жизни.
Нет, наказать его должен я. Я! Я! Я!
       Последняя фраза вырвалась из уст де Валь-Тера и прозвучала так громко, что по всей тюрьме пронеслось гулкое эхо. Реакция последовала незамедлительно, но не стороны Барта, как хотелось бы Эдмону, а со стороны стражника, который охранял вход в тюрьму и до которого донеслись эти крики. Через минуту он уже был в камере.
      -Что здесь происходит? Вы решили сократить срок своей жизни на несколько часов? Я это легко устрою, - сказал он, обнажая шпагу.
        Оба пленных молчали.
      - То-то,- самодовольно сказал стражник и вышел прочь, громко хлопнув тяжёлой дверью и вновь заперев Эдмона и Рене на несколько замков.
         Всё вновь стихло. Лишь редкие дождевые капли стекали на каменный и без того пропитанный влагой пол камеры, где сидели де Валь-Тер и Барт.
      - Кажется, на улице дождь,- тихо сказал Эдмон в попытке как-то завязать беседу.
        Но Барт молчал. И это ещё больше разозлило его. В его голове зародилась твёрдая мысль о побеге, а для этого ему нужна была помощь Барта, который, в свою очередь, похоже не очень-то хотел даже просто обмолвится с де Валь-Тером парой фраз. Вот и на это, казалось бы, ни к чему не обязывающее высказывание Эдмона он ответил лишь глубоким вздохом то ли презрения, то ли разочарования.
       - Может, хватит изображать из себя кокетливую барышню, - тихо, но очень грозно сказал де Валь-Тер.
         И вновь молчание.
       - Ты что, разучился говорить? – уже громче продолжил Эдмон. В душе у него всё кипело. Смертный час приближался, а Рене Барт вёл себя так, как будто к нему это не имело ни малейшего отношения.
       - Просто я не принимаю эти слова на свой счёт, - хладнокровно ответил пират.
       - Однако ведёшь ты себя именно так.
       - Как?
       - Я уже говорил, - зло огрызнулся Эдмон.
       - Ну, во-первых, с каких пор мы перешли на «ты»? А во-вторых, что я должен делать? Плакать? Стонать или молить о пощаде? Что!?
       - Я отвечу вам (Эдмон намеренно выделил это слово) на оба вопроса. То, как я обращаюсь к вам (и вновь возрастающая интонация) не имеет сейчас никакого значения. Мы в таком положении, что обращать внимание на такие мелочи глупо и не нужно это совсем. Что же касается второго вопроса… Тут всё просто.
        - Любопытно, - сказал Барт.
        -  Мы сейчас в абсолютно одинаковом положении. Завтра нас ожидает казнь. Я думаю, Рене, вы не очень жаждете этого?
        - Я, что, похож на сумасшедшего? – ответил вопросом на вопрос Барт.
        - Отнюдь. Поэтому я хочу предложить вам побег, - сказал де Валь-Тер с надеждой в голосе.
        - Вы сошли с ума.
        - А что мы теряем? Даже если нам это не удастся, всё равно умирать. Так почему же не попробовать вырвать свои жизни из когтистых лап смерти?
        - Я ненавижу вас, де Валь-Тер,- сказал Барт, делая ударение на каждом слове.-  Но вы правы. Только учтите: даже если удача улыбнётся нам, один из нас всё равно умрёт.
        - Я, кажется, догадываюсь: вы предлагаете мне дуэль.
        - Да.
        - Ну что ж, по крайней мере, она будет проходить на свободе. А сейчас забудем нашу вражду и разработаем план. Вот что я предлагаю: вы зовёте стражника, а я прячусь за дверью, и, как только он войдёт, я наброшусь на него сзади и задушу. Затем я кину вам его пистолет, которым вы убьёте второго, а дальше переоденемся в их одежды и… Будь что будет.
        -Дьявол! Да вы с ума сошли, но я согласен!
        И немного помедлив, Рене заорал: «Помогите!»
        На эти крики в камеру вбежал всё тот же стражник с воплями: «Вам, что, жить надоело». И тут всё оборвалось. «Стальные клещи» обхватили горло стражника и сдавливали его, пока несчастный не обмяк. В следующую секунду Эдмон кинул Барту его пистолет и тот убил второго прямым выстрелом в голову. Де Валь-Тер взял шпагу  и пронзил ею прибежавшего на крик третьего стражника. Затем Эдмон и Рене переоделись в их одежды, а трупы затащили в камеру, закрыв её на оба замка. Барт плюнул на пол и сказал недовольным голосом: «В этих тряпках я похож на индюка». Костюм был ему явно маловат. Де Валь-Тер повернулся к нему и сказал:
-Нужно устроить общий побег и сказать, чтобы те, кому удастся выжить, бежали на «Морской дьявол»!
        Через полчаса побережье Порт-Ройала напоминало людское море. Выбежавшие  на выстрелы горожане, словно стадо баранов путались у солдат под ногами, не давая, приблизится к пиратам. Повсюду слышались выстрелы и отборная ругань  Некоторые заключённые (их было около 50), в числе которых были и пираты, захваченные в плен вместе с Бартом, уже поднимались на борт «Морского дьявола» в формах английских солдат, снятых с убитых во время побега многочисленных стражников. На судне их ждал сюрприз: их встретил Питер, штурман де Валь-Тера и ещё 60 человек из его команды.
           - Что всё это значит? – недоумённо воскликнул Эдмон
           - Это те люди, которые узнав о подлом поступке Хоринса, пожелали остаться с вами до конца, - с улыбкой на лице ответил Питер.
            - Что это всё значит, де Валь-Тер? – крикнул Барт, обнажая шпагу.
            -Успокойтесь, Рене,- спокойным голосом сказал Эдмон, но  в его голосе звучали металлические нотки непоколебимой решимости поскорее убраться отсюда.
             -Вон они, - послышались вдалеке крики Хоринса, бегущего впереди целого гарнизона. – Ты труп, де Валь-Тер! Труп!
             Но было уже слишком поздно: «Морской дьявол» на всех парусах отплывал от берега, покидая эту проклятую землю.
«Клянусь Богом! Я отомщу тебе Джеймс Хоринс!»- подумал Эдмон, смотря на удаляющийся берег. Затем обернулся и увидел приближающегося к нему Рене Барта.
    - Я к вашим услугам, мсье, - улыбнувшись, сказал де Валь-Тер  Барту
    - Отлично! Ведь у нас впереди долгий и опасный путь, - ответил Барт, тем самым как бы извиняясь перед Эдмоном за своё грубое поведение в камере. – Идём на Эспаньолу. У меня там база.
     - Прекрасно! Питер,- обратился де Валь-Тер к своему штурману, - Курс - Эспаньола!
     Это было началом новой страницы в истории «Морского дьявола» и двух теперь его капитанов…


Рецензии
Хорошо написано, сюжет довольно интересный ,но признаюсь эта тема не совсем для меня. Ну сами понимаете: морские бои, пираты и благородные капитаны интересны скорее мальчикам.
И всё же я прочла, поэтому кое-что скажу. Я не совсем поняла из-за чего посадили Эдмона. По какой причине?

И еще, сюжет напомнил мне книгу "Грабители морей" - потрясающая и единственная книга о приключениях на море, которую я с удовольствием прочла до конца. Вы не читали?

Фати Тагиева   08.01.2011 20:26     Заявить о нарушении
К своему великому стыду не читал. Однако если вам нравится фантастика, почитайте мои "Дары титанов" может вам и понравится.

Валентин Белоусов   09.01.2011 13:49   Заявить о нарушении