ГАСК Шайлоо под прицелом НПО
Среди наиболее существенных поправок и предложений, принятие которых способствовало бы значительному сокращению нарушений избирательного права являются следующие пункты. Это прекращение практики внесения изменений и дополнений в избирательное законодательство незадолго или во время выборов. Реформирование ГАСК «Шайлоо», чтобы оно не давало сбои технического или, возможно, даже умышленного характера с целью корректировки данных, как это наблюдалось в день референдума. Сделать открытым и прозрачным процесс изготовления, распределения и передачи избирательных бюллетене на избирательные участки. Обязать избирательные комиссии изготавливать и выдавать заполненные в соответствии с Кодексом о выборах протоколы об итогах голосования всем наблюдателям. Законодательно закрепить, что акты о нарушениях, подписанные не менее 5 наблюдателями от разных партий являются достаточным доказательством имевшего места нарушения.
Особый упор лидеры неправительственного сектора сделали на проведение широкой информационной кампании среди избирателей всех регионов Кыргызстана – перед выборами, по время выборов и после них.
-Самое важное сегодня, - сказала руководитель международной общественной организации Алтынай Арстанбекова, - чтобы общественность как можно глубже и подробнее вникала в избирательные процессы, и тогда даже из допущенных просчетов и ошибок будут извлечены полезные уроки на будущее. Несмотря на то, что выборы, проходящие во многих республиках на постсоветском пространстве, страдают отсутствием должного уровня прозрачности и везде наблюдаются факты манипуляций и вмешательства со стороны государственных органов, выборы по партийным спискам в Жогорку Кенеш Кыргызстана, которые состоятся 10 октября этого года, обещают быть не только весьма горячими и интересными, но и могут знаменовать собой
новый шаг в избирательном процессе всего региона. Существует большая вероятность, что мы станет свидетелями относительно честной конкуренции между разными партиями за голоса избирателей. Сами партии не допустят на этот раз вопиющих фактов подтасовок и приписок, однако общественность Кыргызстана также должна быть активно вовлеченной в этот процесс и тогда можно ожидать значительного прогресса в нашем избирательном праве и законодательстве и в развитии демократических процессов в стране.
Представители других общественных организаций также заявили о необходимости проведения независимого технического аудита государственной автоматизированной системы выборов «Шайлоо». Об этом они сообщили накануне на встрече с заместителем главы регионального центра ООН по превентивной дипломатии в Центральной Азии Федором Климчуком.
ЦИК не имеет ни одного документа по кодировке системы и в случае необходимости не сможет восстановить систему, которая разработана 10 лет назад уже не существующей российской компанией.
Cистема «Шайлоо» имеет законный статус, и ее роль в проведении голосования прописана в Кодексе о выборах КР, так что заменить эту программу или использовать новую в процессе выборов не получится.
В системе «Шайлоо» содержится информация, которая может быть использована в корыстных целях и махинациях. К примеру, списки избирателей. По результатам анализа IP-адресов, имеющих доступ к системе, выяснено, что не все они принадлежат ЦИК. Значит, кто-то еще имеет доступ к системе», - заключили представители гражданского сектора Кыргызстана.
Свидетельство о публикации №210082000294