Запах снега. Продолжение - 3

                РОДНЯ

          До этого, их родственные  связи поддерживались перепиской. Причем, все письма писала Валентина, заставляя мужа приписывать в конце хоть несколько слов от себя. Она же следила за тем, чтобы во время поздравить свекра, свекровь и Наталью с днем рожденья.

         Сама свекровь писала довольно часто, обращаясь к сыну, как к маленькому ребенку, что в душе удивляло Валентину. А Григорий, казалось, принимал это как должное.
- Ну, что ты хочешь, - снисходительно объяснял он сюсюканья матери. – Я для нее один из ее учеников, притом самый лучший…

          Роза Даниловна работала учительницей начальных классов. Получив университетский диплом, она, тем не менее, свой основной предмет в старших классах «не потянула», и, пройдя необходимую переподготовку, перешла к малышам.

         В молодости тешила себя надеждой, что это временно, что-то переменится, и она еще займется «своим делом». Но годы шли, и ничего не менялось. Ее собственные дети, Гришенька и Наташа, выросли, и надо было подумать об их будущем.

         Особые планы и надежды она возлагала на Гришу. Когда подошло время, с помощью родителей некоторых учеников устроила его в институт. Все годы, пока учился, тщательно следила, чтобы общался сын с кем надо, и девушки чтобы были под стать ему, институтские. Тут, правда, не все получалось. Григорий давно научился ускользать из-под материнской опеки, втихаря, занимаясь, какими-то делами. В общем, как-то умудрялся вести собственную жизнь, что очень беспокоило Розу Даниловну.

         Распределение в другой город она восприняла как отправку на войну, была уверена, что опасность будет подстерегать Гришеньку на каждом шагу, а она далеко, и никто не поможет. Одно утешало, -  ненадолго. Надеялась, что три года отработки пролетят быстро, и сын вновь вернется к ней под крыло.

         Скоропалительная, как считала она, женитьба сына, явилась  как гром среди ясного неба, сильно ее расстроила. Особенно огорчало то, что невеста оказалась «без роду, без племени», а ведь для ее сына нашлась бы более подходящая партия.  В том, что « какая-то девка»  окрутила ее сына, она не сомневалась. Еще не зная, невестки,  свекровь уже считала ее виновной в загубленной молодости и в том, что жизнь сына «не удалась».

         О своей собственной жизни Роза Даниловна задумываться не любила. Выйдя замуж по любви, Роза очень быстро поняла, что Арсений не тот человек, который должен быть ее спутником жизни.  Но гордость и упрямство не позволили ей сознаться в своей ошибке, как-то изменить судьбу. Она откровенно презирала слабого, безвольного мужа, который жил гостем в собственном доме. Все проблемы, как личные, так и их общие, семейные, она решала самостоятельно, не считая нужным советоваться с мужем.

           Арсений все чаще находил утешение в бутылке, опускаясь все ниже и ниже. Поначалу тщательно скрывая свою слабость от жены и окружающих, он,  в конце концов, дошел до крайности. Начал пить до и после работы, и, несмотря на то, что считался отличным механиком, из автосервиса его уволили. Все случилось после того, как из-за хмельной головы не смог как следует отрегулировать двигатель, и владелец машины едва не попал в аварию. Тут руководство и предложило ему подыскать другое, более «безопасное» место.

           Роза Даниловна  пыталась вернуть мужа к нормальной жизни, опять же с помощью знакомых устраивала в разные места. А потом, поняв, что все попытки впустую, просто махнула рукой. Арсений перебивался случайными заработками, а чаще просто не работал.
           Однажды Гриша увидел отца совершенно пьяным у вино-водочного магазина, в толпе собутыльников. Чуть не плача от стыда, задворками привел отца домой, поклявшись, что сам не будет пить никогда. А потом это стало привычным делом, и, преодолевая отвращение, он часто «доставлял» отца домой в невменяемом состоянии, моля Бога не встретить кого-нибудь из знакомых.
           После окончания школы, Григорий твердо решил уехать из дому, и все-таки, чтобы получить высшее образование, с которым так носилась мать,  учиться пришлось в родном городе. Там же можно было и распределиться. Но, это было уже слишком, и  он сам попросился «куда-нибудь подальше». Разумеется, мать этого не знала.  Григорий еле удержал ее от похода к ректору, убедив, что это все равно бесполезно,  ему еще хуже будет, в какое-нибудь село сошлют коровники строить. После этого Роза Даниловна приуныла и кляла всех подряд за то, что разлучили с Гришенькой.

         Едва уехал, от матери полетели слезные письма. Она упрашивала его приезжать, навещать, жаловалась на отца, что пить стал еще больше, а напившись, жаловался на загубленную жизнь.
          Сестра Наталья  вышла замуж и жила отдельно, в однокомнатной   квартире мужа, вместе со свекровью. Почему так получилось, Григорий легко мог себе представить, зная характер матери.
          А однажды, видно под настроение,  желая поделиться обидой на мать, Наталья сообщила брату все как есть. Прежде всего, зять, разумеется , был «не тот, кто нужен для жизни». На эту тему разговоры велись постоянно, потому что именно Роза Даниловна  поначалу пригласила молодых пожить у нее.

         Наталья согласилась,  других вариантов попросту  не было: квартирка у мужа была однокомнатная, да и жил он вместе с пожилой матерью, но быстро об этом пожалела.
        Пожалела, потому что поняла, что мать поселила   их с Василием у себя  неспроста.  Не сумев предотвратить свадьбы, она задалась целью все равно развести их в разные стороны. В зяте тещу раздражало все: как ест, как хлеб режет, как одевается, смеется. Сначала он пытался отделываться шутками на язвительные замечания тещи, но со временем помрачнел и замкнулся. И Наталья сама предложила куда-нибудь переехать.

         Свекровь пригласила временно пожить у нее, пока найдется квартира. В отличие от матери, она особого образования не имела и всю жизнь проработала няней в детском саду. Сына растила одна. Потеряв мужа на пятом году супружества, замуж больше не вышла.

          Мария Семеновна была уже на пенсии, но летом немного подрабатывала, торгуя в киоске «Союзпечать». На жизнь, по ее уверению, ей хватало. Когда женился единственный сын, она посчитала свой материнский долг исполненным, и стала ждать внуков. Невестка ей понравилась, впрочем, она бы одобрила любой выбор сына. А Наташа, это было видно, относится к Васе  внимательно, уважительно. И хозяйка, похоже, неплохая. Чего еще-то надо? Раз вместе живут, в мелочах сами разберутся…

          Молодых приняла без вопросов, отдав им комнату, а сама на ночь устраивалась на топчанчике в кухне, благо дом был улучшенной планировки, а кухня – большой.  Постепенно все трое так привыкли друг к другу, что молодые перестали что-либо искать, надеясь по очереди, от предприятия, где работал Василий,  получить собственное жилье.
 
          С рождением Бориски пришлось еще потесниться, но Мария Семеновна наотрез отказалась отпустить сына с невесткой в снятую по поводу пополнения семьи квартиру.
Аргументы у нее были веские, да и Наталья с сыном не особенно сопротивлялись.

- Ты все работаешь, часто в командировках, а ей с ребенком тяжело, - уговаривала она молодых. – Подрастет внук, тогда уходите…
          Василий работал шофером-дальнобойщиком. Его «КРАЗ» побывал с грузом в Магадане, Воркуте, Новосибирске, Одессе…Этот аккуратный, скромный и надежный парень мог выйти в любой, самый трудный рейс, выполнить любую работу. Он и с Натальей познакомился прямо на трассе, подобрав ее по дороге в город.

                ( продолжение следует )
          
               


Рецензии