Пинигин - а кто это?

               

Ноябрь, 2005г.

Перед сном пробежала глазами прессу. В «Комсомолке попалась интересная статья о белорусском театральном режиссёре Николае Пинигине.
Семь лет назад Н. Пинигин уволился из Купаловского театра и принял приглашение Кирилла Лаврова, возглавляющего БДТ в Санкт-Петербурге.

Журналист:  Семь лет – срок немалый. Вы сильно изменились?

                Н. Пинигин:  Конечно, для меня это были не простые годы. Уехать в сорок лет в другую страну, чужой город с такими мощными культурными традициями. Никто меня, естественно, там не ждал. Испытание сложное. Я во многом смирил свою гордыню, стал спокойнее ко всему относиться. Я теперь, как мне кажется, больше доверяю жизни, той программе, которая тащит тебя по жизни. Я, кстати, немного по-другому стал относиться к тому, что происходит здесь, в Беларуси.

Ж.  Ну и как она со стороны выглядит?

П.  В Минске чистые улицы, работает транспорт. Всё вылизано, вычищено. Это возможно только благодаря жесточайшей власти. В России – демократия, никто ничего не запрещает, говори, что хочешь, но абсолютный бардак при этом. В какой-то момент мне надоело об этом рассуждать.

Ж.  Говорят, одно только слово может убить человека. Питерская театральная критика столько слов в ваш адрес отпустила. Как вы живы?

П.  Это приучило меня не обращать внимания на критику. Треть репертуара – мои спектакли.

Ж.  Но из Беларуси вы уезжали режиссёром номер один…

П.  Питер особый город, очень жёсткий. Там процветает групповщина. Была задача убрать меня из города, но у них ничего не получилось. Питер – город, построенный на болоте, со всякими своими ужасами. Там любят какое-то нездоровье, червоточинку. Не зря у Пушкина в «Пиковой даме» есть такая тайная недоброжелательность.
Фоменко, которого выжили из города, чего уж про меня говорить, в спектакле «Пиковая дама» даже вывел персонаж – Тайная недоброжелательность.
Питер – город не для жизни. Даже Гоголь в Италию сбежал из Петербурга. Он не мог там жить. Вся эта дьявольщина, обречённость, внутреннее умирание.

Ж.  А моменты отчаяния: всё бросить, вернуться – были?

П.  Было часто. Но это мне было нужно. В Минске ко мне очень хорошо относились. Меня любили. А в Питере попал в ситуацию, когда до двух никто не считал.

Ж.  Но круг общения у вас появился?

П.  Практически, никакого.

Ж.  Это одиночество?

П.  Нет: есть работа, дом, семья. В БДТ никто ни с кем не дружит, там работают. В Минске ещё дружат, потому что нет таких сумм, которые витают там. Есть люди, которым не важно, где жить и работать. Такой американский вариант. А есть те, для которых это важно. Я, находясь вне Беларуси долгое время, понял, что эта земля давала мне силы. Я не могу высказать всё, что про неё чувствую. Это родное. Это то, о чём «Сымон-музыка», о невидимом, не проявленном мире.
Вообще есть два отношения к жизни. Некий анализ того, что происходит – это такая западная традиция. И восточная – восторг, созерцание и ощущение Божественности происходящего. Это такое белорусское язычество. Мне казалось, что это будет интересно. Для меня обращение к «Сымону-музыке» - в какой-то степени способ отдать долги.
Западная идеология очень разрушительна: люди перестали слышать тонкие вибрации. Потому что цель зарабатывать много денег, чтобы в старости купить дорогие лекарства, мне кажется сомнительной. Я вообще сейчас востоком увлёкся – не теорией или религией, а каким-то мироощущением. Это совпадает с тем, что есть у Сымона. Плюс, конечно, это путь художника. У Сымона есть инструмент, есть возможность что-то ыразить. А дальше начинаются какие-то соблазны – деньги, когда Сымон лабает в кабаке, и его потом от этого тошнит.

Ж.  Приглашение в БДТ для вас было таким соблазном?

П.  В какой-то степени, да.

Дочитав до конца статью о Пинигине, поняла, что сей режиссёр меня заинтересовал как личность, и в первую очередь, как личность творческая. Сразу захотелось пойти на его спектакли. А ведь я до сих пор ни на одном из его спектаклей не была, только от многих слышала о нём восхищённые отзывы.
Моё мнение: Питер такой, какой он есть, и люди там живут такие же, как в любой другой точке планеты. Просто судьба, назовём это так, подкинула Пинигину, как личности творческой, интересной, вот такое испытание: остаться творцом в полной изоляции окружавших его людей; или испытание славой и деньгами. Скорее всего: испытание золотым тельцом. Не зря же, вернувшись в Минск, обратился именно к поэме Якуба Колоса «Сымон-музыкка».
К этому надо было придти через семь лет проживания и работы в Питере! 


Рецензии
Интересное интервью. В наших газетах не пишут о том, что в Белоруссии порядок. Возможно, и нам нужна тирания власти?

Вячеслав Вячеславов   28.06.2012 14:55     Заявить о нарушении
ВЯЧЕСЛАВ, ВАС КТО-ТО ЗДОРОВО ОБМАНУЛ. Как же умеют у нас обработать наивное наше население наши СМИ! Нет в Белоруссии тирании власти. Пинигин это очень хорошо объяснил. Жаль, что Вы ничего не поняли. Я бывала в Белоруссии трижды, и в 90 годах и в 2010, проехала всю, общалась с людьми, там проживающими. Самые лучшие впечатления! Спасибо Автору за прекрасную публикацию. С уважением,

Кузнецова Любовь Алексеевна   04.11.2012 22:34   Заявить о нарушении
Уважаемая Любовь, спасибо за разъяснение. Посыпаю голову пеплом. Я рад, что Лукашенко не тиран. Это же надо, как нам мозги заполоскали?! Ничего не видим и не понимаем.

Вячеслав Вячеславов   05.11.2012 07:51   Заявить о нарушении
Перед тем, как позволить себе военное вторжение, "доброжелатели" первым делом норовят опорочить лидера страны. Это нынче норма. Стоит ли вестись на такие технологии? - вам решать.

Кузнецова Любовь Алексеевна   05.11.2012 13:56   Заявить о нарушении
Люба, дорогая, с чего Вы взяли, что будет военное вторжение?!
Кто только ни боится России? Вся Прибалтика дрожит, вон, Вы тоже им вторите. Не будет никакого вторжения, мы сами всё раздаём.

Вячеслав Вячеславов   05.11.2012 15:47   Заявить о нарушении
Я о Ираке, Сирии и др. А то, что мы раздаем, так в этом спасение, как ни парадоксально. Но за Лукашенко мне лично обидно. Очень его на родине уважают, это правда. И то, что позволяют себе граждане другого (нашего) государства - ни в какие ворота, как говорится.

Кузнецова Любовь Алексеевна   05.11.2012 20:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.