Правда, ставшая зримой

 (Из сборника "По следам журавлевских икон"
 Живописца Григория Николаевича Журавлева, чья могила находится рядом с сельским храмом, построенным по его проекту и украшенным его иконами и фресками, сегодня знают гораздо  больше людей, чем, скажем, к примеру, несколько лет назад. Узнавание это и знакомство началось с открытия в районном Детском музее интерактивной выставки «Се Человек», посвященной жизни и творчеству нашего земляка, ставшего  знаменитым почти сто лет спустя. Завершающим штрихом этой необычной по замыслу и реализации выставки можно считать Книгу отзывов и предложений по канонизации и всенародному почитанию Г.Н.Журавлева, в которой заполнена уже треть листов. И если полистать ее, то отыщешь такие откровения, признания и исповеди, что  сразу уверуешь - Бог все видит и всем воздает по заслугам.
Автор проекта Алла Ижедерова, спустя несколько дней после открытия выставки, немного поостыла, уже успела показать самые основные ее фрагменты в Тольятти, договориться в Утевке о демонстрации своего  любимого «детища» на ее территории, откуда, собственно, и началась эта удивительная и почти неправдоподобная история жизни человека, которому было суждено всего лишь зубами и недюжинным талантом вписать свое имя в историю  Российского государства и православной церкви как личность необыкновенно волевая, сильная и энергетическая.
И мы, не торопясь, проходим от стенда к стенду, бережно касаясь то репродукций журавлевских икон, то рассматриваем фрагменты интерактивных игр и загадок, рассчитанных на детскую аудиторию, то вчитываемся в многочисленные заголовки статей, посвященных Журавлеву.
Все интересно! Ко всему буквально тянется взор, и сыпятся один за другим вопросы. Вот деревце, самое настоящее, на нем вопросы о том, что значат для каждого из нас слух, зрение, осязание. Подсказки лежат внизу, у ствола, словно опавшие осенние листочки. И совсем нетрудно самому сообразить, что если погаснет свет в очах, ты перестанешь видеть и понимать мир вокруг себя. И этот мир замолчит и не отзовется лесным эхом или соловьиным посвистом , звоном ручья и шумом большой дороги, то прервется твоя связь с самим собой. Ну а если вместо рук и ног култышки и ты едва достаешь подбородком до обеденного стола, но ты зрячий, можешь все и всех слушать и слышать, то как такому чаду-неудачнику и изгою жить в миру?
Неторопливо, словно сказку складывая, ничего не приукрашивая, ведет горькое повествование мой добровольный экскурсовод. И я, затаив дыхание, будто впервые слышу от нее подробности жития и творческого горения художника-самородка. С нетерпением жду продолжения этого рассказа. С Аллой Алексеевной мы говорим и обсуждаем эти самые детали и фрагменты, касающиеся проекта «Се Человек», на протяжении всего года – ровно столько, сколько готовился сам проект.
В своих путевых заметках «По следам журавлевских икон» я рассказывала о том, какие пути-дороги, как, впрочем, помыслы и задачи, привели нас с ней сначала в Утевку, затем в Малую Малышевку и Алексеевку. Эти творческие командировки по сбору материалов по Журавлеву дали  вроде бы не так уж и много, но зато из них мы извлекли несколько довольно полезных уроков. Самый главный - все ценное и лучшее бесследно не пропадает. Обязательно найдется хотя бы один человек, способный оценить настоящее и нужное для общества и человечества, и вопреки всему постарается возродить забытое‚утраченное, а также  сохранить и приумножить.
Церкви, в которых расписывал иконостасы Журавлев, впечатывая по сырой штукатурке храмовых стен фрески с ликами святых, попытались разрушить. Предавали забвению и анафеме всех, кто старался во славу Божию и во спасение народа. Растаскивали с  поруганных храмов золотые и серебряные оклады, кресты, другую ценную утварь. Священников ссылали или расстреливали. Думали, навсегда теперь только так и будет, как «пропечатывали» в протоколах и приговорах.
Время  многое расставило по своим местам. И дух этого бунтарского времени витал  над нашими головами, в этом небольшом музейном пространстве,где всего на нескольких десятках квадратных метрах отразилась целая эпоха - начало двух последних веков и… одна человеческая жизнь, положенная на алтарь Веры, Живописи и Любви к людям.
Как и детям, так и нам, взрослым, такие вот выставки очень нужны и пользу они приносят немалую. Замысел авторов этого проекта - настоящему творчеству нет никаких преград –  блестяще воплощен  с помощью художника Людмилы Ивановны Якушевой, а также всех активистов музея, помогавших формировать  и «оживлять» образ Журавлева. Это волонтер, офицер запаса Владимир Сурков, члены Совета музея Павел Решетов, Наталья Малыхина, Светлана Кокарева, Алексей Кувшинов, Павел Мельник, Дмитрий Горюнов и другие.
Александр Станиславович Малиновский, приехавший в Нефтегорск по случаю начала работы выставки, был потряс всем, что он увидел и услышал в этот памятный и знаменательных день. Со студенческих лет и по сей день он по крупицам собирает  сведения о своем земляке. Издал и переиздал несколько книг по излюбленной теме, написал несколько пламенных статей. Именно он и засветил свечу, и направил всех нас «по журавлевскому следу». Наверное, больших трудов стоило Александру Станиславовичу оторвать от себя одно из самых ярких произведений Журавлева «Портрет неизвестного мужчины» и прислать его в дар музею. Надо ли к этому что-либо добавлять? Сегодня эта работа является одной из центральных фрагментов выставки-музея Г.Н.Журавлева в Утевке.
 «И пока выставка  находилась в Нефтегорске,- делится своими наблюдениями Алла Алексеевна,- многочисленные гости, оставив свои отзывы в Книге, выразили еще и свое настроение на предлагаемых у входа разноцветных листочках и плакате «Радуга настроения» до и после знакомства с выставкой. На темно-синем фоне плаката мы насчитали всего три-четыре «галочки». Когда спросили у наших экскурсантов, почему их настроение как бы «сгустилось» на выходе, они в один голос признались, что вспомнили своих родных и близких, которые или пострадали за веру, или чей талант свое время не был реализован и замечен другими.
Выставка «Се Человек» дает мощный импульс к глубоким размышлениям и раздумьям. Почему только после смерти мы узнаем о своих истинных Героях? Почему губернатор и царская семья нашли время для того, чтобы не только увидеть, но и по достоинству оценить труды и истинный талант провинциального художника? И как же должны были перевернуться Мир и сознание последующих правителей, чтобы на долгие годы, десятилетия вычеркнуть из списков достойных чистой памяти и глубокого уважения имя и творения этого уникума!
Мне особенно бросился в глаза портрет Григория Журавлева кисти самарского художника Николая Ивановича Колесника. Умные и подернутые грустью пытливые глаза. Аккуратный зачес русых волос. Тонкие линии носа, разлетистость бровей, упрямость и твердость изгиба губ. «А он был красивым мужчиной!» - разом, не сговариваясь, выдохнули мы с восхищением, и невольно наши взгляды перекинулись на его знаменитую «Утевскую мадонну», бережно прижимавшую к груди мальчика, еще младенца. «Этот портрет-икону Журавлев писал тайком и потратил на сей труд целых восемь лег», - ведет рассказ Алла Алексеевна,- уточняя, что на руках у Екатерины Грачевой ее сынок Феденька. По времени  написания  - это примерно начало века. Скорее всего, Федора уже давно нет в живых. Но остались наверняка его потомки. Где они?  Вот вам еще одна журавлевская непротоптанная тропинка. Наверняка, кто-то из юных краеведов  шагнет по ней в поисках ответов о большой и невысказанной любви  художника к этой красивой и нежной женщине.
Рассказывать о Журавлеве можно много, но я не ставлю перед собой и вами, читатели, такой цели. Выберите время, поезжайте в Утевку, где вы сами убедитесь, что эта выставка достойна не только простой экскурсии, но еще и вашего более глубокого внимания и изучения, как и дальнейшего интереса к теме.
Французский скульптор Огюст Роден словно «подсмотрев» за нашей реакцией на выставке, однажды выразился так, оценивая настоящих мастеров: «В сущности, нет ни прекрасного стиля, ни прекрасной линии, ни прекрасного цвета, единственная красота - это правда, которая становится зримой».


Рецензии