Дебюсси

Клод Ашиль Дебюсси родился в августе 1862 г. в Сен-Жерменском предместье Парижа в семье мелкого буржуа. Его родители были далеки от настоящего профессионального искусства, так что Клод начал обучаться игре на фортепьяно только с девяти лет. В 1873 г. он поступил в Парижскую консерваторию, в 1884 г. был удостоен Большой Римской премии за кантату «Блудный сын» и 1885-1887 гг. провел в Италии. Именно в эти годы обнаружилось полное расхождение музыкальных вкусов между молодым лауреатом и академией.Новаторская музыка Дебюсси казалась жюри странной. По возвращении из Италии композитор порвал с академией и быстро вошел в водоворот «богемной» жизни. 

Сблизившись с поэтами-символистами и их вождем Стефаном Малларме, Дебюсси пишет такие произведения как «Мандолина» (1882) и «Забытые песенки» (1888) на слова Верлена,  «Пять поэм» (1890) на слова Бодлера, прелюд «Послеполуденный отдых фавна» (1892) на стихи Малларме и «Ноктюрны» (1897-1899). Впервые оригинальный талант Дебюсси ярко воплотился в «Мандолине». Трудно представить себе другое музыкальное воплощение Верлена, его ритмической гибкости, изысканных поэтических образов, переносящих в мир картин Ватто. Романс Дебюсси словно воскрешает в звуках галантную сценку  – старинный парк и собравшееся в нем изысканное общество, игру лунного света и доносящийся издалека напев грациозной песенки.

Утонченность, поэтичность, изысканность, завуалированность эмоционального тонуса, когда душевная взволнованность скорее угадывается, чем слышится, - вот основные черты стиля Дебюсси. Не зря его называют мастером полутонов. Композитор часто прибегал  к причудливым, приглушенным звучаниям, на фоне которых особенно рельефными становились  неожиданные яркие «всплески», возникающие и исчезающипе буквально в одно мгновение. Подобно мастерам  импрессионистической живописи, он обогатил палитру множеством новых оттенков, добился исключительного мастерства в передаче воздушной перспективы, нашел много новых, оригинальных, свойственных лишь ему штрихов. Его музыка воплотила в себе  мгновенно рождающиеся и свободно сменяющиеся субъективные зрительные и зрительно-слуховые впечатления, часто смутно-зыбкие или акварельно-прозрачные, как будто насыщенные игрой солнечных лучей и светотени.
 

«ПОСЛЕПОЛУДЕННЫЙ ОТДЫХ ФАВНА». Мифологические образы поэмы Малларме явились для Дебюсси лишь отправной точкой. Его увлекла мысль о воссоздании в музыке картин природы, передачи чувства слияния с ней, того своеобразного пантеизма, которому он остался верен на протяжении всей жизни. «Фавн» являет собой великолепный  пример импрессионистского музыкального пейзажа. Это была первая партитура, утвердившая во всей полноте  принципы  импрессионистского оркестрового письма. В музыке Дебюсси, проникнутой чувственной истомой, полной неги, навеянной воспоминанием  о прелести жаркого летнего дня, когда по небу лениво тянутся белые кучевые облака, отражающиеся в глади лесного озера, выражены гораздо ярче и отчетливее, чем в поэма Малларме. Эмоциональная атмосфера этого произведения и круг его выразительных средств  глубоко самобытны. Основное настроение – полный неги свирельный напев грезящего фавна - выражено во множестве оттенков.При помощи деревянных духовых  создается эффект причудливого мерцания, как бы окутывающего главную тему. Что касается второй темы – очень ясной и светлой, то она воспринимается как наиболее пластичное выражение образа мечты – пассивной и сонной, возникшей в сумраке леса, пронизанного горячими солнечными лучами.

«НОКТЮРНЫ». Три «Ноктюрна» для симфонического оркестра принадлежат к числу наиболее выдающихся  достижений не только Дебюсси, но и всей европейской музыки на рубеже двух столетий. Они полны обаяния, увлекают яркостью образов, богатством  колористической фантазии и тончайшей  артистичностью  высказывания. Уже сама программа произведения была глубоко импрессионисткой. Первый ноктюрн «Облака» - это картина неподвижного неба с медленно  и меланхолически  проходящими облаками, нежно оттененными белым светом. Второй ноктюрн «Празднества» - это движение, пляшущий ритм атмосферы со взрывами внезапного света.  Третья часть «Сирены» - это море и его безгранично многообразный ритм;  затем среди серебрящихся под луной волн возникает, рассыпается смехом и затихает таинственное пение сирен.После этого произведения о Дебюсси заговорили в широких музыкальных кругах Парижа. Один из критиков писал по поводу «Ноктюрнов»:  «Невозможно представить себе  симфонию, более утонченно импрессионистскую. Она вся создана из звуковых пятен, и, хотя отличается  вычурностью  мелодических линий, тем не менее композиция ее красок и их соединений – ее гармония, как сказали бы живописцы, - обнаруживает необычайную спаянность, которая заменяет линии  абсолютно пластичной красотой звучаний…»

В тоже время Дебюсси работал над своей единственной оперой «Пеллеас и Мелизанда» по драме Метерлинка. Еще в конце 80-х гг. на вопрос своего учителя Гиро «Какой поэт сможет снабдить его либретто?» Дебюсси отвечал: «Тот, который, высказывая все наполовину, позволит мне вырастить мою мечту на основе его мечты; который создаст персонажей, не связанных ни с каким определенным временем и местом жительства; который не будет мне деспотически приписывать  построение сцен, но оставит мне свободу здесь или там обладать большим искусством, чем он, и довершить его произведение». Театр Метерлинка как нельзя более соответствовал чаяньям Дебюсси. Нет ничего удивительно, что он остановил свой выбор именно на его символической пьесе. Действие ее, как это обычно у раннего Метерлинка, разворачивается  в неведомой стране, в старом замке, окруженном дремучими лесами, куда едва проникают лучи солнца. Сюжет очень прост: у прекрасной и юной Мелизанды, жены немолодого рыцаря Голо, и его младшего брата Пеллеаса  возникает неодолимое влечение друг к другу, однако свирепая ревность супруга приводит влюбленных к гибели. Но, как это обычно для Метерлинка, важен не внешний план, а внутренний. Обволакивающая сюжетный стержень вереница эпизодов отличается нарочитой недосказанностью. От сцены к сцене нарастает ощущение смутной тревоги. Еще задолго до трагического конца зритель начинает предчувствовать дух обреченности, витающий над главными героями. Это и постарался выразить Дебюсси своей музыкой. Его сдержанную оперу отличают тончайшие нюансы, чуть ли не за каждым словом здесь скрыты затаенные душевные движения. Оркестр нигде не заглушает вокальные партии. Передавая в музыке сумрачно-фаталистическую атмосферу метерлинковской драмы, Дебюсси заставил ощущать сквозь нее негромкий, но внятный «основной тон» - неизбывное влечение к идеалу и вечноженственной Красоте. Восхищенный Ромен Роллан писал: «Лишь по трепету мелодической души или оркестра, похожему на тень, скользящую в глубине зрачков, сознаешь мгновениями драму, разыгрывавшуюся в сердцах. Эта горделивая целомудренность чувства есть в  музыкальной драме нечто столь же редкое, как и в поэзии трагедия Расина…» Премьера оперы состоялась 30 апреля 1902 г. Спустя несколько месяцев ее услышали в Брюсселе и Вене, потом в Германии. Теперь Дебюсси уже не приходилось искать  издателей, - крупнейшая французская фирма Дюран широко открыла ему свои двери и распространяла  его новые произведения по всему миру. Не приходилось жаловаться  и на недостаток внимания со стороны исполнителей не только во Франции, но и во многих других странах. К композитору, перешедшему сорокалетний рубеж, пришла, наконец, слава. Он стал одним из тех, кто определяет лицо новой европейской музыки. Следующим (после «Пеллеаса») этапным произведением Дебюсси стало «Море» (1903-1905).

«МОРЕ». Симфония состоит из трех связанных друг с другом частей: «На море от  рассвета до полудня», «Игра волн» и «Диалог ветра и моря». Первый эпизод первой части – картина сумерек. Внезапно в нее входит просветление – точно луч солнца позолотил морскую даль. Ювелирно тонкая фактура струнных создает эффект легкой зыби. И вот, наконец, перед нами  развертывается картина  необозримого морского простора, сверкающего под высоко поднявшимся солнцем. Звучит широкая, величавая тема, порученная виолончелям. «Игра волн» - это блестящее оркестровое  скерцо, полное изящества, легкости очертаний, игры капризных ритмов, отлично передающих игру волн у побережья. Господствующим элементом здесь является арабеска, краткая мелодическая фраза, появляющаяся и исчезающая, точно отблески луча в морской волне. Третья часть отличается изобилием  тематического материала, который, впрочем, легко распределить в две группы: темы ветра, устремленные, подвижные, энергично ритмованные, и темы моря, более широкие и спокойные.

Из поздних произведений композитора наибольший успех выпал на его двадцать четыре прелюдии для фортепьяно (1910 и 1913). Каждая из них  несет особый настрой, свою систему образов. По стилю прелюдии чрезвычайно разнообразны. «Дельфийские танцовщицы»  - музыкальное воплощение  росписи  многофигурных греческих амфор. «Паруса» - образ морской дали, медленно тянущихся легких облаков. «Ароматы и звуки, тающие в вечернем воздухе» полны  колоритных деталей и призрачных оркестровых эффектов. «Шаги на снегу» идут  на фоне ритма, подчеркивающего хрупкость  медленно, шаг за шагом кристаллизующейся мелодии.  «Девушка с волосами цвета льна»  пленяет задумчивостью лирического напева. Пьеса «Затонувший собор» переносит  в мир таинственных историй о городах, чудесно погруженных на морское дно, о призрачных отзвуках колоколов, пробивающихся сквозь водную толщь, через которую иногда удается увидеть очертания домов и башен. В прелюдии «Феи, прелестные танцовщицы» композитор сплетает тонкую звуковую ткань журчащих пассажей и трелей. «Генерал Лавайн, эксцентрик» переносит нас в сферу ритмов эстрадных танцев. «Терраса, освещенная лунным светом» с ее тонким  рисунком ниспадающих пассажей вновь возвращает нас в круг излюбленных Дебюсси тем, в музыкальном воплощении которых он воистину не знал себе равных. И, наконец, «Фейерверк» - являет собой интересный пример звукоподражания (каскад быстрых триолей, пассажи в сочетании с краткими возгласами, блестящие октавы, смелая игра регистров создают  яркую звуковую картину, полную переливов красок и необычных тембровых эффектов).

Умер Дебюсси  в марте 1918 г.

Модернизм и постмодернизм  http://proza.ru/2010/11/27/375


Рецензии