Глава 16. Повернуть бы в родимую даль!

Глава16.ПОВЕРНУТЬ БЫ В РОДИМУЮ ДАЛЬ!

В пять утра Марину разбудил доносившийся с минарета напевный голос муллы, читающего утреннюю молитву. «Интересно, они тут что? - встают, совершают намаз в такую рань, а потом опять ложатся?..». Спать не хотелось. Марина привыкла вставать рано. Она приняла душ, надела свежий, приготовленный с вечера шальвар-камиз и вышла во двор. Солнце уже припекало. Стояла непривычная тишина. Люди ещё спали. На балконах соседних домов не мелькали ребятишки. Так обычно бывает днём, когда они, мал-мала меньше, толпятся на балконе второго этажа своего дома и с любопытством наблюдают, что происходит во дворе соседей. Дома здесь большие, а вот дворики, обрамляющие их, очень маленькие, узенькие: землю принято экономить, и большие пространства – непозволительная роскошь. Дома находятся столь близко друг к другу, что жители более высоких этажей могут наблюдать жизнь, текущую у соседей. Этакое своеобразное реалити-шоу с непредсказуемым сценарием.
Птицы здесь тоже другие. Среди лета почему-то преобладают вороны и вездесущие воробьи. «А у нас ворон летом не увидишь. Они предпочитают жить в горах, где прохладнее", - подумала Марина. Она пару раз видела во дворах кошек. Короткошерстные и поэтому кажущиеся худыми и длинными, они выглядели так, будто их побрили. «Жарко им, бедным!».  Марина с детства обожала  кошек, и они платили ей нежной и преданной любовью. Обычно дома, в Алма-Ате, она не могла пройти  равнодушно мимо этих созданий, и если мурлыка была чужая, то хотя бы пыталась ласково заговорить с ней: «Привет, киска! Я бы тебя погладила, но не знаю, может, ты не здорова. Так что, прости.» Некоторые обитательницы двора принимались тереться о Маринины ноги, громко мурлыча, а другие, испугавшись проявленного внимания, подняв хвост трубой, давали дёру.
Однако, здешние кошки не вызывали в Марине никакого желания общаться с ними – неласковыми, полудикими. Собак, как объяснил Саид, держать в домах мусульман – грех! Собаки это нечисть, они оскверняют жилище. «Какие могут быть животные при таком количестве детей в семьях? - подумала Марина. – Ребятишек бы прокормить! Столько бедных, измождённых и голодных людей на улицах, не имеющих жилья и спящих просто на газонах, благо, здесь круглый год тепло!»  За забором послышался громкий крик ишака «и-а-а-а!», повторяющийся долго и ритмично. «Ну всё! Сейчас всех перебудит! Откуда он только взялся?»  - Марина выглянула за ворота. На узкой улочке близ их дома стоял ишак, запряжённый в маленькую повозку с каким-то хламом. Седой измождённый старик-погонщик что-то выкрикивал, звоня в колокольчик. Вот из соседнего дома вышел мальчик, вынес что-то наподобие примуса и отдал его старику. «Похоже, старьевщик. Когда-то в моём детстве такие ходили по улицам Алма-Аты», - подумала Марина и закрыла ворота. Она впервые обошла двор дома. С задней его части тоже можно было войти в жильё. На верёвках раскачивалось под горячим ветром бельё, повешенное сушиться с вечера. Деревьев во дворе не было. Правда, кое-где стояли посаженные в большие горшки финиковые пальмы, дающие незначительную тень. От асфальтированных уже раскалённых дорожек исходил жар...
«Карр! Карр!» неожиданно заорали пролетающие над головой вороны. Марина вздрогнула.  Да, укрыться от жары тут негде! В соседнем дворе возвышалось банановое дерево... Оно, как и другие, изредка встречающиеся здесь, не имело раскидистой кроны, и спасительная тень от него была очень маленькой.
«Чужое всё... Какое же здесь всё чужое!» Острое чувство одиночества и никому не нужности пронзило Марину как ножом. «Бедная, бедная моя девочка! Как же ей тут будет трудно!.."

Часто кажется нам, лучше там, где ждёт лето. Тёплый край - чем не рай? - нет там долгой зимы! Пища Богом дана - лишь любуйся рассветом да плоды собирай от весны до весны!  Но, однажды, попав в ту страну, где с жарою, без зимы, круглый год! - потом плавится "рай", где весь воздух пропах луж водою гнилою, ты мечтаешь о том, чтоб вернуться в СВОЙ край! Новый Год ты не ждёшь без зимы и без снега, да и ёлку тебе не заменит строй пальм, и банан уж не гож - вот, борща бы отведать!.. Повернуть бы судьбе в ту родимую даль...

Из дома появилась Яна с малышкой на руках.
- Мама! С добрым утром! Ты уже не спишь? Как чувствуешь себя?
- Всё хорошо, родная, не беспокойся. Вот знакомлюсь со здешним бытом. Ты же знаешь, я привыкла рано вставать.
- Да и я тоже, к тому же, красавица моя есть захотела. Волей-неволей пришлось подниматься. А сейчас пойду завтрак готовить, ведь и Саиду уже пора на работу.
- Тебе помочь?
- Ну, если не трудно, возьми пока Стеллу ненадолго, я пожарю лепёшки, поджарю яичницу, согрею чай, покормлю мужа – и  мы будем завтракать.
Марина взяла внучку на руки и стала с ней расхаживать по двору, а потом они вышли за ворота, на улицу. Марина подошла к дереву, цветущему красными гроздями и, склонив ветку, обратилась к малышке:
- Посмотри, какой цветочек! – Она поднесла веточку к ребёнку: «Понюхай, как пахнет!», но Стеллка ещё не знала, что это такое – нюхать. Её пухленькие щёчки разъехались в беззубой улыбке.
- Пойдём-ка к бабуле в комнату, а то здесь так жарко, просто невозможно!
Включив в своей спальне вентилятор, Марина положила внучку на кровать, дала ей погремушку, и долго смотрела на неё в глубокой задумчивости. Вновь нерадостные думы охватили её, глаза увлажнились.
В доме запахло лепёшками, которые жарились на примусе, на раскалённой и перевёрнутой вверх дном сковороде. Вскоре Марина увидела за окном мелькнувшего зятя, бегом бежавшего к машине, его догоняла Яна. В её руках был пакет с обеденным термосом и едой в специальных маленьких, плотно закупоренных кастрюльках. Марина с ребёнком вышла во двор и наблюдала, как Саид в красивом европейского кроя лёгком костюме, благоухающий ароматами дорогого парфюма, садится в машину, а Яна, сложив пакет с едой на заднее сидение, смотрит ему вслед.
- Ну, что, дорогая хозяюшка? Как тебе роль заботливой и старательной жены и снохи?
- А что тут такого? У меня что, руки другим концом вставлены? Не это самое страшное, мамуля! Пойдём завтракать?
- А что тогда для тебя самое страшное, доча?
- А самое страшное настанет, когда ты уедешь, и мне здесь не с кем словом будет перекинуться. Вот Саид отправился на работу. Сейчас восемь часов, а вернётся он только вечером в восемь, девять. А мне двенадцать часов чувствовать себя здесь изгоем!
- Доченька, я  понимаю, но, надеюсь, постепенно все к тебе привыкнут, ведь вы можете общаться на английском языке, да и ты тоже узнаешь этих людей ближе. Вроде бы, по моим наблюдениям, они неплохие, нормальные люди. Перетерпи этот не простой период адаптации. Скучать тебе, как я уже поняла, не придётся, у тебя ребёнок, на тебе готовка, ежедневная стирка, спасибо – не руками, хоть и плохонькая, но всё же, стиральная машина имеется. Жизнь, Яна, всюду трудная, а семейная жизнь, хоть здесь, хоть у нас, везде не сахар, и свекрови наши бывают не лучше, и мужья русские – не всегда подарок.
- Ладно, мам, пошли завтракать! - дочь улыбнулась, и они прошли в столовую, где на тарелках уже лежали поджаренные Яной-Амной яйца, лепёшки и ломтики какого-то сыра, напоминающего нашу брынзу. Яна пошла в комнату свекрови, пригласила её к столу. Та появилась в розовом шальвар-камизе, как всегда, величественная и неулыбчивая. Сев на стул, она вдруг подняла одну ногу и, согнув её в колене, водрузила на сиденье стула. «М-да,- подумала Марина, - привычка вторая натура! То, что впитано с молоком матери, не выжжешь калёным железом, хоть и живёшь во дворце, окружив себя европейской мебелью и кажешься себе самой королевой.» В процессе еды мать Саида что-то процедила сквозь зубы Яне, одарив её колючим взглядом, который заметила и Марина. Яна сжалась и напряглась, однако промолчала. «Что, интересно, она сказала?» - подумала Марина. Защемило сердце: «Ох, кажись, она будет поедом есть Яну! Если даже при мне не может сдержать своё недовольство, то что же будет потом?..»
После завтрака Марина с ребёнком на руках прошла в гостиную, где  на софе уже восседала, по-турецки скрестив ноги, свекровь. Был включен телевизор. Марина, расстелив принесённую Яной простыню на ковре, положила туда ребёнка и, сидя на диване возле внучки, с любопытством смотрела на экран. Шёл какой-то художественный фильм местного производства. И хотя Марина не понимала, о чём говорят его герои, не без интереса наблюдала за происходящим. «Что-то типа индийских фильмов, только без сопровождающих песен и кокетливых ужимок, столь присущих индийскому кино", - подумала  она. Потом началась передача, чем-то похожая на программу «Время». Ведущие,  мужчина и женщина, сообщали последние новости. Марина обратила внимание на то, что мужчина одет в европейском духе, а на женщине, красивой и строгой,  шальвар-камиз, однако голова её не покрыта дупертой, которая покоилась на плечах. «Странно, почему она не покрыла голову в нарушение всех традиций? Её видят тысячи мужчин, а ей хоть бы хны! Значит, здесь, как и везде, соседствуют и паранджа, и вот такая, по их меркам, раскрепощённость. Всё  зависит от культуры конкретного человека. А в этом доме всем заправляет мать Саида, которая всё своё свободное время читает религиозные книги. Она-то и устанавливает свои порядки!»  В душу Марины закралось едва заметное раздражение, но продолжая свои раздумья, она пришла к выводу, что её недовольство сватьей неправомерно, поскольку, будь Марина на месте матери Саида, она в своём доме тоже установила бы тот порядок, который был для неё нормой жизни. Оправдав таким образом сватью в собственных глазах, Марина вернулась в своё обычное, приветливое, состояние духа. Стеллочка, барахтаясь на простыне, вдруг уснула. «Вот, у них так и принято: они не нянчатся со своими ребятишками, усыпляя или укачивая их, как мы. На полу ребёнок в безопасности, упасть ему некуда, он предоставлен самому  себе, что хочет, то и делает, а захочет спать –  ради бога!», - опять сделала вывод из своих наблюдений Марина. Она осторожно взяла спящую девчушку на руки и перенесла в спальню, чтобы положить в манеж.
Пришла какая-то тощая и бедно одетая женщина, видимо, нанятая для уборки помещений в доме.  Она принялась вытирать пыль, затем мыть пол, причём, не шваброй, как это часто бывает у нас, а руками, перемещаясь на корточках. Хозяйка дома ходила за ней по пятам и указывала, где ещё нужно вымыть. Закончив работу, служанка переместилась в ванную комнату, чтобы перестирать Стеллочкины кофточки и штанишки. Быстро справившись с работой и развесив бельишко, женщина покинула дом. «Значит, хотя бы от мытья пола Яна будет освобождена. Что ж? Сватья  ходит королевой, сама палец о палец не ударяет. Впрочем, я видела пару раз, как она что-то шила, сидя за ножной швейной машинкой. А мы у себя... всё делаем сами, крутимся, как белки в колесе.»
Марина пошла во двор и обнаружила дочку, стирающую гору шальвар-камизов, образовавшуюся за вчерашний день, а в доме её ожидала огромная стопка не глаженого белья.
- Давай, детка, я хоть с бельём тебе помогу! Что же на тебя здесь всё повесили.
- Мамочка, там в моей комнате стоит гладильная доска с утюгом. Погладь, сколько сможешь, только, если устанешь, не надрывайся, я скоро закончу стирку, и сама всё доделаю.


Рецензии
Галя, привет. Исправил шрифт и теперь могу нормально читать и писать. Пришлось проконсультироваться у сотрудницы Виктора Вовка, сам он 2 месяца уже болеет. Ты не впадай в панику, от того, что я не всегда пишу рецензии. Я уже оценил твой роман, как правдивый или правдоподобный, где на мой взгляд, у тебя были не совсем достоверные сведения, я указал. Написан хорошим литературным языком, для читателей, особенно женщин, интерес проедставлять будет. Так что я читаю скорее не как читатель, а как редактор, если вижу что-то не так, делаю замечания, если все в порядке, отзываюсь общими словами, зачем повторяться? Есть ли недостатки? Есть, но возможно, исключитеьно для меня, а не для других читателей. Во первых, я слишком хорошо изучил автора не только по стихам, но и нашей многопростынной переписке с тобой. Читал не раз и твою переписку с другими авторами.
Кроме того, я много читаю газет ("аргументы и факты", "Жизнь", "Комсомольскую правду" и другие газеты и отдаю чтению больше времени, чем Интернету. А из времени, которое занимает Интернет, более половины его уходит на общение с тобой. Так вот, я много читал о вояжах наших девочек за рубеж, и знаю, чем большинство из них заканчивается, особенно если они связываются с представителями из мусульманских стран. Плюс хорошее знание тебя. В итоге, почти все происходящее я предугадываю, а это , естественно, снижает МОЙ читательский интерес МОЙ, а не других, они то тебя так не знают, и скорее всего меньше меня знают об интернациональных браках, я ведь не смотрю часами, как они телевизор, а перечитываю всю доступную информацию о происходящем в мире, у меня просто нет другой возможности жить в ногу со временем. Из того, что я прочитал, я не предугадал только, что Марине и Яне удастся не только сбежать, но и вывезти из страны детей. Потому мне в такую удачу и мало верится. Теперь скажу вот что еще. Если бы я не был твоим другом, то из интереса я не стал бы читать этот роман. Не потому, что он плох или хорош, а потому, что я вообще в жизни не читаю бытописательных романов. Я люблю книги про моряков, летчиков, путешественников, причем предпочитаю книги, написанные от первого лица. Вот сейчас на работе, когда есть время, читаю книг о мелиорации в Ставропольском крае, Казалось бы, куда скучней? А мне все интересно с познавательной точки зрения, как рыли каналы, какие трудности испытывали люди в безводной степи, где не было ни жилья, ни тени для защиты от жары Зато я имею представление, как, начиная еще с 30-х годов, наш безводный полупустынный край превращали в оазис, где пшеницы в отельных районах убирают по 60 центнеров с гектара на круг. А читать бытоописание жизни одной семьи мне не так интересно, я прожил жизнь и знаю, что происходило в моей семье, семьях моих многочисленных родственникоа, друзей, соседей. Ничем этим меня не удивишь, ничего нового я не почерпну. А читаю и буду продолжать читать исключительно из редакторского интереса, я ведь кое где помогаю исправлять тебе ошибки. Ну, и конечно, хочется знать, чем все-е закончится, хотя жизнь еще продолжается. К примеру, не предугадал я и того, что Яна наступит второй раз на те же грабли, теперь уже с индийцем. Хотя, здесь, конечно, не столь серьезный случай, но ведь роман-то еще не закончился. Теперь, по поводу города и реки, которые мы с тобой обсуждаем. Ты говоришь, что это не столь принципиально. Это потому, что ты не знаешь, что Кузбасс центр промышленности Западной Сибири. Ты говоришь, в 70-100 км отгорода можно найти прекрасные места для отдыха на природе. Только не здесь. Здесь самая густонаселенная часть Сибири, города друг от друга находятся в 30-40 км, и везде либо шахты, либо другая промышленность. Знаешь, что такое терриконы? Это горы отработанной породы, отходов угольной и металлургической промышленности. Их пытыются облагородить, укрыть растительность, но пока они сами растут, ветер разносит угольную пыль на десятки километров. Люди здесь работают, а отдыхать ездят на юг, благо, что неплохо зарабатывают, во всяком случае, зарабатывали при СССР. В Новокузнецке был огромный Кузнецкий Металлургический Комбинат, сокращенно - КМК, один из трех крупнейших в СССР. В шестидесятые годы построили в нем еще более крупный Западно-Сибирский Комбинат, сокращенно "Запсиб" Сейчас их объединили в один. Там же находится один из крупнейших в России алюминевый завод -Алюмзавод". Плюс угольная проиышленность, благодаря которой и все эти комбинаты и построили. И сам город возник на пустом месте благодаря близоси угля и руд черных и цветных металлов. Помнишь стихи:
"Я знаю, город будет,
Я знаю, город есть,
Когда такие люди
В стране Советской есть."

Это об этом городе, который тогда назывался Сталинск. Кемерово такой-же город-трудяга и оба эти города включены в перечень городов, которые США планировало уничтожить в первую очередь, в случае ядерной войны. Перечень таких городов был опубликован в одной из газет года два назад. Раньше это было секретом, хотя и власти и народ знали, что ядерный удар стороной эти города не обойдет. Вот теперь и решай, принципиально или нет ехать отдыхать и любоваться природой в такие города. Смог над Новокузнецком я видел при подъезде к нему за 50 км, а свежий снег через два дня становится черным. Не знаю, как сейчас, при повсеместном развале призводства, а при СССР было так. Но эти комбинаты имеют и сейчас важнейшее для станы стратегическое значение, так что власти не позволят их обанкротить или перепрофилировать.

Иван Наумов   13.07.2011 18:47     Заявить о нарушении
Ваня, мне даже неловко, что ты потратил столько времени на столь подробную рецензию. Спасибо за прямоту. Если тебе неинтересно,то мне неловко ожидать, что ты станешь читать только из-за ответственности за правильность моего текста. Не надо тогда этих усилий с твоей стороны!
НО ВООБЩЕ ХОЧУ ЗАМЕТИТЬ, ЧТО ТЫ СЛИШКОМ РАНО УЖЕ СДЕЛАЛ ВСЕ ВЫВОДЫ ПО развитию событий. Ты прослеживаешь только любовную линию, а роман гораздо шире, чем просто любовная история. Этот роман о том, как Яна - юная девушка - выстояла,и не только сломалась, но смогла противостоять трудностям своей судьбы. Кем она стала, как добилась своего места под солнцем, как сумела при этом сохранить в себе лучшие качества. Этот роман именно о ней, о Яне. А семья (особенно родители) сыграла в её становлении огромную роль. Семья. Она способна многое - возвысить человека или, напротив,перемолоть его в своих жерновах. Об отношениях в хорошей, тёплой, дружной семье, сыгравшую немалую роль в Яниной судьбе так же повествует роман.
Но если тематика тебе не по душе, я не обижусь, если ты не захочешь читать его дальше. Спасибо за помощь.

Галина Шкавронская   13.07.2011 20:05   Заявить о нарушении
Галя, зачем утрировать, раз я сказал, что буду читать до конца, значит буду. Почему я тебе такие длинные рецензии пишу? Потому что мне интересно с тобой общаться, иначе я бы тебе все объяснил в двух трех строчках. Я не делаю тебе одолжения, читая твой роман. А про Яну я ведь еще не дочитал до конца, когда дочитаю, то буду знать о ней то, что ты знаешь, как автор. Если я сейчас начну, как в школе, разбирать образ Яны, мои рецензии будут еще длинней, а не зная финала, я все равно не могу оценить главную героиню в полной мере. Поэтому я останавливаюсь пока только на событиях, которые произошли, мне ясно, чем они уже закончились (если закончились). Но роман то сам еще не закончился. Мне действительно эти темы малоинтересны, но здесь мой интерес подогревает то, что автор мой друг и я пройду роман до конца, чтобы уяснить себе, как ты справилась с крупной прозаической работой. И не заставляй меня дважды повторять уже сказанное, ведь я тебе уже подробно объяснил, почему я читаю и дочитаю до конца, а ты своими словами, что раз, мол, неинтересно, то не читай, заставляешь меня разжевывать тебе это повторно.

Иван Наумов   14.07.2011 19:08   Заявить о нарушении
Да я-то не возражаю! Читай, кончно! Я рада, что тебе хоть с этой стороны интересно: справилась- не справилась. )))) А за всё остальное,и что длинно пишешь, так это мне тебя же жалко, ты устаёшь, а столько времени тратишь на письма иногда. Но если тебе это интересно, и интересно со мной общаться, то я этому рада и всегда отвечу. Мне это не стоит большого труда.Спасибо за то, что разъяснил всё.

Галина Шкавронская   14.07.2011 20:18   Заявить о нарушении