История Центра Православной культуры г. Тамбова

Молодежный Центр Христианской культуры появился в начале 1993 г. (после официальной регистрации в 1994 г. переименован в Центр Православной культуры г. Тамбова). Создание его стало вполне логичным шагом. Этого хотели и новые демократические власти города (во главе с тогдашним мэром В. Н. Ковалем) и интеллигенция, и духовенство и новая молодая прослойка верующих людей, пришедших в Церковь в конце 1980-х начале 1990-х гг. Нужна была организация способная заниматься христианским просвещением и стать своеобразным буфером в отношениях между Церковью и государством, продолжавшим упорно декларировать свою безрелигиозность. Все это мыслилось временно, до тех пор, пока в городе не сформируется крепкая православная община.
Первоначально Центру было выделено помещение в Академии детства, где и состоялось первое мероприятие – Рождественский вечер 1993 г. и этим событием заявлено о создании нового учреждения. Центр существовал, пока как неофициальная организация, но уже был назначен первый директор, учитель школы № 16 г. Тамбова Сергей Алексеевич Чеботарев. По совету мэра В. Н. Коваля решено было регистрировать Центр по ведомству городского образования. Валерий Николаевич благожелательно относился к центристам, считая, что они должны благотворно повлиять на духовную атмосферу в городе. На средства мэрии была закуплена мебель, стулья, аудиоаппаратура. Приезжавшие летом 1993 г. американские протестанты подарили телевизор и видеомагнитофон, однако необходимо было иметь свое собственное помещение. В гостях было хорошо, но хотелось иметь свое отдельное жилище, да и не могло быть на территории одного образовательного учреждения (т.е. Академии детства) двух директоров.
Архиепископ Тамбовский Евгений предложил занять две комнаты в бывшем архиерейском доме на территории Тамбовского Казанского монастыря. Они располагались в правой части здания и имели отдельный вход. Одна комната была большая, как раз под мероприятия и занятия, другая поменьше – готовый методический кабинет. Лучше не придумаешь. На средства мэрии силами центровцев провели ремонт. В феврале 1994 г. архиепископ Евгений лично отслужил молебен и освятил новое помещение Центра. Тогда никто не мог предположить, как не просто в дальнейшем будут складываться отношения с церковными властями, а со временем они и совсем испортятся.
Проблемы начались с момента регистрации устава. Решено было регистрировать Центр, как учреждение дополнительного школьного образования. Учредителями выступали как мэрия, так и Тамбовская епархия. Изначально предполагалось, что у центровцев будет некая самостоятельность в действиях, это позволит спокойно занимать просветительской работой среди горожан. С этим, в той или иной мере были согласны все в Центре. Однако иначе на дело смотрел владыка. Он считал, что Центр, коль он располагается на церковной территории, должен полностью перейти под его начало, став епархиальным учреждением. Но такой вариант губил дело. При таком раскладе Центр переставала финансировать мэрия, епархия выделять какие-либо средства на содержание Центра не собиралась и, кроме того, каждый шаг свой центровцы должны были согласовывать с архиереем. Церковные власти с недоверием относились к работникам Центра, подозревая их в некой оппозиционности официальным церковным структурам. В этой связи характерен эпизод, произошедший в июне 1994 г., года когда один из работников Центра посетил епархиальное управление с целью ознакомить архиерея с уставом Центра. Тогдашний епархиальный секретарь протоиерей В.  мельком, пробежав устав, тут же позвонил владыке и возмущенно сообщил: «Тут у них про церковь ничего и нет». Но все же устав был изучен архиереем и в июле 1994 г. владыка, принимая у себя Чеботарева долго убеждал его в том, что Центру нужно перейти полностью под крыло епархии. Он говорил: «Чего вам стоит: и вы переходите, и все имущество перепишем на нас. Ведь как можно сделать – то, что на территории монастыря, принадлежит монастырю». Такое предложение испугало Чеботарева, и он стал доказывать, что этот вариант решительно невозможен. Все же в конечном итоге, владыка смирился со сложившимся положением, правда, как показали дальнейшие события только на время. В декабре 1994 г. устав был зарегистрирован и Центр получил официальный статус учреждения дополнительного школьного образования в системе городского образования со штатом 2,5 ставки (директор, педагог и 0,5 ставки социального педагога).
Как видим, с основания Центра появилось взаимное недоверие, как со стороны церковных властей, так и со стороны работников Центра. Для архиерея только то приносит пользу Церкви, что находится внутри ее (во всех смыслах и нравственно и юридически и имущественно). Причем в данном случае как раз в таком взгляде на проблему нужно было понимать под Церковью именно общественную организацию, управляемую уполномоченным на то человеком. Кроме того, и архиерей и часть духовенства не понимали, как это было можно быть мирянином и приносить пользу  Церкви. А Центр был создан по инициативе мирян с той целью, чтобы максимально помочь духовенству в христианско-просветительской работе среди молодежи и детей. Центристы вообщем были не против влиться в структуру епархии, но владыка не давал никаких гарантий в материально-финансовом обеспечении Центра и хоть каком-то элементе автономии. Тем более что все инициативы и проекты, которые к этому времени пытались осуществить от лица епархии заканчивались неудачей именно по причине не желания епархиального руководства работать по-новому. Центристы боялись, что став одной из епархиальных структур они очень быстро превратятся в организацию «на бумаге».
 С самого начала Центр стал своеобразным генератором идей в области церковно-общественной работы. За какое дело не возьмись, за последнии 12 лет, в начале его стоял Центр. Первый приезд в Тамбов (1994 г.) известного церковного публициста и миссионера диакона Андрея Кураева (тогда мало кому известного) состоялся по приглашению центровцев. Знаменитые Питиримовские чтения, начинались в далеком 1995 г. Организатором и инициатором их выступил Центр. Затем они переместились в Мичуринск, а ЦПК еще раз провел их в 1997 г. пригласив  преподавателей Свято-Тихоновского богословского института (кстати, именно тогда был издан единственный Питиримовский сборник, который может претендовать на действительно научное издание).
Еще до того как воскресные школы смогли организовать нормальные катехизаторские курсы для взрослых Центр начал проводить их регулярно у себя. Назывались они «Беседы о Православной вере», проводились с 1994 по 1997 гг. и потом еще в 1998-1999 гг. Начинались с 3-4 человек, а потом уже стабильная аудитория собиралась порядка 10-20 человек. Занятия проходили каждую субботу, сначала беседа, потом просмотр видеофильма и все на всенощную. Приглашали пару раз священников на эти беседы, был даже один раз архиерей. В настоящее время при каждой воскресной школе есть подобные курсы для взрослых, но тогда-то их не было.
То, что сейчас называют Основами Православной культуры, центровцы стали преподавать еще в 1994 г. во всех интернатах города и детских домах. Пытались даже работать с глухонемыми детьми. Путем проб и ошибок за несколько лет создали свою собственную программу, и когда появились учебники по ОПК, у Центра уже был свой, и опыт имелся и знания, которые можно было воплотить в православной гимназии. В конце 1990-х гг. работа по преподаванию ОПК переместилась в детские сады. Велись занятия в «Незабудке» и «Бусинке» (в нем и после закрытия Центра еще в течение года). Насколько они были успешны сказать трудно. Но опыт был накоплен солидный.
Первая православная молодежная газета также вышла из недр ЦПК. Называлась она «К истокам», делал ее Андрей Волков, вышло всего три номера, так как в дальнейшем ее не на чем было печатать. Эти номера сделаны вполне на уровне столичной православной прессы. Не забывали и стариков. Почти два года каждое воскресенье группа во главе с Любой Гуркиной ходила в Дом ветеранов и инвалидов в Пригородном лесу. После того, как там освятили церковь, ходить стали реже, но сама Люба еще долго посещала Дом.
Единственная православная радиопередача одноименная названию газеты, также центровская. Начинал ее в мае 1994 г. С. А. Чеботарев, долгое время после него вел А. С. Бочаров, потом А.Г. Лозовский ну а затем она благополучно захирела. Некому просто вести было, не нашлось способных людей или времена другие настали, чтобы держать на радио не рейтинговую передачу.
Можно так сказать, что Центр Православной культуры развернул исследовательскую и книгоиздательскую деятельность. Выпустили 2 книги, 3 брошюры, 7 самиздатовских журнала. Все эти издания пользовались популярностью и мгновенно были распроданы, и все они теперь библиографическая редкость.
В 1995-1996 гг. было проведено три пеших паломнических экспедиции в Вышенскую пустынь и Черниев монастырь. Собрано масса материала об истории церквей, монастырей,  подвижниках, новомучениках и исповедниках. На основе рассказов жителей было составлено первое жизнеописание блаженного Андрюши Печинского, которое вошло в Рязанский патерик.
С 1995 г. традиционно проводили Рождественские вечера, затем и Пасхальные, а какое-то время даже Троицкие. Народу всегда собиралось много (до 30-35 человек), время проводили с пользой для души и в то же время весело. Пару раз вместе ездили в паломнические поездки, а в 1999 году в Центре состоялась первая центровская свадьба.
Первые два года своего существования центровцы пытались наладить некую единую молитвенную жизнь в Центре. Каждую среду читали акафист свт. Питириму. Но после постепенно чтения эти устраивались все реже, да и, кроме того, никто из священников так и не решился духовно опекать работников Центра.
Сложно понять, почему некоторые священнослужители облеченные административной властью воспринимали деятельность Центра не вполне адекватно, считая ее неполезной. Может быть потому, что были они больше чиновниками в рясах и хотели, чтобы все развивалось в определенных рамках? Не знаю. Пока ЦПК размещался в Казанском монастыре его тогдашний наместник постоянно жаловался на центровцев архиерею. Дескать, они там ничего не делают, только чай пью. Другой священник как-то спросил, у одного из работников Центра есть ли у него церковное послушание, тот ответил, что работает в Центре Православной культуры. Священник махнул рукой и сказал, что все это ерунда. Что же тогда церковное послушание? Подавать кадило? Выносить свечу? Этим и ограничивается церковная жизнь?
Все напряженнее становились отношения и с архиереем, он ясно давал понять, что не хотел бы видеть Центр в стенах монастыря. В сентябре 1997 г. владыка предложил Центру освободить помещение. Мотивировал свое решение тем, что хочет открыть здесь иконописную школу. Распоряжение это последовало в самом начале учебного года, что ставило центровцев в почти безвыходное положение. Помог мэр города Валерий Николаевич Коваль. Он предоставил помещение в д/с «Незабудка». Самое грустное состояло в том, что в помещении, откуда изгнали ЦПК, так никакой иконописной школы и не открыли, а просто сделали склад для старого тряпья из Европы и Америки.
В «Незабудке» Центру дали две большие комнаты с отдельным входом. С самого начала с директором садика сложились напряженные отношения. Конечно же, она была недовольна тем, что к ней кого-то поселили, но, чувствуя, что сила пока не на ее стороне молчала.
Переезд этот был сродни взрыву бомбы. Он разрушил почти все созданное за четыре года. Прежние связи, дела. Пришлось прекратить «Беседы» с горожанами, уйти из интернатов и.т. д. По сути, начинать все заново. Но постепенно и на новом месте удалось наладить работу и осуществить три крупных дела: организацию православного детского лагеря «Исток», создание отряда скаутов «Скимен» и проведение городского Славянского фестиваля.
Идея «Истока» овладела директором Центра Антоном Лозовским еще в 1999 г. И вообщем-то была вытащена на его плечах. Чего это ему стоило одному Богу известно. Но факт остается фактом, при разных противодействиях дело вытянули. Летом 2000 г. первая двухнедельная смена в военной части пос. Первомайский Знаменского района прошла успешно. В 2001 г. Центр снова провел лагерь теперь уже в с. Большая Липовица. Затем это дело перешло в руки молодежного отдела Тамбовской епархии (оно, по сути, и было их единственным делом).
Еще в 1998 г. в городе была проведена конференция в память св. Мефодия и Кирилла. Инициатором ее стала Елизавета Егоровна Зуйкова и первые несколько лет конференция проводилась среди учащихся профучилищ области. Затем, когда Зуйкова начала работать и в Центре Православной культуры, конференцию, которую теперь называли просто Славянский фестиваль, стали проводить и среди учащихся школ города Тамбова. Центровцы успели провести три фестиваля. И надо сказать, что среди всех городских мероприятий такого характера это было, пожалуй, самым живым и интересным. Но с закрытием Центра проводить его стало некому.
В недрах Центра с самого основания вынашивалась идея о создании какого-нибудь молодежного объединения. Ведь что греха таить – государство нацелило общеобразовательные школы только на то, чтобы детям давались одни знания, а воспитание можно было задвинуть куда-то подальше, во всяком случае, это теперь было не приоритетом. За внешкольными учреждениями оставался досуг в его грубой форме, т. е. развлекаловка детей, лишь бы они чего-нибудь не натворили.
Идея Центра по молодежному объединению как раз и состояла в том, чтобы привлечь к хорошим полезным для души и ума делам молодежь и подростков. В 2000 г. решено было создавать в Тамбове отряд юных разведчиков (скаутов). Зимой 2001 г. набрали ребят в 29 лицее, в воскресной школы Вознесенского монастыря (активно идею поддерживал тогдашний настоятель Скорбященского храма протоиерей Николай Торопцев и его матушка она же директор воскресной школы Вознесенского монастыря Нина Тимофеевна Торопцева), создали отряд юных разведчиков назвав его «Скимен» (через него прошло до 70 детей разного возраста). Начали проводить регулярные занятия, в 2002 г. организовали и провели разведческий лагерь «Сухотинка», затем последовали разные мероприятия и походы (в 2003 г. в Вышу, 2005 г. по Челновой).
Жизнь в Центре налаживалась и по итогам проверки управлением образования г. Тамбова 2004 г. работа ЦПК была оценена на отметку «хорошо». Однако и в таком деле нашлись недоброжелатели в собственной среде и опять среди духовенства. В 2002 г. начался набор ребят в отряд скаутов среди учащихся воскресной школы Казанского монастыря. Тогдашний наместник монастыря, на словах сказал, что дело хорошее, и разрешил действовать. Но на деле, за спиной, стал объяснять родителям детей, что дело это неправославное. На Рождественском утреннике 2003 г. руководителя отряда не допустили на встречу с архиереем. Как результат такой политики с воскресной школой Казанского монастыря не удалось провести ни одного похода или мероприятия, а в 2004 г. и вообще пришлось свернуть деятельность по работе со скаутами в монастырской воскресной школе.
Начало нового тысячелетия стало поворотным в истории Центра. Центр Православной культуры пришлось переименовать. По новым циркулярам, поступившим из министерства образования, учреждений с подобным названием в структурах подотчетных министерству не должно было быть. Было предложено на выбор несколько названий, и более приемлемым оказалось следующее: Центр творческого развития и гуманитарного образования для детей, а чтобы не так длинно было, и чувствовалась какая-то преемственность, в обиходе стали именоваться просто центр творчества «Китеж». С таким названием Центр и застал новый архиерей епископ Феодосий.
В феврале 2003 г. было торжественно отпраздновано десятилетие Центра. Приглашено много гостей, однако не было никого из мэрии. И это было скверным симптомом. Проблем в Центре накопилось множество. Первая из них заключалась в том, что отсутствовало собственного помещение, не было и дополнительного финансирования (кроме зарплаты сотрудникам никаких денег не давали, впрочем, эта проблема была и остается общей для учреждений дополнительного школьного образования). А главное явно чувствовалась потребность выходить на некий новый уровень, который виделся в создание православной гимназии. В 2004 г. директор д/с «Незабудка» все же добился своего и Центру пришлось покинуть детский сад. Мэрией было выделено новое помещение – квартира в жилом доме на окраине города. Вряд ли здесь возможно было организовать какую-то работу, но тем не менее два последних года жизни Центра прошли достаточно активно. Работником «Китежа» было предложено заняться организацией православной гимназии. Было набрано два неполных класса (1 и 2), подобраны педагоги, найден хороший завуча (Екатерина Ландер) и на базе 16 школы начался первый учебный год. Прошел он неплохо и результаты были хорошие, и предполагалось, что начинание разовьется и дальше. Новый коллектив гимназии четко себе представлял те задачи цели, которые могут стоять перед подобным учреждением. За 12 лет деятельности на ниве православного образования и миссионерства центровцам было ясно, что если и делать православную гимназию, то настоящую, где будет не просто факультативно преподаваться курс по основам православной культуры и устраиваться Рождественские и Пасхальные посиделки, а также периодический просмотр видеофильмов, а где православие будет положено в основу воспитательного и учебного процесса. Иное бытование гимназии выглядело полной профанацией православного образования.
С окончанием учебного года, летом 2005 г встал вопрос с помещением для гимназии и директором. Работники Центра не смогли из своей среды выдвинуть кандидата на место директора – это решило судьбу гимназии. Проект был изъят из ведения центра творчества «Китеж», его работники отстранены от участия в нем. Все программы по налаживанию работы гимназии, предложенные центровцами были отвергнуты, сама гимназия переведена в прогимназию №1, где стала развиваться как раз по факультативному принципу. После неудачи с гимназией в августе 2005 г. центр творчества «Китеж» был закрыт.
Ретроспективно рассматривая историю Центра, которая была как бы микросрезом процессов, происходящих в обществе можно сделать некоторые выводы. В начале 1990-х, Церковь получила свободу, как и государство и оба не знали, что с этой свободой делать. В это время появляются учреждения подобные Центру Православной культуры. Это своеобразная модель того, как или через что в современном мире свою миссию может выполнять Церковь. На тот момент удобная очень форма, как для государства, так и для Церкви. В этот период должно были бы употребить максимум усилий, чтобы создать в области мощную православную общину, с которой всерьез считались бы все, и для создания такой общины нужно было использовать различные механизмы, в том числе и такой как Центр. К 2000 г., когда начала выстраиваться вертикаль власти и в целом закончился этап формирования местных элит, церковные структуры в этой вертикале заняли свое место, где-то между губернатором и мэром на местном уровне. Сама же церковь именно как организация в чиновничьем табели о рангах встала где – то между социальной политикой и культурой. В таких условиях, когда ускоренно происходит бюрократизация и формализация всей церковной жизни, такие организации как Центр стали просто не нужны. В новом построение нет места инициативе и творчеству, а лишь требуется тупое послушание, не в православном его смысле, которое как раз и предполагает инициативу и творчество, а в чиновничье-бюрократическом, когда без инструкции и указания сверху мы и пальцем не пошевелим, даже если рядом будет погибать человек.


Рецензии
Грустная история. Все так хорошо начиналось, столько сделано, и, судя по статье, потенциал был далеко не исчерпан. Многие начинания и инициативы центра имеют продолжение в современной жизни Церкви на самых разных уровнях: в Москве, в других епархиях, на нашей Тамбовской земле. Тем более обидно, что богатый опыт и талант центровцев не был максимально использован после его закрытия. На мой взгляд, такие организации нужны как никогда не только во время, описанное автором, но и в наше, когда государство представляет столько возможностей Церкви выйти за церковную ограду и заниматься миссионерской и просветительской деятельностью. Острая борьба, развернувшаяся за душу российской молодежи, жалобы священноначалия на нехватку просвещенных, инициативных православных специалистов, а главное, отсутствие единства в рядах самих верующих - эти и многие другие проблемы могут быть решены подобным способом.
Что касается самой статья, написано очень ярко и живо. Будучи во времена деятельности Центра подростком и далека от жизни Церкви, с головой окунулась в то время, его перипетии, почувствовала дух той эпохи, такой недавней и такой отличной от нашего времени, пережила воодушевление и разочарование сотрудников Центра, на протяжении нескольких лет вкладывавших душу в это благое дело.

Екатерина Налитова   20.01.2011 12:14     Заявить о нарушении
Спасибо за толковые рецензии

Олег Лёвин   21.01.2011 09:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.