О романе Коэльо На берегу Рио села я и заплакала

(Рецензия к роману Пауло Коэльо "На берегу Рио-Пьедра села я и заплакала")      
     Роман написан от лица женщины по имени Пилар. Это её воспоминания и переживания. Мне кажется мужчине –писателю трудно вот так переворачивать свои мысли о любви, о Боге и вообще о жизни от лица женщины. Просто чудо какое-то! Да и сам Пауло Коэльо признаётся:  "Когда я пишу – я женщина".
      Одна фраза меня просто поставила в тупик. Так и не могу её осознать  до конца. Вот она. Пилар говорит:  "Но с сегодняшнего дня я вновь стала девственницей. Не пытайся понять – только женщина знает, о чём я говорю".
       В начале романа мужчина и женщина  вспоминают, что когда-то в детстве они любили друг друга. "… Если, конечно,  ребёнку дано понять, что такое любовь. Но всё это было так давно, осталось в какой-то другой, прежней жизни, когда сердце в невинности своей открывалось всему самому лучшему, что есть на свете".
         Один пожилой человек вспомнил о девочке однокласснице, которая дразнила его, этак незлобно, а больше по-детски любя. Как потом оказалось – это и была единственная его любовь на всю жизнь. Наверное, самая чистая пречистая любовь и возникает в детские и юношеские годы. Проходит жизнь, человек живёт в определённых рамках, решает свои насущные задачи и однажды понимает, что вот самое главное в его жизни – чистая искренняя любовь прошла где-то рядом, мимо и уже очень давно, а остались одни обязанности вот к этой женщине или к мужчине, или к детям. Но здесь, в такие откровения, нельзя думать только о себе и жалеть себя, а то можно наделать много глупостей.
         К счастью, наши герои были свободны, и это облегчило ход дальнейших событий. Хотя у них уже и есть какие-то свои обязательства, которые как бы препятствуют их любви. Пилар знала, что в свои годы сможет справиться и обуздать сердце девочки, мечтавшей о своём принце. А у него тоже есть свои обязательства перед верующими. Сколько страждущих не смогут получить помощи от него! У него дар исцеления от Пресвятой Девы. Как он может променять его на любовь? Сколько нуждающихся ждут этой помощи от него! Он говорит своей возлюбленной Пилар:  "В ответ на мою молитву Святой Дух нисходил ко мне и осенял меня, я лечил больных наложением рук и исцелял их". Пилар понимала, какую цену придётся заплатить её любимому. Он уже не сможет принимать дар исцеления от Великой матери. И Пилар просит Пресвятую Деву простить её за то, что она осмеливается любить такого человека и, чтобы он любил только её одну.
          Есть в романе одна интересная особенность. В нём не упоминается имя мужчины, за любовь которого борется Пилар. Мы уже привыкли, что это просто «Он». Может Пауло Коэльо сделал это специально, чтобы подчеркнуть, что для женщины очень важно, что есть Он. Это её Он. Вот Он здесь рядом. Он есть у неё.
       Одна из главных мыслей романа озвучена фразой: "Любовь может вознести нас на небеса, может низвергнуть в преисподнюю, но на прежнем месте не оставит…Всё дело в том, что когда мы отправляемся на поиски любви, любовь движется нам навстречу. И спасает нас". О спасении можно согласиться, но можно и не согласиться. Бывает всякое в жизни.
         Ещё одна проблема затронута в романе. Это о Святой Троице. Для нас привычно, что это Бог, Иисус Христос и Святой Дух. Мне всё время казалось, что эти португальцы, испанцы и вся Латинская Америка акцентируют свою религию на Богородице. Коэльо прямо ставит вопрос:  "Сколько времени должно пройти, прежде чем мы признаем женщину одним из нераздельно слиянных членов Святой Троицы. Прежде чем поймём, что Святую Троицу составляют – Бог Дух Святой, Богиня Мать и Бог Сын?"
            В корне не согласен с такой постановкой вопроса, который сам по себе  уже является вольной интерпретацией библейского учения, этаким святотатством. Приведу фразу из основ Богопознания святой Терезы: "В Боге нельзя выделить мужского или женского начала. Родительская нежность бога может также выражаться и в образе материнства. Бог трансцедентен человеческому различию полов. Он не мужчина и не женщина. Он есть Бог".
            Но вернёмся к Пилар. Она понимает, что слишком много требует от своего возлюбленного ради своей любви и принимает решение отказаться от любимого вопреки своему сердцу. На берегу Рио-Пьедра она села и заплакала. Не было у неё больше сил. Она сделала всё, что могла. Она решила уйти добровольно от своей любви ради страждущих и нуждающихся. Коэльо пишет:  "Легко переносить страдания ради любви к ближнему, ради любви к человечеству или ради любви к сыну.  Но как объяснить и оправдать, что страдаешь по мужчине?  Да никак. Это невозможно. И мы оказываемся в аду, ибо нет в этих страданиях ни величия, ни благородства, а что же есть? Ничего нет. Одна беда". Это удивительно, как Коэльо написал эти слова. Так и хочется сказать, что мужчине-писателю подсказала эту фразу либо сестра, либо жена, либо мать. Здорово сказано. А скорее всего это сказала на прощание его любовница, которая знала, что они уже никогда не увидятся.
             Возлюбленный находит Пилар в тот критический момент, когда она уже отреклась от него в мучительной борьбе с собой. Он уже понимает, что жить без любимой не сможет. Он хочет быть рядом с ней всегда. Он говорит ей: "Так будет до тех пор, пока ты не скажешь мне «уходи».Тогда я уйду. Но всё равно буду любить тебя всю жизнь". Они любят друг друга. Пилар готова следовать за ним повсюду.
            Пауло Коэльо не случайно назвал свою трилогию "И в день седьмой», потому как "благословил Бог седьмой день и освятил его, ибо в оный почил от всех дел своих, которые Бог творил и созидал". И на седьмой день всех тягот и переживаний, выпавших на любящие сердца, всё заканчивается наилучшим образом. Они остаются вместе, любимые друг другом. И уже ничто их не может разлучить.
2010г.


Рецензии
Сразу хочу сказать, что люблю эту книгу и её героиню. Честно говоря, я не увидела в книге (хотя перечитывала её в течение жизни раз 5-6) что Пилар отрекается от любви для того, чтобы помочь страждущим. Да, она уходит из пещеры, но скорее потому что её картина будущего, которое она себе и своему возлюбленному нарисовала разрушилась. Пилар вообразила, что она станет такой правой рукой человека, способного творить чудеса и обретёт за его счёт эдакий возвышенный смысл жизни. А он возьми да и реши иначе: жить простой жизнью обычного человека ради своей возлюбленной. И таким образом тоже служить Господу. И Пилар уходит в смятении чувств.

Я каждый раз, перечитывая книгу надеюсь, что пойму и приму правду Пилар. Но, вот опять не вышло. Она большую часть своей жизни прожила, руководствуясь страхом: не захотела выслушать слова о любви своего друга, потому что знала: он уедет и ей придётся делать выбор - уехать с ним и бросить всё привычное или расстаться с любимым. Позже, обжёгшись на любви, вообще отвергла её, вычеркнула из своей жизни, стала планировать брак без сильных чувств.
А встретив Его снова, научившись у него не бояться, увидев другую, духовную, жизнь, от которой сама отвернулась, понимает, что к прежнему возврата нет. Это всё хорошо. Но, не гордыня ли это - решать за любимого человека, как ему жить, воображать, как будешь приобщиться к святому благодаря Его дару. Шла бы сама молилась, искала, свою собственную способность... А что, любить простого человека, без дара исцелять людей, разве плохо? Он ведь с уверенностью сказал ей, что дар не пропадёт втуне, а достанется другому. В общем, Пилар, конечно, молодец, что изменила свою жизнь, но ей нужно ещё много работать над собой, а не пытаться воспользоваться чужими дарами.

Анна Аю   03.07.2020 20:36     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.